Введение
Глава 1. Референдум как высшее непосредственное выражение воли народа
1.1. Понятие и виды референдума
1.2. Конституционно-правовые основы проведения референдума
в Российской Федерации
Глава 2. Практика проведения референдума
в Российской Федерации
2.1. Проведение референдума в субъектах Российской Федерации
2.2. Сравнение проведения референдума в Москве с субъектами РФ
Заключение
Список использованной литературы
Проблема народного представительства является одной из наиболее актуальных в современном российском конституционном праве. Обусловлено это рядом фактором. В качестве важнейшего принципа конституционного строя Конституция Российской Федерации провозглашает народовластие. Причем статья 3 четко говорит о том, что народ и сам непосредственно осуществляет принадлежащую ему власть и поручает это органам государственной власти и местного самоуправления. Гармония власти предполагает сочетание прямого и опосредованного народовластия. Однако надо быть реалистом: в ситуации, когда огромные массы людей не в состоянии изо дня в день выполнять функции публичной власти, роль представительства резко возрастает. И хотя ст. 3 Конституции называет референдум и свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа, регулярно прибегать к прямому народовластию затруднительно, а выборы становятся все же лишь предпосылкой создания постоянно функционирующих представительных органов, причем от них производны все иные соответственно государственные и муниципальные органы.
Цель курсовой работы – исследование референдумов как формы народовластия в Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие и виды референдума в Российской Федерации;
- определить референдум как высшее непосредственное выражение воли народа;
- охарактеризовать конституционно-правовые основы проведения референдума в Российской Федерации;
- проанализировать практику проведения референдума в субъектах Российской Федерации;
- провести сравнение проведения референдума в Москве с субъектами РФ.
Объект исследования – общественные отношения в сфере осуществления народовластия в Российской Федерации.
Предмет исследования – институт референдума в конституционном праве и правовой действительности в России.
Проблемы организации и проведения референдумов находятся в центре ряда российских исследований по конституционному праву. Тем не менее в научной литературе не дано ответов на многие вопросы, связанные с референдумом. Требует обсуждения и оценки с точки зрения адекватности вызовам времени и Конституции РФ и сама традиционная научная аргументация различных аспектов этого института, особенно та ее часть, которая сложилась еще в период раннего конституционализма, но применяется к современным реалиям как России, так и других стран. К новым размышлениям на эту тему побуждают и решения Конституционного Суда Российской Федерации.
Таким образом, в работе предстоит проанализировать законодательство, судебную практику Конституционного Суда РФ, а также мнения ученых по выбранной проблеме.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: системно-структурный, формально-юридический.
Нормативно-правовая основа исследования – нормы современного российского законодательства.
Теоретической основой исследования выступили работы следующих авторов: Авакьян С.А., Автономов А.С., Веденеев Ю.А., Луговой С., Баглай М. В., Бархатова Е.Ю., Борисов А.Н., Волкова Е.А., Гаранников П.С., Ершов В.А., Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Командирова Т.Г., Кузнецова О.В., Немчанинов А.Л., Лебедев В.А., Кандалов П.М., Неровная Н.Н., Луканина Т.И., С.В. Кабышев, Г.В. Минх, Савченко О.Г., Точкин Д.В., Трыканова С.А., Фасеев И.Ф., Шуленин В.В. и др.
ГЛАВА 1. РЕФЕРЕНДУМ КАК ВЫСШЕЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ВОЛИ НАРОДА
1.1. Понятие и виды референдума в Российской
Федерации
В условиях модернизации российского общества одной из первостепенных задач является развитие институтов непосредственной демократии.
Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонациональный народ, который "осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления" (часть 2 статьи 3 Конституции). Таким образом, по Конституции прямая демократия занимает первое место среди форм народовластия. В части 3 той же статьи эта мысль выражена еще четче: "Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы".
По справедливому замечанию В.Н. Руденко, существенными элементами института референдума являются закрепляемые конституционно-правовыми нормами современных демократических государств ограничения случаев реализации гражданами права на участие в референдуме[1], необходимость установления которых обусловлена стремлением законодателя устранить возможность использования института референдума в популистских целях. Однако в связи с этим перед законодателем возникает проблема решения достаточно сложной юридической задачи: с одной стороны, следует установить правовые рамки, сдерживающие необоснованное применение института референдума, с другой стороны, необходимо обеспечить соблюдение прав граждан на свободу волеизъявления и участие в референдуме[2].
В ст. 6 Закона определен исчерпывающий перечень вопросов, которые граждане не могут выносить на референдум Российской Федерации. К ним относятся изменения статуса субъектов Федерации, досрочное прекращение или продление срока полномочий Президента, Федерального Собрания или каждой из его палат либо отмена их выборов (формирования). Также не выносятся на референдум вопросы принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства, введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты. Из числа вопросов, выносимых на референдум, исключаются вопросы о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения, амнистии и помиловании. Закон во исполнение ст. ст. 2, 5, 7, 17 - 61 Конституции запрещает вынесение на референдум вопросов, ограничивающих или отменяющих общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Референдумы делятся на:
- общегосударственные, в которых участвуют все граждане, обладающие правом на участие в референдуме;
- региональные, которые проводятся в федеративных государствах в пределах территории субъекта федерации;
- местные, которые проводятся в пределах административно-территориальных (муниципальных) единиц.
Соответственно решения, принятые на референдумах, различаются по территории своего действия. В Российской Федерации законодательством предусмотрены референдум РФ, референдум субъекта РФ и местный референдум.
Референдум РФ - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ "О референдуме Российской Федерации"[3], ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"[4] среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено на территории РФ, а также граждан РФ, проживающих или находящихся за пределами территории РФ.
Референдум субъекта РФ - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта РФ среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено на территории субъекта РФ.
Референдум - это всенародное голосование граждан России по вопросам государственного значения. Он проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общеправовым объединениям, а также от других обстоятельств.
Не имеет права участвовать в референдуме гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда[5].
12 декабря 1993 г. состоялся всероссийский референдум по проекту Конституции Российской Федерации, проводившийся на основании Указа Президента РФ от 15 октября 1993 г. "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г.". По его результатам Конституция РФ была принята, а Верховный Суд России отклонил иск Российской коммунистической рабочей партии, которая оспорила факт принятия Конституции, ссылаясь на Закон РСФСР "О референдуме", требующий для принятия подобных решений абсолютного большинства в 50% от числа избирателей, хотя за Конституцию проголосовало 31,02% зарегистрированных избирателей. Однако Верховный Суд исходил из того, что Закон о референдуме действует лишь в части, не противоречащей Указу Президента № 1400 и последующим его указам.