Сегодня в мире практически не существует ни одной сферы, куда бы ни проникла коррупция. Поскольку данное явление характерно для многих государств и стало поистине транснациональным, необходимы масштабные методы борьбы, предпринимаемые объединениями государств.
Появляются новые формы и схемы коррупционной деятельности и финансовых преступлений, которые приостанавливают нормальное правовое, экономическое, социально-политическое, культурное развитие общества и государства. Разрастание данного вида незаконной деятельности приводит к тому, что в нее оказываются вовлеченными должностные лица разных государств. Именно поэтому международное сообщество сосредоточило свое внимание на борьбе с коррупцией и финансовыми преступлениями.
Особенно актуальными в данной связи являются различные наработки в области создания эффективных механизмов международно-правового характера, которые направлены на борьбу с коррупцией. Только при наличии сбалансированной правовой основы международного сотрудничества государств с целью противодействия коррупции и финансовым преступлениям возможно эффективное их взаимодействие по решению конкретных практических задач.
Для решения данного вопроса в конце XX- начале XXI вв. была создана система международного сотрудничества государств по борьбе с коррупцией. Она представляет собой комплексный механизм взаимодействия государств на универсальном, региональном, субрегиональном и двустороннем уровнях.
На данный момент было принято 8 конвенций по борьбе с коррупцией, из которых 2 универсальные, а остальные – региональные. Как видим, для борьбы с коррупцией и финансовыми преступлениями создана обширная правовая база. Все это свидетельствует о том значении, которое государства придают борьбе с коррупцией, и в особенности международной координации усилий в борьбе с ней, а также о сложности самого этого явления.
Для антикоррупционного сотрудничества государств специально создаются международные организации, которые взаимодействуют друг с другом по вопросам выдачи осужденных лиц, оказывают правовую поддержку, инициируют совместные расследования и др. В данном перечне вопросов заметное место занимают связанные с конфискацией имущества и доходов от финансовых махинаций.
Наше государство последние годы также поставило данный вопрос под особый контроль. Россией подписаны и ратифицированы обе универсальные конвенции, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и т.д.
Принимаются определенные меры по приведению национального законодательства в соответствие с международными нормами, вносятся поправки в действующее законодательство, но меры эти пока сложно назвать достаточными для преодоления коррупции и искоренения возможности совершения финансовых преступлений.
В связи с этим актуальность темы исследования не вызывает сомнений. Анализ данной проблематики, связанных с ней вопросов, изучение законодательной базы и опыта других стран, а также рассмотрение положения отечественных законов антикоррупционной направленности будет особенно злободневным и полезным.
Для того чтобы проанализировать шаги государства в правотворческом поле и оценить посильный вклад в борьбу с коррупцией, для начала необходимо выяснить, чем является коррупция и чем она не является. В научном знании исследование любой проблематики начинается с анализа ключевых понятий.
При обзоре литературных источников по теме исследования мы столкнулись с довольно обширным пластом научной литературы, направленным на изучение данной сферы.
В работах Г.И. Амрахова, А.И. Бойцова, Л.Н. Галенской, В.Ф. Цепелева и др. глубоко проанализированы и всесторонне исследованы различные вопросы относительно международно-правового сотрудничества государств по борьбе с коррупцией и финансовыми преступлениями.
Проблемами противодействия коррупции занимались такие исследователи, как: Г.И. Богуша, М.А. Долгова, Н.Ф. Кузнецова, С.Е. Нарышкина, С. Роуз-Аккерман, Е.Швец и др.
Следует отменить, что последние пять лет в российской юридической литературе появляется множество исследований по антикоррупционным вопросам. Встречаются как комплексные работы, содержащие конкретные практические наработки по борьбе с коррупцией и финансовыми преступлениями, так и исследования по отдельным аспектам теории и практики международного права по данного вида деятельности.
Также можно обозначить общенаучную тенденцию, проявляющуюся в том, что сегодня любая проблема изучается всесторонне с привлечением методологий различных наук, что позволяет благодаря междисциплинарному характеру исследования выявлять сложные закономерности и функциональные особенности процессов и явлений. В данном контексте представляются интересными работы В.Д. Зорькина, С.В. Степашина, А.М. Цирина и др.
Естественно, что даже при наличии большого количества исследовательских работ по данной проблематике остаются неизученными достаточно значимые проблемы.
Целью нашей работы является анализ системы международного правового сотрудничества государств по борьбе с коррупцией и финансовыми преступлениями.
Основные задачи исследования:
- выявление особенностей системы международного сотрудничества государств по борьбе с коррупцией и финансовыми преступлениями;
- определение содержания понятия коррупции в международном праве и особенностей правовой регламентации борьбы с ней;
- анализ соответствия законодательства РФ принятым международным обязательствам по борьбе с коррупцией и финансовыми преступлениями.
Объект исследования - общественные отношения, которые возникают при сотрудничестве государств в сфере борьбы с коррупцией и финансовыми преступлениями.
Предметом исследования является система международно-правового регулирования борьбы с коррупцией и финансовыми преступлениями.
Методологическая база исследования основана на общенаучных методах и подходах некоторых частных наук: логический анализ и синтез, компаративный метод, дескриптивный, генетический, системный методы.
Работа состоит из введения, двух разделов, разделенных на подразделы, заключения, списка литературы. Объем работы продиктован логикой исследования и составляет 32 страницы.
1.ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ КОРРУПЦИИ И ФИНАНСОВЫХ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ
1.1. Основные подходы к определению понятий «коррупция» и
«финансовое преступление»
Совершение коррупции и финансовых преступлений возможно там, где отсутствует идеальная правовая база и механизмы регулирования правоотношений, а также эффективные действия по сотрудничеству между департаментами и организациями одного или нескольких государств.
Для того чтобы исследовать вопросы международного сотрудничества в области антикоррупционных вопросов и вопросов, связанных с противодействием финансовым преступлениям, нам необходимо сначала выяснить суть самих понятий «коррупция» и «финансовые преступления», выявить их специфику и основные признаки.
Итак, что же такое коррупция? – Прежде всего, это довольно сложное и многокомпонентное явление. По мнению исследователей, оно обладает рядом основных признаков, а именно: имеет конкретно-исторический характер и развивается со временем; зависит от исторической традиции, культуры, уровня национального самосознания, социальных, политических и правовых условий конкретного государства.
Как правило, в сознании обывателя понятия «коррупция», «финансовые преступления», «экономические преступления» не разграничены и отождествляются с «воровством», «махинациями», «присвоении себе чужого», «рейдерскими захватами предприятий» и проч.
Исследователи отмечают, что: «В римском праве термином «коррупция» обозначалась деятельность нескольких лиц, направленная на нарушение нормального хода судебного процесса или управления обществом, и к коррупционным относился целый ряд деяний, связанных с фальсификацией и порчей государственных документов, с подкупом судей или с нравственным развращением чужого раба». Данная категория исследователями раскрывается с различных сторон, в силу специфики и поликомпонентности, а также сложности самого явления. Нам ближе всего определение коррупции в качестве, прежде всего, преступного действия. Рассматривать его представляется возможным в правовом аспекте, то есть является ли данный вид деятельности законным или противозаконным (моральные аспекты возможно исключить, так как нормы морали не всегда работают в правовом поле).
С точки зрения социологии данное явление рассматривается как социальное, охватывающее все сферы социальных взаимодействий между гражданским обществом и государством, при своем укоренении в обществе закрепляется в качестве своеобразной социальной нормы. Также для социологической науки характерен подход к коррупции, как к отклонению, форме девиантного поведения.
Можно рассматривать коррупцию как культурный феномен, который в данном обществе закрепился в традиции, и является неотъемлемой частью национального характера, своеобразным мировоззрением или мировосприятием.
Если детализировать аспекты морали и нравственности, то борьба с коррупцией провозглашается борьбой с некими аморальными поступками, проистекающими их греховной сущности человека (религиозная этика).