Производственная деятельность любого предприятия связана с осуществлением различных затрат. Они являются показателем прошлых и будущих способностей вовлечения экономических ресурсов во все производственные процессы в интересах достижения конечной цели. Один из основных видов таких расходов – это материальные затраты. Их планирование – это процесс установки целей для всей организации и для ее отдельных подразделений. Цели устанавливаются в форме производственных задач и предоставления средств, предназначенных для их выполнения.
Материальные затраты являются наиболее крупным элементом расходов на производство, удельный вес которого зачастую составляет до 90 % всей суммы затрат. Наименьшая доля этих расходов отмечена только в добывающих отраслях. Материальные затраты очень неоднородны. Они включают расходы на материалы и сырье (за исключением возвратных отходов). В их стоимость включают оплату брокерских и посреднических услуг, комиссионные вознаграждения. Вся стоимость материалов и сырья включается в себестоимость без НДС.
Материальные затраты включают стоимость:
- закупаемых материалов, сырья;
- услуг и работ, выполняемых сторонними организациями или структурными подразделениями самого предприятия;
- полуфабрикатов, различных комплектующих, требующих дополнительной обработки (к приобретаемым полуфабрикатам относят сырье и материалы, которые прошли некоторые стадии обработки, но не стали готовой продукцией);
- приобретенного топлива, используемого в технологическом процессе, и для производственных и энергетических нужд предприятия;
- потерь материальных ценностей (по нормам естественной убыли).
Актуальность исследования заключается в том, что получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия материальных и финансовых ресурсов главная цель предприятия, т.к. конечной целью деятельности экономического субъекта является прибыль.
Минимизация издержек ведет к повышению прибыли. Успех предприятия в этом направлении зависит от того, как решает оно вопросы снижения себестоимости продукции. Таким образом, учет затрат на производство является актуальным всегда, потому как влияет на конечный финансовый результат предприятия – прибыль.
Методы исследования: абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, методы горизонтального и вертикального экономического анализа и др.
Методическую и методологическую базу исследования составили законодательно-нормативные документы, методическая и учебная литература, статьи ведущих ученых и специалистов-практиков, опубликованные в профессиональных периодических изданиях по рассматриваемой тематике.
Источниками информации послужили данные годовых отчетов.
Объектом исследования является ОАО Тепличный комбинат «Прогресс», г. Тимашевск. Сокращенное фирменное название ОАО ТК «Прогресс».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1.Анализ соотношения себестоимости и прибыли
Деятельность любого предприятия направлена на получение положительного финансового результата — прибыли. Последний составляет основу основой собственных внутренних ресурсов хозяйствующего субъекта и применяется для расчета многих показателей, характеризующих эффективность действий его руководства. Формирование прибыли происходит под влиянием всех хозяйственных операций предприятия. Однако его основным источником обычно выступает операционная деятельность, которая обеспечивает получение до 95% конечного финансового результата. Поэтому задача управления финансовым результатом заключается в выявлении важнейших факторов, определяющих величину операционной прибыли и поиска резервов ее дальнейшего увеличения.
Прибыль возникает, если доходы отчетного периода превышают расходы. Величина доходов определяется ценовой политикой предприятия, изменениями соотношения спроса и предложения на тот или иной вид продукции, действиями конкурентов и тому подобное. На расходы, в свою очередь, влияют объемы деятельности предприятия, закупочные цены на сырье и энергоносители, уровень минимальной заработной платы и тому подобное. Руководство предприятия должно постоянно отслеживать и оценивать влияние внешних факторов на операционные доходы и расходы. Но получить исчерпывающую информацию о виде кривых спроса и предложения чрезвычайно сложно. Поэтому использование экономических инструментов оптимизации своей деятельности у предприятия несколько ограничено. В связи с этим для построения действенного механизма управления формированием операционной прибыли необходимо тщательно изучать взаимосвязь между основными параметрами деятельности предприятия. Для эффективной координации деятельности предприятия решающее значение имеет понимание зависимости финансового результата от объема деятельности, доходов и расходов. Эта теоретическая зависимость и положена в основу модели анализа «затраты—объем деятельности—прибыль».
Анализ взаимосвязи затрат, объема деятельности и прибыли позволяет определить роль отдельных факторов в формировании операционной прибыли. Поэтому его широко применяют в процессе краткосрочного планирования для установления объемов продаж и оценки соответствующих расходов. Кроме того, он сводит вместе всю финансовую информацию предприятия, что создает надежную базу для принятия управленческих решений. В частности, знание зависимости между прибылью, объемом деятельности и затратами часто имеет решающее значение в рассмотрении проблем, связанных с текущей работой предприятия, (например, при решении вопроса о прекращении производства продукции, оптимизации ассортимента, целесообразности загрузки свободных производственных мощностей или выбора маркетинговой стратегии).
Таким образом, взаимосвязь между доходами, расходами и финансовым результатом выступает полезным инструментом для определения степени и объема экономических проблем предприятия и способствует их разрешению. Итак, анализ «затраты—объем деятельности— прибыль» является эффективным средством текущего планирования и принятия операционных решений.
Как отмечает К. Друри (6), модель анализа «затраты — объем деятельности — прибыль», как и любая другая экономическая модель, представляет собой абстрактное отражение реальных условий хозяйствования предприятия и позволяет значительно упростить действительность. Выделяют такие ограничения и предпосылки, положенные в основу этого анализа и которые следует учитывать при его применении.
- Основным фактором затрат предприятия выступает объем реализации. Такой выбор является вполне уместным, поскольку этот показатель обычно является одним из важнейших факторов, влияющих на доходы и расходы предприятия и соответственно его прибыль. При этом любые другие факторы как количественного (численность заказчиков, число проектов, число рекламных акций), так и качественного характера (отношения с поставщиками, инфляция, технологические изменения процесса производства) не учитываются. Например, задержка в поставке сырья может снизить степень доверия к производителю конечной продукции, что приведет к уменьшению объема реализации. Но учесть последствия таких обстоятельств только с помощью анализа «затраты — объем деятельности — прибыль» невозможно.
- Объем производства и объем продаж одинаковы. То есть в течение анализируемого периода существенных изменений в остатках запасов не происходит. Иначе говоря, если реализация в отчетном периоде осуществляется за счет остатков продукции, произведенной в течение предыдущих периодов, когда уровень и характер затрат был другим, то полученные выводы анализа «затраты — объем деятельности — прибыль» могут привести к принятию ошибочных решений. Для устранения возможных негативных последствий отдельные авторы рекомендуют применять средневзвешенную оценку параметров этой модели. Следовательно, неизменность остатков запасов и предопределяет тот факт, что единственным фактором, влияющим на затраты, является объем реализации (производства), то есть объем деятельности.
- Необходимым условием осуществления анализа «затраты — объем деятельности — прибыль» является деление затрат предприятия на переменные и постоянные. Классификации подлежат все расходы предприятия: производственные, сбытовые и административные. Как указывалось, выше, в переменных следует включать те затраты, которые изменяются пропорционально или почти пропорционально изменению объема деятельности предприятия. В свою очередь, постоянные затраты не зависят от объемов деятельности и определяются условиями организации производства и общей политикой предприятия. Поэтому их общая сумма остается неизменной. Однако на практике значительное количество расходов предприятия по своей сути являются смешанными, то есть такими, которые содержат и постоянную, и переменную составляющую. В рамках применения анализа «затраты — объем деятельности — прибыль» указанные составляющие должны быть отделены друг от друга и включены в постоянных или переменных расходов соответственно. Для выделения из состава смешанных затрат каждой составляющей применяют специальные методы (метод высшей— низшей точки, метод наименьших квадратов, графический метод и т. п), по результатам которых строят соответствующие функции зависимости общих затрат от объема реализации продукции. Следует добавить только, что при делении затрат на переменные и постоянные налоги на прибыль не подлежат классификации, несмотря на их особую природу (29). Эти расходы нельзя считать ни постоянными, ни переменными, поскольку они больше определяются правилами налогового учета, чем объем продаж. Поэтому при осуществлении анализа взаимосвязи между доходами, расходами и финансовым результатом (прибылью) под термином «прибыль» понимают прибыль до налогообложения.