Введение
1. Теоретические аспекты института гражданства Российской Федерации
1.1. Понятие, сущность и основные положения законодательства Российской Федерации в области гражданства
1.2. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации
2. Конституционные основы гражданства Российской Федерации
2.1. Основания приобретения гражданства Российской Федерации
2.2. Гражданство детей
2.3. Признание гражданином России
2.4. Основания прекращения гражданства Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы. Гражданство - один из важных факторов взаимоотношения человека с государством, основа правового статуса личности, главная предпосылка обязанности государства защищать ее права и свободы. Закрепленные Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством права, свободы и обязанности человека непосредственно связаны с гражданством.
Структурное построение понятия гражданства позволяет различить три основных элемента: общее понятие гражданства; правовые последствия, вытекающие для лица из факта обладания ими гражданства; связь между общим понятием гражданства и его правовыми последствиями.
Закон «О гражданстве СССР» от 23 мая 1990 г. характеризовал гражданство как «постоянную политико-правовую связь лица с Советским государством, находящую выражение в их взаимных правах и обязанностях».
Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. в преамбуле определял: «гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека».
Конституция РФ закрепляет базовые принципы института гражданства, детальная же регламентация этого конституционно-правового института закреплена в соответствующем Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» (далее - ФЗ «О гражданстве ФЗ»).
Закон закрепляет общепризнанные принципы гражданства, что имеет важное значение для построения системы отечественного законодательства и для межгосударственных отношений по вопросам гражданства.
Решение о вступлении в российское гражданство либо о его прекращении, принятое в общем порядке, оформляется «именным» указом Президентом Российской Федерации. Это призвано показать чрезвычайную значимость института гражданства в Российской Федерации.
Вопросы гражданства регулируются на основе фундаментальных начал, заложенных в основу правового регулирования, то есть принципов. Наличие этих принципов способствует корректному применению правовых норм, влияет на содержание принимаемых нормативно-правовых актов в регулируемой сфере, а также позволяет выявлять правовые нормы, не укладывающиеся в систему действующего законодательства.
Объект - отношения, возникающие в процессе получения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Предмет - основания для получения и прекращения гражданства РФ.
Цель работы - основные положения института гражданства РФ.
Для реализации поставленной цели потребуется решение следующих основных задач – рассмотреть и проанализировать:
- сущность и основные положения законодательства Российской Федерации в области гражданства;
- понятие и принципы гражданства Российской Федерации;
- основания приобретения гражданства Российской Федерации;
- гражданство детей;
- признание гражданином России;
- основания прекращения гражданства Российской Федерации.
Для достижения целей и решения задач работы использован ряд методов научного исследования: диалектический метод, сравнительно-правовой, исторический, системный, формально-логической, сравнительный, социологический, метод сравнительного анализа, а также методика анализа нормативно-правового материала.
Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
- Теоретические аспекты института гражданства Российской Федерации
1.1. Понятие, сущность и основные положения законодательства Российской Федерации в области гражданства
Гражданство – основной признак, который определяет права и обязанности человека, как в государстве, чьим гражданином он является, так и за его пределами. Полноту всех прав и обязанностей гражданин имеет, только находясь на территории своей страны, в другой стране у него несколько иной объем прав и обязанностей – в соответствии с правилами, законодательно установленными правительством страны пребывания.[1]
Иными словами, человек, не имеющий доказательств принадлежности к какому-либо государству, будет иметь объем прав, отличный от объема прав и обязанностей гражданина этого государства.
Российское законодательство также в какой-то мере ограничивает свободы и обязанности граждан, не являющихся гражданами Российской Федерации, и эта часть законодательства может считаться системообразующей.
В системе законодательства о гражданстве весьма заметную роль сыграл Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. Этот закон принимался в очень сложной для России обстановке: в условиях фактического распада СССР, становления в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР системы государственных институтов России как самостоятельного суверенного государства, непростой, фактически конфликтно образующей политической ситуации, напряженных социальных отношений. Однако главную свою задачу закон решил, он закрепил правовой статус бывших граждан СССР, проживающих на территории Российской Федерации, как граждан суверенной России[2].
В преамбуле закон определял гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанную на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Значит, гражданином лицо является не в силу проживания на территории государства, а вследствие сложившихся и закрепленных законодательно или в ином правовом порядке особых устойчивых связей, составляющих содержание гражданства.[3]
Итак, гражданство - это правовое, а не просто фактическое состояние, сложившееся между человеком и государством. Закон закрепил важнейшие правовые составляющие политики государства в вопросах гражданства - обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции РФ, относящихся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных правовых условий для каждого гражданина РФ, защиту и покровительство РФ ее гражданам, находящимся за пределами государства.
Конституция РФ аккумулировала важнейшие положения о гражданстве, выработанные практикой его правового регулирования, и возвела их в ранг конституционных принципов.
Это относится: к установлению единого и равного гражданства; равного обладания гражданином РФ на ее территории всеми правами и свободами и выполнения равных конституционных обязанностей; невозможности лишения граждан РФ гражданства или права изменить его; невозможности высылки граждан РФ за пределы государства или выдачи другому государству; защиты и покровительства РФ своим гражданам за ее пределами; возможности иметь двойное гражданство; пользования в РФ правами и несения обязанностей иностранными гражданами и лицами без гражданства наравне с гражданами РФ, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ[4].
Иностранным гражданам и лицам без гражданства Российская Федерация в соответствии с общепризнанными нормами международного нрава предоставляет политическое убежище. Не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.
Лишь на основе закона или международного договора Российской Федерации допускается выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах.
За прошедший после принятия Конституции Российской Федерации период, сложились предпосылки для пересмотра и дальнейшей оптимизации ряда законодательных положений о гражданстве, уточнения старых и введения новых процедур и требований при решении вопросов гражданства, приведения института гражданства в соответствие как с внутренними политико-правовыми, социально-экономическими, так и международными реалиями.
Это отражено в ФЗ «О гражданстве РФ». Институт гражданства может быть отнесен к одному из наиболее чувствительных, чрезвычайно показательных и емких критериев истинного отношения государства к своим гражданам как личностям, чьи нрава и свободы являются в соответствии со ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью.
Институт гражданства показывает, действительно ли признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина воспринимаются государством как обязанность, как приоритетная программа своих действий. Если исходить из конституционных положений, то это, несомненно, так[5].
Но не всегда даже законодательные формулировки соответствуют провозглашенным конституцией положениям.
Противоречивость и непоследовательность некоторых положений Федерального закона свидетельствуют о незавершенности процесса оптимизации многих его содержательных характеристик.
Депутаты парламента закрепили в законе концептуально трактовку регулирования отношений сфере гражданства - в основном жесткого, ограничительного подхода государства при решении вопросов приобретения российского гражданства, весьма либерального (в значительной степени упрощенного) порядка прекращения гражданства и широкого допущения наличия у граждан России двойного (множественного) гражданства, как и в предыдущем законе, так и в действующем ФЗ.