Введение
- Конституционно-правовая основа, понятие, практика референдума
1.1 Понятие и практика проведения референдума
1.2 Особенности конституционно-правовой основы организации референдума
- Предложения по совершенствованию законодательства по организации и проведению референдума в РФ
2.1 Предложения по совершенствованию организации референдума
2.2 Предложения по совершенствованию проведения референдума
Заключение
Список литературы
Актуальность работы заключается в том, что особое распространение референдумы получили в ХХ столетии. Это было обусловлено ростом правовой и политической культуры, гражданской зрелости населения, демократизацией политических режимов, наличием технических возможностей (связь, средства массовой информации) для проведения подобных мероприятий.
Неотъемлемым признаком демократического правового государства является принадлежащий народу суверенитет. Именно с помощью референдума граждане государства свободно осуществляют народовластие, поэтому на данном этапе развития России представляется необходимым исследование указанного правового института.
Поскольку референдум в соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации является «высшим непосредственным выражением власти народа», является одним из важнейших средств прямой демократии, на референдуме могут решаться принципиально важные вопросы жизни страны и всего народа, такие как принятие новой Конституции – все это говорит, на наш взгляд, о большой практической значимости выбранной темы.
Целью курсовой работы является рассмотреть референдум как одну из форм прямой демократии в системе народовластия.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и практику проведения референдума;
2. Рассмотреть особенности конституционно-правовой организации референдума;
3. Рассмотреть особенности правового проведения референдума. Предложения по улучшению референдума.
- Конституционно-правовая основа, понятие, практика референдума
1.1 Понятие и практика проведения референдума
Рассмотрим порядок организации и проведения референдумов на примере референдума Российской Федерации. Названный порядок включает в себя следующие обобщенные стадии: возбуждение инициативы проведения референдума; назначение референдума, подготовка и проведение акта подведение итогов референдума.
Право возбуждения вопроса о проведении референдума принадлежит: а) не менее чем двум миллионам российских граждан, имеющим право на участие в указанном референдуме (на один субъект Федерации должно приходиться не более 10% требуемого числа подписей граждан); б) Конституционному Собранию РФ в случае вынесения на референдум новой Конституции РФ. При этом должны быть сформулированы вопросы, выносимые на референдум, или представлен полный текст закона или иного нормативного правового акта, предлагаемого к принятию на референдуме[1].
Возбуждение вопроса о проведении референдума гражданами распадается на:
Решение о проведении всероссийского референдума принимает Президент РФ. До принятия решения президент в течение десяти дней со дня поступления к нему необходимых документов и материалов направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствующей проверке. Конституционный Суд проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией, и в течение месяца направляет Президенту свое решение по существу вопроса, которое подлежит незамедлительному опубликованию.
В случае признания Конституционным Судом соблюдения конституционных требований инициаторами референдума Президент назначает всероссийский референдум не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда. Президент издает указ о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа. Данная временная рамка, во-первых, обеспечивает надлежащий уровень подготовки референдума, а, во-вторых, препятствует затягиванию связанных с референдумом мероприятий.
В случае отрицательного решения Конституционного Суда процедура референдума прекращается.
Таким образом, Президент обладает исключительным правом на назначение референдума Российской Федерации, однако не может назначить его по собственному усмотрению. Президент также не вправе отказать в назначении референдума, если соблюдена предусмотренная законом процедура его инициирования и выносимый на референдум вопрос (законопроект) отвечает законодательным требованиям.
1.2 Особенности конституционно-правовой основы организации референдума (проблемы)
Конституция РФ (ст. 32, 130)[2] непосредственно закрепляет право граждан России участвовать в референдуме, конкретизирующее более общие конституционные права граждан непосредственно участвовать в управлении делами государства и осуществлении местного самоуправления.
В основном понятие и содержание права граждан РФ на референдум раскрываются в Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" и Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно статье 5 ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.
В кризисные эпохи, когда привычная и устоявшаяся система руководства государством и жизнедеятельностью общества начинает давать все более серьезные сбои, резко повышается общественный вес разного рода «страхующих» институтов. Часто в дело вступает «фактор лидера», то есть замыкание главных управленческих инстанций на одну личность, наделенную (когда стихийно, а порой вполне целенаправленно) в сознании граждан чертами исключительности. Иногда же, наоборот, речь идет о попытках запустить в действие практику «прямой демократии», при которой юридическая, административная, электоральная дистанция, как бы отделяющая волеизъявление народа от практической (в виде государственных решений) его реализации, сокращается до минимального размера: воля большинства граждан непосредственно превращается в закон.
Впервые в повестку дня практической политики проблема референдума поставлена в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века, когда прежняя система власти растеряла авторитет и впала в некую прострацию, а новая еще не сложилась, и какой она будет, в общем-то, не мог предвидеть еще никто.
В ту пору романтизм этот обернулся для нашей страны трагической стороной. Скажем, референдум 1991 года дал двойной и очень разный итог. Вопрос о судьбах СССР, хотя был и поставлен, и решен, но его результат, зафиксированный в утверждении «Союзу - быть!», оказался не выполненным, «замороженным» на уровне государственной деятельности, а потом и попросту отброшен.
Инкорпорированный на территории РСФСР в этот же референдум вопрос о введении поста президента, наоборот, тут же оказался переведенным в практическую плоскость и положил начало тому процессу сокрушения отечественной государственности, который не затух до сих пор, сбрасывая Россию буквально в ничто.
Нормативно-правовые акты:
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)
- Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О референдуме Российской Федерации".
- Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Литература:
4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2013. - 800 с.
5. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. М.: Инфра, 2011.- 375с
6. Веденеев Ю.А. Лысенко В.И. Избирательный процесс в Российской Федерации политико-правовой и технологические аспекты.// Государство и право. 2011. № 8.
7. Габричидзе Б. Н., Елисеев В. Н. Конституционное право современной России: Учебник для вузов. М.,2011.
8. Головистикова А. Н., Груцына Л. Ю. Конституционное право России в схемах и таблицах. М., 2011.
9. Государственное право РФ. / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юрид. лит. 2011. 532с
10. Егоров С. А. Бедна ли Россия демократическими традициями?//Государство и право. 2010.№ 6.
11. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. М: Юристъ, 2010. 492с.
12. Зимон Г. Заметки о политической культуре в России. // Вопросы философии. 2011.№ 2. - С. 27-32.
13. Катков Д.Б. Конституционное право России М. «Юриспруденция». 2011.С.108
14. Ковешников Е. М. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2012.
15. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М.: Юристъ, 2011. - 520 с.
16. Комарова В.Ф. Формы непосредственной демократии в России. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2010. - 208 с.
17. «Конституционное право гражданина Российской Федерации на референдум и международные стандарты» (Л.А. Нудненко)// Конституционное и муниципальное право. 2011..№ 1. С. 26-29
18. «Конституционное право гражданина Российской Федерации на референдум и международные стандарты» (Л.А. Нудненко)// Конституционное и муниципальное право. 2011.№ 2. С. 28-31
19. Конституция Российской Федерации: научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина - М.: Юристъ, 2011. - 287 с.
20. Конституция Российской Федерации: проблемный комментарий / Отв. ред. Четвернин В.А. - М.: Юрид. лит., 2011. - 310 с.
21. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Том 3. / Отв. ред. Страшун Б.А. - М.: БЕК, 2011. - 764 с.
22. Конституционное право России. Учебно-методическое пособие. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2010. - 408 с.
23. Катков Д.Б. Конституционное право России М. «Юриспруденция». 2011.С.111.