Курсовая работа|Экология

Процесс формирования и реализации государственной экологической политики России

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 36

Введение

1. Правовые основы государственного управления в сфере экологии

1.1. Понятие управления природопользованием и охраной окружающей среды

1.2. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды

1.3. Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

2. Особенности воздействия и взаимодействия государства и экологии

2.1. Теоретические и практические проблемы осуществления государственного экологического надзора

2.2. Анализ судебных споров в сфере природопользования и охраны окружающей среды в субъектах РФ

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

 

Актуальность темы исследования. Такие понятия и термины, как «глобальная экология», «социальная экология», «политическая экология», «экологические проблемы», «экология человечества», достаточно прочно вошли в общественное сознание. Несмотря на то, что содержание этих терминов весьма многозначно и точно не определено, внимание к ним отражает изменившиеся реалии нашего времени. На протяжении многовековой истории человечества, эксплуатация окружающей среды, ее природных ресурсов не была столь активной. Проблемы взаимодействия человека и природы не возникало. Но во второй половине XX столетия был поставлен вопрос об охране окружающей среды, в том числе в политическом плане, поскольку ее загрязнение в результате жизнедеятельности человечества достигло критического уровня. Превентивные механизмы сохранения окружающей среды до сих пор не выработаны, что с превращением человечества в глобальную силу, грозит ему самоуничтожением. Необходим поиск и разработка теоретических основ и механизмов снятия нарастающего антропогенного воздействия человека на природную среду. Проблема эффективности реализации экологической политики по значимости может быть сравнима с идеей устойчивого развития, развиваемой в настоящее время международным сообществом. В то же время она не должна ограничиться лишь общей декларацией важности подхода. Она должна стать практическим инструментом для обеспечения надежной системы приоритетов и индикации любых моделей устойчивого развития, охраны природы, обеспечения разумного природопользования и здоровья человека.

Для этого необходимо пройти достаточно длинный путь от научных разработок самой проблемы здоровья среды, определения четких критериев и методов оценки, подходов для его обеспечения до практического использования этих представлений для обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития. Все это предполагает превращение идеи здоровья среды из научной концепции в конкретную социально-политическую программу ее реализации.

Объектом исследования является процесс формирования и реализации государственной экологической политики России.

Предметом исследования является изучение основных принципов политики в области охраны окружающей среды в РФ, обоснование необходимости использования опыта ряда развитых стран, и определение путей выхода страны из экологического кризиса.

Цель работы: исследование.

Задачи работы:

изучить понятие управления природопользованием и охраной окружающей среды;

рассмотреть виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды;

раскрыть разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

определить теоретические и практические проблемы осуществления государственного экологического надзора;

провести анализ судебных споров в сфере природопользования и охраны окружающей среды в субъектах РФ.

Методологической основой исследования является использование историко-правового, формально-логического, сравнительно-правового методов исследования.

 

1. Правовые основы государственного управления в сфере экологии

1.1. Понятие управления природопользованием и охраной окружающей среды

Совершенствование государственного управления является одной из актуальнейших задач, решению которой в современной России руководством страны и обществом уделяется самое серьезное внимание. Основным способом ее решения является проведение административной реформы, которая вступила в свой третий этап. Цель административной реформы - «повышение эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти и создание благоприятных условий для реализации субъектами предпринимательства своих прав и интересов» - была определена в Указе Президента РФ «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах»[1], в соответствии с которым начался первый этап реформы.

Утверждена Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы и План мероприятий по реализации указанной Концепции[2]. В качестве приоритетов данного этапа административной реформы названы следующие:

- реализация общесистемных мер снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг;

- оптимизация механизмов осуществления функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

- совершенствование разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в различных сферах общественных отношений;

- развитие механизмов, направленных на управление процессом реализации Концепции.

Эффективное государственное управление в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности возможно только на основе системы законодательных актов, регулирующих указанные отношения, что обеспечивает предсказуемость и стабильность природоохранительной политики государства. Экологические отношения сегодня регулируются на основе множества, часто слабо взаимосвязанных, федеральных законов, ориентированных, как правило, на достижение узких секторальных задач охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности[3].

1.2. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды

Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере и иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.

Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, - развитием экономики, управлением развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

К органам общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

- Президент России;

- Правительство России;

- правительства (администрация) субъектов РФ.

Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. К важнейшим функциям его управленческой деятельности можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды. Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в его администрации. За время действия института президентства в России специальной структурой в Администрации Президента был советник Президента по вопросам экологии и охраны здоровья. Позднее эта должность была упразднена. В настоящее время такой структурой является Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета Безопасности РФ[4].

Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Правительством РФ непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ»[5] в сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство РФ:

- обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

- принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

- организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ;

- координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

  1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., 2008.
  2. Бринчук М.М. Экологическое право: учебник // СПС КонсультантПлюс. 2015.
  3. Бринчук М.М., Дубовик О.Л., Куделькин Н.С., Кузнецова О.Н., Никишин В.В., Редникова Т.В., Сосновский В.В. Комментарий к Федеральному закону от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (постатейный) / под ред. М.М. Бринчука, О.Н. Кузнецовой // СПС КонсультантПлюс. 2015.
  4. Ермолаева А.Е. Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей природной среды // Законодательство и экономика. - 2014. - № 7. - С. 58 - 61.
  5. Заславская Н.М. Проблемы построения современной функциональной организации государственного экологического контроля // Экологическое право. - 2014. - № 3. – С. 44-48.
  6. Каримов Д.А., Малюхин Д.М. Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 9. - С. 65 - 67.
  7. Муртазалиев А.М. Конституционные принципы правового государства как основа для развития экологического права и практики в сфере охраны окружающей среды // Экологическое право. - 2009. - № 4. – С. 81-88.
  8. Петров А.В., Епифанов А.Е. Юридическая природа государственного контроля и надзора // Журнал Российского права. - 2013. - № 7. – С. 31-35.
  9. Русин С.Н. Полнота правового регулирования нормирования в области охраны окружающей среды и эффективность государственного управления: проблемы теории и практики // Экологическое право. - 2013. - № 4. - С. 24 - 30.
  10. Солдатенков О.О. Государственный экологический надзор: некоторые вопросы теории и практики // Юридический мир. - 2014. - № 8. - С. 43 - 47.
  11. Судебная практика
  12. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.03.2012 по делу № А32-15802/2011 // СПС КонсультантПлюс, 2015.
  13. Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности положений статей 6 и 7 Закона Краснодарского края «Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае» в связи с жалобой граждан В.А. Береснева, В.А. Дудко и других» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4296.
  14. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.08.2014 по делу № А12-7048/2014 // СПС КонсультантПлюс, 2015.
  15. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.03.2013 по делу № А75-3355/2012 // СПС КонсультантПлюс, 2015.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Экология
2019 год 25 стр.
Курсовая Озеро Байкал
Telesammit
Курсовая работа Экология
2016 год 50 стр.
Курсовая Экологический менеджмент

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское