Введение
1. Правовые основы государственного управления в сфере экологии
1.1. Понятие управления природопользованием и охраной окружающей среды
1.2. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
1.3. Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ
2. Особенности воздействия и взаимодействия государства и экологии
2.1. Теоретические и практические проблемы осуществления государственного экологического надзора
2.2. Анализ судебных споров в сфере природопользования и охраны окружающей среды в субъектах РФ
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. Такие понятия и термины, как «глобальная экология», «социальная экология», «политическая экология», «экологические проблемы», «экология человечества», достаточно прочно вошли в общественное сознание. Несмотря на то, что содержание этих терминов весьма многозначно и точно не определено, внимание к ним отражает изменившиеся реалии нашего времени. На протяжении многовековой истории человечества, эксплуатация окружающей среды, ее природных ресурсов не была столь активной. Проблемы взаимодействия человека и природы не возникало. Но во второй половине XX столетия был поставлен вопрос об охране окружающей среды, в том числе в политическом плане, поскольку ее загрязнение в результате жизнедеятельности человечества достигло критического уровня. Превентивные механизмы сохранения окружающей среды до сих пор не выработаны, что с превращением человечества в глобальную силу, грозит ему самоуничтожением. Необходим поиск и разработка теоретических основ и механизмов снятия нарастающего антропогенного воздействия человека на природную среду. Проблема эффективности реализации экологической политики по значимости может быть сравнима с идеей устойчивого развития, развиваемой в настоящее время международным сообществом. В то же время она не должна ограничиться лишь общей декларацией важности подхода. Она должна стать практическим инструментом для обеспечения надежной системы приоритетов и индикации любых моделей устойчивого развития, охраны природы, обеспечения разумного природопользования и здоровья человека.
Для этого необходимо пройти достаточно длинный путь от научных разработок самой проблемы здоровья среды, определения четких критериев и методов оценки, подходов для его обеспечения до практического использования этих представлений для обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития. Все это предполагает превращение идеи здоровья среды из научной концепции в конкретную социально-политическую программу ее реализации.
Объектом исследования является процесс формирования и реализации государственной экологической политики России.
Предметом исследования является изучение основных принципов политики в области охраны окружающей среды в РФ, обоснование необходимости использования опыта ряда развитых стран, и определение путей выхода страны из экологического кризиса.
Цель работы: исследование.
Задачи работы:
изучить понятие управления природопользованием и охраной окружающей среды;
рассмотреть виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды;
раскрыть разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
определить теоретические и практические проблемы осуществления государственного экологического надзора;
провести анализ судебных споров в сфере природопользования и охраны окружающей среды в субъектах РФ.
Методологической основой исследования является использование историко-правового, формально-логического, сравнительно-правового методов исследования.
1. Правовые основы государственного управления в сфере экологии
1.1. Понятие управления природопользованием и охраной окружающей среды
Совершенствование государственного управления является одной из актуальнейших задач, решению которой в современной России руководством страны и обществом уделяется самое серьезное внимание. Основным способом ее решения является проведение административной реформы, которая вступила в свой третий этап. Цель административной реформы - «повышение эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти и создание благоприятных условий для реализации субъектами предпринимательства своих прав и интересов» - была определена в Указе Президента РФ «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах»[1], в соответствии с которым начался первый этап реформы.
Утверждена Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы и План мероприятий по реализации указанной Концепции[2]. В качестве приоритетов данного этапа административной реформы названы следующие:
- реализация общесистемных мер снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг;
- оптимизация механизмов осуществления функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
- совершенствование разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в различных сферах общественных отношений;
- развитие механизмов, направленных на управление процессом реализации Концепции.
Эффективное государственное управление в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности возможно только на основе системы законодательных актов, регулирующих указанные отношения, что обеспечивает предсказуемость и стабильность природоохранительной политики государства. Экологические отношения сегодня регулируются на основе множества, часто слабо взаимосвязанных, федеральных законов, ориентированных, как правило, на достижение узких секторальных задач охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности[3].
1.2. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере и иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.
Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, - развитием экономики, управлением развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.
К органам общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:
- Президент России;
- Правительство России;
- правительства (администрация) субъектов РФ.
Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. К важнейшим функциям его управленческой деятельности можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды. Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в его администрации. За время действия института президентства в России специальной структурой в Администрации Президента был советник Президента по вопросам экологии и охраны здоровья. Позднее эта должность была упразднена. В настоящее время такой структурой является Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета Безопасности РФ[4].
Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Правительством РФ непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ»[5] в сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство РФ:
- обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
- принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
- организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ;
- координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.