Введение
Глава 1. Качество продукции: сущность, показатели, методы оценки
1.1. Качество продукции и факторы, оказывающие на него влияние
1.2. Показатели качества и методы их оценки
1.3. Экономические категории и затратный механизм качества
Глава 2. Современный подход к управлению качеством продукции на предприятии
2.1. Эволюция системы управления качеством продукции
2.2. Сущность управления качеством
2.3. Процесс и функции управления качеством на предприятии
Заключение
Список литературы
Качество продукции играет важную роль в экономической и социальной жизни всех стран. Качество производимой продукции выступает объективным фактором, который объясняет многие причины экономических и социальных трудностей, снижение темпов экономического роста в одних странах, и роста уровня жизни и эффективности производства — в других. Качество продукции, ее безопасность, сервисное обслуживание, упаковка — все это критерии выбора современного потребителя при приобретении товара, и, соответственно, от них во многом зависит эффективность деятельности предприятия и его конкурентоспособность.
Переход к рыночной экономике обусловил изменение и повышение требований к качеству производимой продукции. Это связано с тем, что в настоящее время устойчивое положение предприятия на рынке определяется уровнем его конкурентоспособности, что и обуславливает актуальность темы данной работы.
Актуальность темы работы также связана с тем, что процесс управления качеством на предприятии в настоящий момент претерпевает серьезные изменения: вводятся новые стандарты, разрабатываются соответствующие законы, происходит адаптация требований к качеству продукции под международные стандарты.
Целью данной работы является изучение процесса управления качеством продукции на предприятии.
Для достижения поставленной цели в ходе выполнения работы необходимо решить следующие задачи:
- дать определение качеству продукции, описать его сущность и факторы, которые оказывают на нее влияние;
- рассмотреть показатели качества и методы их оценки;
- проанализировать экономические категории и затратный механизм качества;
- рассмотреть эволюцию системы управления качеством продукции;
- объяснить сущность процесса управления качеством продукции на предприятии;
- охарактеризовать процесс и функции управления качеством продукции.
При написании работы применялись следующие методы: метод научного анализа, метод научного синтеза и обобщения.
В работе использована научная и учебная литература отечественных авторов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Качество продукции: сущность, показатели, методы оценки
1.1. Качество продукции и факторы, оказывающие на него влияние
Под качеством продукции понимается совокупность свойств и характеристик продукции, обуславливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.[1]
Один из специалистов в области качества — А. Фейгенбаум в своей книге «Контроль качества продукции» под качеством продукции понимает: «Качество изделия или услуги можно определить как общую совокупность технических, технологических, и эксплуатационных характеристик изделия и услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации».[2] Помимо этого, ученый говорит о том, что качество продукции определяется, прежде всего, потребителем.
Ряд российских ученых считают, что качество продукции — это отражение научно-технического прогресса. Оно объективно отражает уровень применяемой техники, технологии и управления.
Качество продукции — это одновременно товароведческая, техническая и экономическая категория. С экономической точки зрения качество продукции связано с потребительской стоимостью. потребительская стоимость — это полезность товара, а качество — это степень проявления потребительной стоимости в определенных условиях ее использования. Таким образом, понятие качества хоть и тесно связано с потребительской стоимостью, но не является тождественным ей, поскольку потребительская стоимость — понятие более широкое и включает в себя помимо качества множество других свойств. Качество продукции характеризует степень общественной полезности потребительной стоимости, меру пригодности для удовлетворения конкретной потребности. [3]
В качестве экономической категории качество продукции тесно связано с экономическими показателями деятельности предприятия: себестоимостью, рентабельностью, прибылью, ценой, издержками и пр.
Важность проблемы повышения качества продукции рассматривается как на уровне предприятий, так и на уровне страны.
Улучшение качества продукции на уровне государства дает возможность:
- увеличить объем экспорта;
- оптимизировать структуру экспорта;
- ускорить научно-технический прогресс;
- повысить эффективность общественного производства, поскольку при улучшении качества продукции возрастает и эффективность применения средств и предметов труда, ресурсов;
- улучшить благосостояние общества, поскольку повышение качества продукции приводит к росту заработных плат;
- повысить престиж страны на международном уровне и пр.
Таким образом, стремление к улучшению качества продукции на государственном уровне способствует ускорению научно-технического прогресса, росту эффективности общественного производства, увеличению объемов экспорта, и в целом экономическому росту. В связи с этим важно, чтобы правительство осуществляло политику, ориентированную на повышение высокого качество продукции, для чего необходимо применять определенные рычаги, в том числе законодательные.
Качество продукции — это важный показатель деятельности любого предприятия. В условиях рыночной экономики производство высококачественной продукции ведет к повышению имиджа предприятия. Имидж предприятия — это известность и популярность, устойчивое позитивное отношение покупателей к фирме, ее товарам, услугам и атрибутам фирменного стиля – товарному знаку, средствам рекламы и др. [4]
Соответственно повышение качества продукции на уровне предприятия — это формирование положительного имиджа у покупателей, а также основа получения максимальной прибыли и гарантия стабильного положения предприятия на конкурентном рынке.
На уровне предприятий на качество продукции оказывают воздействие различные факторы, которые можно разделить на две большие группы: внешние и внутренние.
К числу внутренних факторов относятся те, которые связаны с возможностями предприятия производить продукцию высокого качества, т.е. факторы, которые зависят от самого предприятия. Внутренние факторы, в свою очередь, классифицируются на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – психологические.[5]
Технические факторы оказывают значительное влияние на качество продукции, в связи с чем, материальной базой для производства конкурентоспособной продукцией является внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более качественного сырья.
Организационные факторы — это факторы, связанные с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы управления качеством и его сертификации, улучшением работы службы ОТК и другими организационными предприятиями.[6]