Введение
Глава 1 Российско-американские отношения: история и современность
1.1 Основные тенденции российско-американских отношений
1.2. Факторы формирования образа США в современном российском обществе
Глава 2. восприятие Америки в российском обществе
2.1 Образ США как государства в российском обществе
2.2 Образ американцев и американского образа жизни в российском обществе
Заключение
Список литературы
Россия и Соединенные Штаты давно проявляют интерес друг к другу. Время от времени враждовали, подчас долго, но на протяжении большей части истории (правда, это относится к досоветской России) находились в добрых отношениях. Сложнее складывалось восприятие ими друг друга. Для оценки американцами России, а русскими - Америки характерен ряд серьезных отличий, среди которых выделю одно принципиально важное. Американцы в подавляющем большинстве всегда относились к России критически, видели в ней деспотическую или авторитарную страну, заимствовать у которой нечего. Отношение же русских к Америке было всегда в высшей степени амбивалентно. Среди российских интеллектуалов досоветской эпохи можно выделить такие имена, как Л. Пушкин, В. Белинский, Д. Менделеев и др.; вспомним и всех славянофилов, которые видели в Америке воплощение голого материального расчета и бездуховности
Актуальность данного исследования обусловлена все возрастающим противостоянием России и США в современном мире. В силу большого набора разногласий и активной американизации российского общества в 1990 - е годы изучение заявленной темы позволит понять многие аспекты взаимоотношения между странами. Актуальность темы обусловлена и большой ролью, которую играют Россия и США на мировой арене. От выработки адекватного, неидеологизированного образа друг друга во многом зависит возможность плодотворного сотрудничества между Россией и США, что в свою очередь может стать залогом успеха в решении многих проблем современного мира (терроризм, распространение ядерного оружия, региональные вооруженные конфликты и гражданские войны и др.).
Источниковую базу исследования составляют нормативно-правовые документы (примеры), статистические материалы (примеры), периодическая печать (названия газет, журналов), мемуарная и эпистолярная литература (примеры).
Цель курсового проекта проанализировать образ Америки в современном российском обществе в контексте российско-американских отношений.
Исходя из поставленной цели исследования, нами определены следующие задачи
1. выявить и охарактеризовать условия и факторы формирования образа США в современном российском обществе.
2. определить основные тенденции и сложности российско-американских отношений.
3. выявить и проанализировать образ США как государства, американцев и американского образа жизни в российском обществе.
4. Проанализировать различия в восприятии США среди различных групп российского общества (политиков, ученых, журналистов, рядовых граждан).
5. выявить динамику в восприятии россиянами США и их внешнеполитического курса в рассматриваемый период.
Объект исследования: российское общество.
Предмет исследования: представления россиян о США, как государстве, об американцах и американском образе жизни, а так же восприятие и оценки внешнеполитического курса США в современном мире.
Глава 1 Российско-американские отношения: история и современность
1.1 Основные тенденции российско-американских отношений
Отношения России и США в начале 90-х можно охарактеризовать как дружеские, причем США выступали как наставник в проведении реформ в России; во внешней политике российское руководство (прежде всего, министр иностранных дел А.В.Козырев) следовало убеждению «демократической солидарности» с Западом. В этой ситуации администрация Клинтона старалась упрочить собственное влияние на постсоветском пространстве, не допустить увеличения российских позиций[1].
Преимущественно, это обнаружилось при решении о расширении НАТО на востоке, с приближением к границам России. Расширение проводилось при синхронном соглашении относительно союза и сотрудничества между НАТО и Россией в то же время, по утверждению видного американского политолога Зб.Бжезинского: «В целом маловероятно, чтобы Россия могла ассимилироваться в НАТО как простой член, не расшатывая особого союзного единства – и это конечно не в интересах Америки»[2].
В период правления Клинтона был взят курс на утверждение доминирующей роли США в мире, реализовываемой посредством лидерства в главных региональных военных (прежде всего – НАТО) блоках и союзах, понемногу снижая роль ООН в улаживании кризисных ситуаций в мире. Демонтаж политических систем и общественного строя на территории бывшего СССР, его союзников в Восточной Европе исключил возможность возрождения двухполярной мировой политической системы, а планы расширения НАТО на восток закрепляли данный удачу и блокировали появление автономного мирового политического полюса в Западной Европе. В связи с этим существенно рассмотреть взгляды авторов нового документа Стратегии национальной безопасности США – «Стратегии национальной безопасности США для нового столетия» (1998 г.) на место и роль в ней России: «Соединенные Штаты преследуют в странах СНГ целый ряд целей, имеющих отношение к нашей национальной безопасности. Мы стремимся включить Россию, Украину и другие государства СНГ в новую систему европейской безопасности, что предполагает активизацию их участия в программе НАТО «Партнерство ради мира» и выстраивание эффективных отношений партнерства НАТО – Россия и НАТО – Украина. Мы добиваемся уменьшения угрозы ядерной войны и распространения – особенно в непризнанных государствах – ядерного оружия и делящихся материалов, равно как и других видов оружия массового поражения и систем его доставки»[3].
В «Стратегии национальной безопасности XXI века» (2002 г.) среди великих держав проблемными в плане единства «на базе общих ценностей» названы Россия, которая «находится посреди обнадёживающего переходного периода», на пути построения демократического будущего», и Китай, лидеры которого должны понять, «что социальные и политические свободы являются единственным источником национального величия»[4].
Со своей стороны, «Америка будет приветствовать достижения в демократических преобразованиях и открытости экономик в этих двух странах, поскольку они составляют наилучшую основу для внутренней стабильности и международного порядка». То есть не только демократические и экономические свободы внутри страны, но и открытость её экономики (а значит – свобода движения капиталов и отсутствие протекционистских мер) чрезвычайно важны для международного порядка, выстраиваемого США. Поэтому Соединённые Штаты будут «активно работать в делах повсеместного распространения демократии, экономического развития, свободных выборов и свободной торговли»[5].
В данном и содержится третья задача «Стратегии». Соединенные Штаты стараются не допустить «восстановления старых образцов соревнования великих держав» поэтому «несколько новых, потенциально великих держав» – Россия, Индия и Китай привлекают сейчас их внимание. С Россией и Индией США выстраивают отношения на основе общих стратегических интересов параллельно с настойчивым стремлением продвижения ценностей «свободно-рыночной демократии». Вместе с тем в отношении России отмечается: «Нечётко соблюдаемые обязательства России по отношению к основным ценностям свободно-рыночной демократии и сомнительная отчётность в борьбе с распространением оружия массового поражения вызывают по прежнему большое беспокойство»[6].
По мысли ряда российских аналитиков, такие планы довольно реалистичны и в случае продолжения ослабления военной мощи содействуют подчинению России диктату соперника[7]. Если в начале 90-х гг. российско-американские отношения переживали подъем и рассматривались российской стороной как партнёрство двух равных в перспективе стран, то в конце 90-х произошел поворот во внешней политике, вызванный разочарованием российского руководства итогами односторонних уступок, обеспокоенностью планами расширения НАТО на восток и натовской агрессией против Югославии. В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (10 января 2000 г.), утверждалось: «Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами: стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ; опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток; возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов; распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки; ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств; возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств; притязания на территорию Российской Федерации. Похожая статья: Ключевые сюжеты эволюции межгосударственных отношений России и Казахстана в постсоветский период: по материалам отечественной историографии 2004–2014 гг. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе»[8].
В этом же документе заявлялось: «Важнейшей задачей Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников. Российская Федерация должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору или коалиции государств в любых условиях обстановки»[9]. Таким образом, главной военной угрозой российское руководство признало США и их союзников по НАТО, декларируя готовность для противодействия агрессии применить ядерное оружие. Новое сближение России и США в 2001 г., подкреплённое борьбой с международным терроризмом, сопровождалось военным проникновением США в Центральную Азию, выходом из договора по ПРО, поддержкой в бывших союзных республиках антироссийских сил и, наконец, подготовкой Грузии к войне с Южной Осетией в августе 2008 г. Закономерные и успешные действия России в этом конфликте, вызвали критику со стороны США, не решившихся, впрочем, вмешаться, и новое (после югославского конфликта 1999 г.) охлаждение отношений[10].
Украинский кризис выступил в качестве катализатора резкого и глубокого ухудшения отношений между Россией и США, а также радикального сужения политического пространства не только для сотрудничества, но и для нормального политического диалога между ними. Многие российские и американские эксперты воспринимают международный кризис, возникший в связи с ситуацией на Украине, в первую очередь, как конфликт между Россией и США.1 Действительно, несмотря на то, что в его основе лежала конкуренция России и ЕС за формы и принципы торгово-экономической интеграции Украины, как только кризис перешел в острую политическую стадию, лидирующую роль в формировании его международного контекста стали играть именно США.
В 2013-2015 гг. отношения России и США развивались по нисходящей траектории - от кризиса доверия в связи с внутриполитической ситуацией на Украине и методами ее разрешения до глубокого международно-политического конфликта с элементами военно-политической и системной невоенной конфронтации. Инициатором этого противоборства были и остаются США. Российская сторона действовала ограничено и преимущественно реактивно.