Актуальность темы исследования. Социально-политические процессы, развернувшиеся в ареале распространения мусульманской религии во второй половине XX в. и продолжающиеся по настоящее время, бесспорно, отличаются от аналогичных явлений в других регионах мира именно тем, что в их осуществлении важную роль играет исламский фактор. Данное обстоятельство привлекает внимание всей мировой общественности и особенно в том отношении, что в последние годы исламская религиозная терминология превалирует в экстремистской и террористической лексике.
Общераспространенным явлением стало и то, что для достижения поставленных целей к исламу обращаются как консервативные, так и либеральные силы, прогрессивные и реакционные лидеры партий и иных политических образований, которые стремятся обнаружить в мусульманской религии пути решения всех современных проблем. С учетом этого можно полагать, что «происходит исламизация политики и политизация ислама, и любое политическое действие, если не эксплицитно, то имплицитно соотносится с этим вероучением, а само оно в большей степени превращается в политическую доктрину»',
С другой стороны, в современном мире идет процесс полномасштабного возрождения ислама и его активный выход за пределы своего традиционного распространения. Подлинный исламский бум охватил не только места компактного расселения мусульман в Российской Федерации, но и все ее регионы, где существуют даже незначительные по количеству мусульманские общины.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе вероучителышх источников ислама, а также трудов отечественных и зарубежных авторов проанализировать объективные условия активизации влияния исламского фактора на геополитические процессы современности, а также субъективные факторы, способствующие укреплению позиций ислама на мировой арене.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
-проанализировать материалы, указывающие на динамику возрастания «мусульманского» вклада в мировую экономику как ключевой фактор усиления позиций ислама в мировом сообществе;
-изучить особенности роста народонаселения в мире ислама и его воздействие на формирование мировой политики;
-рассмотреть некоторые особенности географического расположение мусульманских государств, как одного из факторов укрепления позиций ислама в мире;
-проследить проявления симбиозности светского и религиозного в социальной доктрине ислама;
-описать роль мусульманских организаций и объединений в сохранении и укреплении позиций ислама в современном обществе;
-рассмотреть некоторые проблемы методологических подходов к научному обоснованию возрастающей активности мирового ислама Kafc диффузного религиозного и политического феномена современности.
Объект работы: соотношение радикального ислама и мирового сообщества.
Предмет работы: регулирование радикального ислама в современном мире.
Научная новизна. В работе с привлечением мусульманских вероучительных источников, официальных документов международных организаций, а также новейших работ отечественных и зарубежных авторов исследована роль исламского фактора в мировой политике, критически рассмотрены отдельные положения мусульманского понимания миропорядка. Прослеживаются эволюционные проявления правовой и социальной оценки современных геополитических процессов в исламе, показан характер их новых интерпретаций, а также выявляются социально-политические предпосылки, объективные и субъективные условия формирования исламской концепции миропорядка.
Теоретическую и методологическую основу работы составляют научно-философские принципы историзма, комплекс общенаучных методов изучения религиозных воззрений и их влияния на внутриполитическую жизнь мусульманских стран и развитие международных связей, В качестве теоретических основополагающих принципов использованы идеи и концепции зарубежных и отечественных ученых по проблемам религиоведения, философской антропологии и политологии. Объект исследования - исламское понимание политики и современных концепций миропорядка в увязке с основами межцивилизациотшого диалога. Предмет исследования - социально-политические и религиозно-идеологические факторы» влияющие на усиление роли исламского фактора в мировой политике-
Теоретичекая и практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в процессе преподавания таких дисциплин, как «религиоведение», «философия религии», «социология религии». Они могут найти применение и при подготовке специальных курсов по истории и философии ислама, политологии, международному праву. Выводы исследования могут представлять интерес и для практических работников дипломатической сферы, специалистов в общественно-политической и государственно-правовой области.
ГЛАВА I. Объективные условия активизации влияния исламского фактора на геополитические процессы современности
- Возрастание «мусульманского» вклада в мировую экономику как ключевой фактор усиления позиций ислама в мировом сообществе
Исламское «пробуждение», обозначившееся в середине XX в. и подстегнутое арабо-израильским противостоянием, в настоящее время, бесспорно, приобрело мировое значение. Более того, ислам постоянно демонстрирует свою исключительную жизнеспособность и активную позицию, которую намерен занять в современных международных процессах - Мусульман всего мира, прежде всего, объединяет духовная и культурная традиция, а в последние десятилетия предпринимаются действенные попытки и к обеспечению экономической солидарности в ареале распространения ислама. С этой точки зрения можно говорить о реальных явлениях, которые подтверждают факт возрастания «мусульманского» вклада в мировую экономику, в силу чего становится ключевым фактором усиления позиций ислама в мировом сообществе.
В мусульманском мире с разной степенью ускорения развиваются процессы исламизации и внутренней и внешней политики. Они во многом определяются продолжающимся выбором моделей социально-экономического развития, значительным влиянием различных экономических теорий и учений на традиционные исламские представления о взаимосвязи религии, политики и экономики.
Если в период существования биполярного мироустройства, характеризовавшегося жесткой конкуренцией между капитализмом и социализмом, в мусульманском мире, отвергавшем дух наживы и накопительства, предпринимались попытки внедрения идей так называемого исламского социализма, то в настоящее время наблюдается ярко выраженное стремление убежденных исламских идеологов и политиков придерживаться собственного пути развития, основанного на представлениях об исламской солидарности, т.е. исламском пути социально-экономического развития.
При этом стратегическая линия современной экономической политики многих мусульманских государств, в том числе и образовавшихся после распада СССР, покоится на использовании одного из ключевых возможностей - добыче и экспорте углеводородного сырья. Предполагается, что именно нефть и газ будут способствовать ускоренному развитию экономики. Действительно, некоторые страны, например, Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, преуспели в этом направлении. Но факт наличия богатейших запасов углеводородного сырья не стал своеобразным движителем экономики для других государств, таких, как Ирак и Иран. Государства Северной Африки, Центральной Азии, мусульманская зона Азиатско-Тихоокеанского репюна даже при наличии указанных и ряда других природных ресурсов значительно отстают в своем экономическом развитии, более того, подвержены процессам внутренней дестабилизации, в частности ш-за острого внутриконфессионального противостояния и распространения идей религиозно-политического экстремизма и терроризма.
Однако, несмотря на это, курс на экспорт углеводородов, взятый преуспевающими мусульманскими государствами, позволяет им активно участвовать в мировых экономических процессах. Им удается не только создавать значительный экономический потенциал путем валютных накоплений, но и инвестировать нефтяной капитал в западные банки и фирмы, тем самым еще больше увеличивая свои доходы, которые частично направляются на перестройку традиционных моноэкономических структур.
Таким образом, экспорт энергоносителей становится главным источником получения валютных средств и одним из ключевых основ формирования государственных бюджетов.
Современная нефтегазодобыча в ряде мусульманских государств осуществляется за счет использования новейших технологий и техники, а также повышения производительности труда. Хотя технологии и прогрессивное оборудование и не производится в этих странах, оно активно приобретается за счет реализации соответствующих природных ресурсов.
При этом необходимо заметить, что во внешнеэкономических операциях роль государства имеет решающее значение, но это все же не мешает иностранному капиталу занимать значительный сектор в экономике мусульманского мира через решения, принимаемые влиятельными международными финансово-экономическими организациями, такими, как Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и др.
По мнению некоторых специалистов, «ликвидация прямой зависимости от иностранного капитала, укрепление государственного сектора порождали представление об автоматически действующих законах выгодности расширения внешнеэкономических связей на деловой основе без глубокого анализа границ такой привязки стран к мировому капиталистическому хозяйству».
Мусульманские страны, освободившиеся от метрополий, придавали важное значение вопросам регулирования экспорта и импорта, причем дифференциацией таможенных пошлин поощряли ввоз продукции, необходимой для развития национальной экономики и ограничивали импорт товаров, отвлекающих финансовые средства от производственных нужд.
Если это верно для сравнительно успешно развивающихся арабских государств, то постсоветским мусульманским республикам с преимущественно тюркоязычным населением этот путь еще предстоит пройти. Понимая это, отдельные арабские государства, например Египет, инициировали установление с ними дипломатических отношений, признавая в то же время, что «выходить на рынки этих стран необходимо сегодня, пока они не заняты промышленно развитыми странами» . В 1992 г. Египет подписал договора о торгово-экономическом сотрудничестве с Азербайджаном и Узбекистаном, а в 1995 г. - с Туркменистаном. В том же году об установлении дипломатических отношений договорились Марокко и Таджикистан,
Нет достаточных оснований утверждать, что подобные рациональные решения принимались и принимаются исходя исключительно из исламского понимания экономической деятельности в целом, однако, все же нельзя не учитывать то обстоятельство, что возрастающая роль религии оказывает более эффективное воздействие на мышление руководства мусульманских стран и восприятие его решений подавляющим большинством населения, чем светские институты общества. Мечеть и его реальные возможности являются в настоящее время действенными рычагами регулятивного характера и пользуются высоким авторитетом и влиятельностью.
1. Международное гуманитарное право; Юнити-Дана, Закон и право - Москва, 2009. - 272 c.
2. Международное право; Юнити-Дана, Закон и право - Москва, 2009. - 408 c.
3. Бекяшев К. А., Моисеев Е. Г. Международное публичное право в вопросах и ответах; Проспект - Москва, 2011. - 224 c.
4. Гетьман-Павлова И. В. Международное право. Конспект лекций; Юрайт, Высшее образование - Москва, 2009. - 176 c.
5. Гетьман-Павлова И. В. Международное частное право; Юрайт-Издат - Москва, 2011. - 512 c.
6. Глебов И. Н. Международное право. Словарь; Дрофа - Москва, 2010. - 464 c.
7. Иванов А. А. Римское частное право; Юнити-Дана - Москва, 2009. - 240 c.
8. Ильин Ю. Д. Международное публичное право. Лекции; Юристъ - , 2015. - 208 c.
9. Калашников Г. О. Слияние и поглощение компаний по праву Европейского Союза; Международные отношения - Москва, 2014. - 264 c.
10. Кашанина Т. В. Юридическая техника в сфере частного права; Норма - Москва, 2009. - 288 c.
11. Мантусов В. Б. Посредничество в мирохозяйственных связях; Юнити-Дана - Москва, 2011. - 144 c.
12. Омельченко О. А. Римское право; Эксмо - Москва, 2008. - 224 c.13. Петрова Г. В. Международное частное право; Юриспруденция - Москва, 2014. - 200 c.
14. Под редакцией Капустина А. Я. Международное гуманитарное право; Юрайт - Москва, 2011. - 640 c.
15. Прокопьев Е. В. Международное частное право. Общая часть; Юстицинформ - Москва, 2014. - 272 c.