ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ
1.1. Основные трудности в коммуникативной деятельности
1.2. Основные проблемы в межличностных отношениях людей, причины их возникновения
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ТРУДНОСТЕЙ В ОБЩЕНИИ
2.1. Общие рекомендации по психологическому консультированию
2.2. Особенности психологического консультирования в зависимости от причин трудностей общения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Актуальность проблемы психологических трудностей общения обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего, она определяется особенностью современного этапа развития нашего общества – приоритетом социальной сферы, переориентацией политических, социально-экономических задач человека, на развитие его личности. Развитие международных, межнациональных отношений, принимающих порой острые и противоречивые формы, также делает необходимым рассмотрение психологических трудностей общения, психотехнологии, поскольку находит выражение национальная и социальная культура, традиции, обычая народа, без учета которых невозможно решать возникающие проблемы.
В последнее время в связи с развитием практики социального обучения социально-психологического тренинга, подготовки личности к различным видам деятельности, количество вопросов, важных для сферы общения значительно возросло. Произошла переориентация в сторону исследования взаимодействия личности и группы, взаимодействия личности в общении и совместной деятельности. В результате усилился интерес к тем сторонам общения, которые оказывают непосредственное влияние групповые процессы, совместную деятельность.
Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми.
И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.
В целом взаимодействие с обществом сегодня должно строиться на глубоком анализе и понимании всех факторов, способных повлиять на людей и на их отношение к компании, к ее товару или услугам.
Сложной, значимой проблемой психологии является проблема затруднений, или «барьеров» общения, с которыми человек сталкивается в деятельности, в общении.
С позиции деятельностного подхода общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Отметим, что «затруднение», «барьер» общения - это субъективное образование, переживание субъектом некоторой сложности, необычности, нестандартности, противоречивости ситуации. Поэтому то, что вызывает затруднение у одного человека, может быть даже не замечено другим.
Именно различные жалобы на проблемы общения — одна из наиболее распространенных причин обращения в психологическую консультацию.
Психологическое консультирование – один из видов психологической помощи, выделившийся из психотерапии. Данная профессиональная деятельность возникла в ответ на потребности людей, которые, не имея клинических нарушений, искали психологическую помощь. Именно поэтому, специалисты по психологическому консультированию помогают, прежде всего людям, испытывающим трудности в повседневной жизни, деятельности, общении и т. д.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ
1.1 Основные трудности в коммуникативной деятельности
Одной из сложных проблем психологии являются затруднения, с которыми человек сталкивается в деятельности, общении. Проблема затруднений, или "барьеров" общения, в качестве объекта специального исследования изучается с середины 20 века (Д. Кати, Л. Ли, Г. Лассвелл, М. Андерсен, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, В.Ф. Ломов, А.А. Коломенский, А.А. Климов и др.)
Зимняя И.А. дает такое определение: затруднения в общении – это субъективно переживаемое человеком состояние "сбоя" в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действия, непонимания текста (сообщения), непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психологического состояния.
Кан-Калик В.А. называет затруднения в общении некими "психологическими барьерами", которые препятствую нормальному общению, влияют на деятельность субъектов.
На современном этапе затруднения или "барьеры" общения рассматриваются с разных позиций. В деятельностном подходе, по мнению Л.А. Поварнишиной, выделяются две группы затруднения общения: мотивамиенные и операционные, которые в свою очередь проявляются в когнитивной, эффективной и поведенческой сферах.
Зимняя И.А. выделяет следующие основные области затруднения человека в общении: этно-семиокультурная, статусно-позиционно-ролевая, индивидуально-психологическая, возрастная, деятельностная, область межличностных отношений.
Статусно-позиционно-ролевая область затруднений в общении – это область обуславливается целым рядом причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения и т.д.