Введение
- Понятие о воспитании в педагогической литературе
- Воспитание как целенаправленное формирование личности
- Психологические теории личности в зарубежной и отечественной психологии
3.1 Теории личности зарубежных психологов
3.2 Теории личности отечественных психологов
- Понятие о качествах личности как единстве ее мотивов и форм поведения
- Воспитание в семье и в детском коллективе
Заключение
Список использованной литературы
Сегодня практически общепризнанным в педагогике является тезис о том, что эффективным и продуктивным воспитание может быть только в рамках организованной воспитательной системы. «Это понятие, – пишут в своей книге известные теоретики и практики воспитания В.А. Каракоцский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова, – в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике.
Понятие «воспитательная система», по мнению В.А. Караковского, отражает один из наиболее фундаментальных факторов педагогической действительности: школа предстает как целостный социальный организм, имеющий собственную логику функционирования и развития, в котором происходят процессы саморегуляции и самоорганизации. В этой системе изменяется и взгляд на личность педагога: он перестает выступать непосредственным источником и причиной воспитательного процесса. Воспитательная система, будучи однажды «запущена», затем ежедневно и ежечасно порождает в жизни школы ситуации, имеющие педагогическое содержание… Педагоги, создавши систему, освобождаются от изнурительной необходимости быть в курсе всех дел, всех событий, от необходимости лично контролировать все и вся в жизнедеятельности детей. Безусловно, сознательная педагогическая деятельность воспитателя важна, но она не единственная.
Воспитание - это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностной ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и профессиональной деятельности.
Психологией выявлены определенные законы развития личности, характер ее становления на разных возрастных этапах онтогенеза с учетом «зоны ближайшего развития» и особых сензитивных периодов.
Влияние социума на процесс воспитания весьма велико именно в эти периоды, так как растущий человек в эти периоды особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих. Знание этих законов позволяет ориентировать педагогическую практику на построение целостной системы воспитания детей, подростков, юношества, направленной на формирование у них самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления. При этом важно обеспечить единство общественного и семейного воспитания, позволяющее осуществлять коррекцию возникающих отклонений в развитии личности и поведения.
Цель исследования – комплексный анализ психологических основ воспитания.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- определить понятие о воспитании в педагогической литературе;
- рассмотреть воспитание как целенаправленное формирование личности;
- проанализировать психологические теории личности в зарубежной и отечественной психологии;
- исследовать понятие о качествах личности как единстве ее мотивов и форм поведения;
- рассмотреть воспитание в семье и в детском коллективе.
Диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания послужили методологической основой исследования в работе.
1. Понятие о воспитании в педагогической литературе
Воспитание – это процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка. Воспитание – одна из сторон научения, еще один аспект социализации ребенка. Воспитание и обучение можно рассматривать как социальный заказ общества, поскольку именно результат этого процесса – человек, адаптированный (неадаптированный в случае неуспешного воспитания) к жизни в обществе.
Исходя из высшего гуманистического смысла, который человечество выработало в ходе своего развития и который оно пытается осознавать и прививать новым поколениям, основные цели воспитания – это полноценное развитие личности человека и усвоение им непреходящих ценностей: духовности (приоритета высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями), свободы (стремления человека к внешней и внутренней независимости и признание того права за другой личностью), ответственности (обратной стороны свободы как осознания последствий своих действий и готовности отвечать за них).
В ходе воспитания у человека должно быть сформировано несколько аспектов его личности: саморегуляция, самосознание, ответственность, активность и творчество.
Кроме того, есть специфические цели воспитания, обусловленные, например, конкретными условиями развития общества (в наши дни это может быть приоритет в воспитании таких качеств, как предприимчивость, инициативность, стремление успеху и т. п.).
Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно идет в процессе социализации – усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта.
Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов обществ, бытия (по сути весьма противоречивого), так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий. Процесс и результат развития человека под влиянием наследственности, среды и воспитания в педагогике принято называть формированием личности.
С содержательной точки зрения воспитание классифицируется по-разному. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, трудовое и физическое воспитание. Часто, принимая во внимание аспекты воспитательного процесса, называют (в различных сочетаниях) идейно-политическое, военно-патриотическое, патриотическое, нравственное, интернациональное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, половое, экологическое, экономическое воспитание. Существуют концепции прагматического, гражданского, ценностного, коллективистского, коммуникативного воспитания и др. По институциональному признаку выделяют семейное воспитание, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), а также воспитание в детских и юношеских организациях, по месту жительства (общинное в американской педагогике), в закрытых и специальных учебно-воспитательных учреждениях.
По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, свободное, демократическое воспитание.
1. Батаршев А. В. Типология характера и личности: Практическое руководство по психологической диагностике. — М., 2011. – 325 с.
2. Гиппенрейтер Ю. Б, Романов В. Я. Психология индивидуальных различий. — М., 2010. – 474 с.
3. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания: учеб пособие для вузов / И.З. Гликман. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. - 176 с.
4. Головнева, Е.В. Теория и методика воспитания: учеб пособие / Е.В. Головнева. - М. : Высш. шк., 2012. - 256 с.
5. Зюбин Л. М. Психология воспитания. М., 2012. – 369 с.
6. Крайг Г. Психология развития. — СПб. 2013. – 422 с.
7. Кондратьев, М. Ю. Азбука социального психолога-практика / М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин. - М. : ПЕР СЭ, 2014. - 464 с.
8. Пастернак, Н.А. Психология воспитания: учеб пособие для вузов / Н.А. Пастернак. - М. : Академия, 2011. - 224 с.
9. Подласый, И.П. Педагогика : Новый курс: учеб пособие для вузов. В 2-х кн. Кн. 2 : Процесс воспитания. / И.П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2013. - 256 с.
10. Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Л. В. Куликов. — СПб., 2010. – 325 с.
11. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб., 2012. – 589 с.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 2007. – 254 с.
13. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб., 2010. – 387 с.