Введение
Глава 1. Правопреемство государств в международном публичном праве
Глава 2. Российская Федерация - «государство-правопреемник, продолжатель» СССР
Глава 3. Особенности процесса правопреемства в связи распадом СССР
Заключение
Список использованных источников и литературы
Распада СССР – знаковое событие в мировой истории, которое повлекло после себя не только изменение расстановки сил на мировой арене, трансформацию большого числа государственных образований, но и обусловила изменение внутренней структуры государств, входящих в состав бывшего СССР.
В данном контексте проблема преемства государств применительно к распаду СССР является актуальной и научно значимой. Это обуславливается, прежде всего, тем, что процессы и структурные корректировки еще продолжаются. Понимание истоков, осмысление хода реализации и некоторых итогов необходимо для разработки и совершенствования механизма взаимодействия государств бывшего СССР между собой и с другими странами.
Целью данной работы является попытка рассмотреть основные аспекты правопреемства государств применительно к распаду СССР, а также выделить наиболее дискуссионные и проблемные вопросы.
Для выполнения цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть правопреемство государств в международном публичном праве;
определить статус РФ как государства – продолжателя, правопреемника СССР;
выделить проблемные вопросы правопреемства СССР.
Объект исследования - правопреемство государств применительно к распаду СССР.
Предмет исследования – события, явления, процессы, которые обуславливают правопреемство государств применительно к распаду СССР
Источниковая база исследования представлена значительным числом источников.
Большой информативностью отличается нормативно-правовые акты и другие документы законодательной направленности, которые позволяют понять содержание и структуру проводимых преобразований, а также проследить внутреннюю трансформацию государственных образований, созданных после распада СССР.
Историография. Изучением данной тематики посвящено значительное число исследований. Остановимся только на некоторых из них.
Работа Ю. В. Косова и А. В. Торопыгина «Содружество Независимых Государств» (авторы) посвящено важнейшим международным процессам, происходящим на постсоветском пространстве.
В первой главе «Кризис и распад СССР» кратко, почти схематично, рассмотрены реформы М. С. Горбачева и Ново-огаревский процесс подготовки союзного договора. Дан анализ степени заинтересованности различных союзных республик в радикальных переменах, в том числе - в распаде СССР. Констатировано, что неудача новоогаревского процесса сделала жизненно необходимым выбор между неконтролируемым развалом, вызывающим серьезные нарушения геополитического равновесия в мире, эскалацией конфликтов внутри бывшего СССР, нестабильностью государственной границы, растаскиванием вооруженных сил, в том числе ядерного оружия, и формированием новой правовой основы дальнейшего существования республик. Авторы сделали акцент на том, что объективные условия создания СНГ не позволяли провести политические консультации, предварительные научные проработки, при этом все приходилось делать одновременно. В конечном итоге, это привело к тому, что государства-учредители по-разному расставляли акценты в процессе создания Содружества.
В главе «Образование Содружества Независимых Государств» приводятся конкретные факты процесса формирования нового международного образования. Совместно с Приложениями в них даны извлечения основных, основополагающих документов СНГ. Материал главы дает полное представление о процессе образования Содружества. В этой связи справедливым представляется вывод авторов о том, что образование СНГ - необходимая реальность исторического процесса взаимодействия и сотрудничества наций бывшего тоталитарного государства, выразившаяся в попытке сохранить в иных организационных и экономическо-правовых формах экономические, политические, культурные и другие связи между нациями. Достижение межгосударственных договоренностей способствовало развитию новых форм сотрудничества под определенным совместным скоординированным контролем и способствовало в известной степени уменьшению отрицательных последствий системного кризиса.
Фактическое создание СНГ шло практически одновременно с рассмотрением важнейших вопросов дальнейшего развития нового геополитического пространства. В частности, необходимо было решить проблему правопреемства в отношении бывшего СССР. Правопреемство государств, как известно, - результат изменения суверенитета на определенной территории. Вместе с тем, в данном случае необходимо было решить вопросы правопреемства в отношении внешнего государственного долга и государственной собственности СССР, прежде всего за границей. Сложнейшим был вопрос в отношении собственности особого рода - оружия, в том числе ядерного. Именно с помощью механизмов СНГ удалось разрешить эти не простые проблемы.
Представляет особый интерес глава «Институционально-правовая структура СНГ». Проблема эффективности организационно-институциональной структуры СНГ во многом является ключом к пониманию целого ряда негативных моментов развития Содружества в целом. Функционирование самой структуры, в отличие от общепринятой структуры международной организации или классического интеграционного объединения, имеет существенные отличия, показывающие сложность компромисса между входящими в нее государствами. Поэтому и процесс приведения ее к наиболее эффективному виду наталкивается, как правило, на непонимание партнеров. Вместе с тем, у Содружества есть все шансы переломить ситуацию к лучшему. Даже сам международно-правовой статус СНГ как региональной организации ставился под сомнение. 0 консультативном заключении Экономического суда СНГ о разъяснении по вопросу: является ли Содружество Независимых Государств субъектом международного права, а также какие правомочия такого субъекта существуют- Эти вопросы освещаются в параграфе «Международно-правовой статус СНГ как региональной организации». Здесь же приведены некоторые положения этого заключения. Например, Экономический суд СНГ установил, что в качестве субъекта международного права Содружество Независимых Государств обладает следующими правами: - Содружество реализует право заключать международные договоры с государствами и международными организациями; - органы Содружества принимают решения от своего имени; - Содружество обладает правом применять санкции при нарушении международных обязательств.
Несмотря на это, вопрос о выполнении взятых на себя обязательств является довольно сложным. Сама структура Содружества позволяет странам не обсуждать не интересующие их вопросы, что не является препятствием к принятию определенного решения. При этом даже принятые решения зачастую не выполняются, особенно характерно это проявляется в экономике. Некоторые особенности взаимодействия в этой области являются предметом исследования четвертой главы - «Экономическое взаимодействие стран СНГ». В ней рассматривается вопрос о появлении стратегии равноскоростной и разноформатной интеграции в Содружестве. Этот процесс появился в экономической сфере как ответ на неспособность ряда стран идти в сторону реальной интеграции, что связано с различными экономическими условиями государств, их возможностями в реформировании народного хозяйства на рыночных принципах. К сожалению, эти принципы стали определяющими в других сферах интеграционного взаимодействия. Это справедливо и для вопросов сотрудничества государств СНГ в сфере обороны и безопасности (глава 5). Эти принципы срабатывают и при решении вопросов борьбы с международным терроризмом, организованной преступностью и, собственно, вопросов военной безопасности. Изменения состава договора о коллективной безопасности - подтверждение этому. Особое внимание заслуживает и близкая к этим вопросам проблема - миротворческая деятельность на постсоветском пространстве (глава 6 «Вооруженные конфликты на постсоветском пространстве и проблемы их урегулирования»). Можно согласиться с авторами в том, что несмотря на все издержки процесса взаимодействия новых независимых государств именно в этой сфере достигнуты наибольшие успехи. К концу 1990-х гг. удалось переломить ход целого ряда негативных явлений.
В этом направлении несомненным успехом является и приостановление фазы вооруженных действий во всех конфликтах на постсоветском пространстве. Еще больший успех в этой сфере - полное урегулирование конфликта.
Особое значение, как нам кажется, отводится главе 7, которая называется «Политика России в отношении стран СНГ». В ней показано сложное и достаточно противоречивое отношение Российской Федерации к СНГ. Россия по всем параметрам является наиболее развитой из всех стран Содружества, поэтому многие проблемы становятся особенно очевидными именно в отношении к этому государству. Но тенденция остается единой для всех государств, входящих в СНГ. Для них особую важность приобретают такие вопросы, как построение новой собственной государственности, попытки найти свое место в быстро развивающимся глобальном мире.
Интерес представляют работы других авторов: Авакова М.М., Загорского А., Злобина А., Солодовника С., Хрусталёва М. Залинян А.М, Захарова Н.В. Игнатенко Г.В. и т.д.
Очевидно, что данная тема актуальна и изучение ее будет продолжаться. Анализ накопленного опыта и новые мировоззренческие подходы позволят сформировать иные позиции по решению выше обозначенной проблематики.