Введение
Глава I. Общие положения о политических правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации
1.1.Место политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации в системе конституционных прав
1.2. Особенности реализации политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Глава II. Характеристика отдельных политических прав и свобод
2.1. Право собираться мирно,
2.2. Право участвовать в управлении делами государства
2.3. Право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления
Заключение
Список источников и литературы
Актуальность. В 2013 г. российское юридическое сообщество отметило двадцатилетие Основного Закона. Конституция Российской Федерации 1993 г. обозначила вектор дальнейшего развития нашего государства и общества. Можно утверждать, что с ее принятием началась новая эпоха в государственном строительстве России. Именно конституционные положения, характеризующие Российскую Федерацию как правовое, демократическое, федеративное государство с республиканской формой правления, стали ориентирами, предопределившими направления конституционной эволюции государства вообще и пути реорганизации публичной власти в частности.
Переосмысление ценностных ориентиров в системе "государство - общество - человек", установление новых принципов организации государственной власти, закрепление иных социально-экономических устоев общества, провозглашение политического и идеологического плюрализма, признание примата общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров над национальным законодательством, придание некоторым положениям статуса конституционных принципов и норм - это и многое другое нашло отражение в Конституции Российской Федерации 1993 г. Вместе с тем в сфере политических прав граждан наблюдаются тенденции, направленные на затруднение их реализации, что делает актуальным изучение выбранной темы. Отметим резонансные поправки в порядок проведения митингов, изменения в избирательной законодательстве и т.д.
Российская Конституция, как и ключевые международные документы о правах человека, выделяет в целом довольно скромный перечень политических прав, особенно если сравнить их количество с перечнем других типов прав граждан, например личных или социально-экономических. Данное обстоятельство явно указывает на то, что политических стандартов правового статуса человека не требуется особенно много, для того чтобы люди чувствовали себя комфортно. В тексте Конституции РФ различается пять классических политических прав граждан: свобода собраний (ст. 31), союзов (ст. 30), печати (ч. 5 ст. 29), избирательное право (ч. 2 ст. 32) и право на обращения в органы власти (ст. 33).
Цель курсовой работы – изучение политических прав и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
- изучить общие положения о политических правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
- выявить место политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации в системе конституционных прав;
- обозначить особенности реализации политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;
- охарактеризовать отдельные политических права и свободы: право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; право участвовать в управлении делами государства; право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.
Объектом исследования является комплекс урегулированных правом общественных отношений, возникающих в процессе реализации политических прав и свобод гражданина в современной России.
Предметом исследования является теоретическое осмысление норм конституционного права и практики их применения, формирующих основы механизма реализации политических прав и свобод.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: системно-структурный, формально-юридический.
Нормативно-правовая основа исследования – нормы современного российского законодательства.
При выполнении курсовой работы для полного раскрытия темы потребуется изучить Конституцию Российской Федерации, комментарии к ней, учебную и научную литературу, а также публикации в периодической специальной литературе.
В структурно-композиционном плане работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
Глава I. Общие положения о политических правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации
1.1.Место политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации в системе конституционных прав
Важное место в науке теории государства и права занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности.
Данный институт отражает наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.
Правовое положение человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права. Понятие «основы» отражает, прежде всего, систему взаимоотношений государства и личности.
Самой разработанной и распространенной является классификация прав и свобод в соответствии с предварительным выделением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых возникают и реализуются права и свободы. Другими словами, это подразделение прав и свобод по их социальному назначению. По этому основанию выделяют четыре большие группы прав и свобод: политические, социально-экономические, личные, культурные.
При этом грань, проводимая между этими группами прав и свобод, достаточно условна, поскольку все они характеризуют единую, целостную систему общественных отношений. А многие конкретные права и свободы одновременно могут быть отнесены к двум различным категориям прав.
Политические права - это юридически обеспеченные меры возможного поведения, гарантирующие свободу действий граждан по участию в формировании и управлении органов государственной власти и местного самоуправления.
В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства. Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия, это прямо указано ст.60 Конституции Российской Федерации[1].
Свобода печати и информации. Каждый человек вправе передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, т. е. он может сделать ее достоянием общества под собственную ответственность за ее достоверность, для чего создать свою газету, использовать государственный или частный канал телевидения, выступить с публичной лекцией и др. Распространение информации не должно быть монополией государства — в этом залог полноты и объективности информации, получаемой обществом.
Особое значение в рассматриваемом вопросе принадлежит средствам массовой информации (СМИ), это закреплено в Законе о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г.[2] Не вмешиваясь в деятельность независимых (частных) СМИ, государство в то же время регламентирует государственные средства массовой информации. На них распространяются все гарантии свободы печати, но государство вправе требовать от них освещения деятельности органов государственной власти.
Право на объединение. По своему содержанию право на объединение предусматривает возможность создания общественных, т. е. негосударственных, объединений, а именно: политических партий, профсоюзов, предпринимательских союзов и других общественных организаций. Каждый человек вправе не только создавать эти общественные объединения вместе с другими людьми, но и вступать в уже созданные, участвовать в их деятельности, а также беспрепятственно выходить из них. Конституция РФ устанавливает только три положения, связанные с реализацией этого права: право на объединение принадлежит каждому человеку, государство гарантирует свободу общественных объединений, никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем[3].
Право на мирные собрания и публичные манифесты.
В Российской Федерации это право принадлежит только ее гражданам, хотя Международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет его без такого ограничения. Конституция РФ (ст. 31) закрепляет право: собираться мирно, без оружия; проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Закрепленное в Конституции Российской Федерации право на проведение публичных мероприятий занимает важное место в системе политических прав и свобод и тесно связано с реализацией иных прав и свобод личности, предоставляет гражданам широкие возможности для выражения мнений и убеждений, выдвижения требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны. Рассматриваемое право может выступать также в качестве средства, инструмента реализации других прав и свобод. Вместе с тем следует отметить, что реализация рассматриваемого права отдельными лицами во многом зависит от уровня демократизма государства, политических традиций и культуры, качества политической системы, а также политико-правовой активности самой личности[4]. Право участвовать в управлении делами государства. Это право принадлежит только гражданам Российской Федерации и реализуется ими, как сказано в ст. 32 Конституции РФ, как непосредственно, так и через своих представителей. А также развивает, содержащееся в ст.3 Конституции положение о народовластии. Данное право непосредственно вытекает из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Право избирать и быть избранным. Избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия, когда гражданин становится полностью дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и свободами. Конституционно-правовое значение непосредственного действия прав граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления состоит в том, что законодательство должно обеспечивать для каждого гражданина возможность по собственному волеизъявлению выдвинуться кандидатом на выборах, на которых он обладает пассивным избирательным правом и участником которых он является[5].