Реферат|Психология

Психологические основы воспитания

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 24

Введение

  1. Понятие о воспитании в педагогической литературе
  2. Воспитание как целенаправленное формирование личности
  3. Психологические теории личности в зарубежной и отечественной психологии

3.1 Теории личности зарубежных психологов

3.2 Теории личности отечественных психологов

  1. Понятие о качествах личности как единстве ее мотивов и форм поведения
  2. Воспитание в семье и в детском коллективе

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Сегодня практически общепризнанным в педагогике является тезис о том, что эффективным и продуктивным воспитание может быть только в рамках организованной воспитательной системы. «Это понятие, – пишут в своей книге известные теоретики и практики воспитания В.А. Каракоцский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова, – в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике.

Понятие «воспитательная система», по мнению В.А. Караковского, отражает один из наиболее фундаментальных факторов педагогической действительности: школа предстает как целостный социальный организм, имеющий собственную логику функционирования и развития, в котором происходят процессы саморегуляции и самоорганизации. В этой системе изменяется и взгляд на личность педагога: он перестает выступать непосредственным источником и причиной воспитательного процесса. Воспитательная система, будучи однажды «запущена», затем ежедневно и ежечасно порождает в жизни школы ситуации, имеющие педагогическое содержание… Педагоги, создавши систему, освобождаются от изнурительной необходимости быть в курсе всех дел, всех событий, от необходимости лично контролировать все и вся в жизнедеятельности детей. Безусловно, сознательная педагогическая деятельность воспитателя важна, но она не единственная.

Воспитание - это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностной ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и профессиональной деятельности.

Психологией выявлены определенные законы развития личности, характер ее становления на разных возрастных этапах онтогенеза с учетом «зоны ближайшего развития» и особых сензитивных периодов.

Влияние социума на процесс воспитания весьма велико именно в эти периоды, так как растущий человек в эти периоды особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих. Знание этих законов позволяет ориентировать педагогическую практику на построение целостной системы воспитания детей, подростков, юношества, направленной на формирование у них самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления. При этом важно обеспечить единство общественного и семейного воспитания, позволяющее осуществлять коррекцию возникающих отклонений в развитии личности и поведения.

Цель исследования – комплексный анализ психологических основ воспитания.

Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:

- определить понятие о воспитании в педагогической литературе;

- рассмотреть воспитание как целенаправленное формирование личности;

- проанализировать психологические теории личности в зарубежной и отечественной психологии;

- исследовать понятие о качествах личности как единстве ее мотивов и форм поведения;

- рассмотреть воспитание в семье и в детском коллективе.

Диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания послужили методологической основой исследования в работе.

 

1. Понятие о воспитании в педагогической литературе

Воспитание – это процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка. Воспитание – одна из сторон научения, еще один аспект социализации ребенка. Воспитание и обучение можно рассматривать как социальный заказ общества, поскольку именно результат этого процесса – человек, адаптированный (неадаптированный в случае неуспешного воспитания) к жизни в обществе.

Исходя из высшего гуманистического смысла, который человечество выработало в ходе своего развития и который оно пытается осознавать и прививать новым поколениям, основные цели воспитания – это полноценное развитие личности человека и усвоение им непреходящих ценностей: духовности (приоритета высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями), свободы (стремления человека к внешней и внутренней независимости и признание того права за другой личностью), ответственности (обратной стороны свободы как осознания последствий своих действий и готовности отвечать за них).

В ходе воспитания у человека должно быть сформировано несколько аспектов его личности: саморегуляция, самосознание, ответственность, активность и творчество. 

Кроме того, есть специфические цели воспитания, обусловленные, например, конкретными условиями развития общества (в наши дни это может быть приоритет в воспитании таких качеств, как предприимчивость, инициативность, стремление успеху и т. п.).

Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно идет в процессе социализации – усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта.

Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов обществ, бытия (по сути весьма противоречивого), так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий. Процесс и результат развития человека под влиянием наследственности, среды и воспитания в педагогике принято называть формированием личности.

С содержательной точки зрения воспитание классифицируется по-разному. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, трудовое и физическое воспитание. Часто, принимая во внимание аспекты воспитательного процесса, называют (в различных сочетаниях) идейно-политическое, военно-патриотическое, патриотическое, нравственное, интернациональное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, половое, экологическое, экономическое воспитание. Существуют концепции прагматического, гражданского, ценностного, коллективистского, коммуникативного воспитания и др. По институциональному признаку выделяют семейное воспитание, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), а также воспитание в детских и юношеских организациях, по месту жительства (общинное в американской педагогике), в закрытых и специальных учебно-воспитательных учреждениях.

По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, свободное, демократическое воспитание.

1. Батаршев А. В. Типология характера и личности: Практическое руководство по психологической диагностике. — М., 2011. – 325 с.

2. Гиппенрейтер Ю. Б, Романов В. Я. Психология индивидуальных различий. — М., 2010. – 474 с.

3. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания: учеб пособие для вузов / И.З. Гликман. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. - 176 с.

4. Головнева, Е.В. Теория и методика воспитания: учеб пособие / Е.В. Головнева. - М. : Высш. шк., 2012. - 256 с.

5. Зюбин Л. М. Психология воспитания. М., 2012. – 369 с.

6. Крайг Г. Психология развития. — СПб. 2013. – 422 с.

7. Кондратьев, М. Ю. Азбука социального психолога-практика / М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин. - М. : ПЕР СЭ, 2014. - 464 с.

8. Пастернак, Н.А. Психология воспитания: учеб пособие для вузов / Н.А. Пастернак. - М. : Академия, 2011. - 224 с.

9. Подласый, И.П. Педагогика : Новый курс: учеб пособие для вузов. В 2-х кн. Кн. 2 : Процесс воспитания. / И.П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2013. - 256 с.

10. Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Л. В. Куликов. — СПб., 2010. – 325 с.

11. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб., 2012. – 589 с.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 2007. – 254 с.

13. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб., 2010. – 387 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское