Введение
1 Понятие, сущность и типы предпринимательства
1.1 Сущность предпринимательства
1.2 Организационно-правовые формы предпринимательства
2 Предпринимательство в России
2.1 Проблемы развития предпринимательства в России
3.2 Статистика предпринимательства в России за 2010-2013 годы
3.3 Перспективы развития предпринимательства в России
Заключение
Список использованной литературы
Предпринимательство как вид деятельности существует везде, где люди осуществляют производство товаров и услуг по собственной воле. В условиях перехода к рыночной экономике предпринимательство становится основой экономической структуры общества.
Любой вид предпринимательской деятельности осуществляется в определенных организационно-правовых формах. Организационно-правовая форма предпринимательства — это форма организации предпринимательской деятельности, определенная юридически.
До запуска нового предприятия требуется выбрать определенную организационно-правовую форму в соответствии с целями предприятия, его масштабами, видом деятельности и прочими показателями. Для этого необходимы знания обо всех существующих на сегодняшний день формах предпринимательства, их преимуществах и недостатках. Этим и обуславливается актуальность темы данной работы, поскольку от правильного выбора организационно-правовой формы зависит эффективность деятельности предприятия.
Выбор конкретной формы предпринимательства должен учитывать, насколько она будет способствовать:
- улучшению управления и повышению эффективности хозяйственной деятельности предприятия;
- повышению доходов государства;
- созданию конкурентной среды;
- развитию рынка капиталов и увеличению числа собственников.
Решение данных задач заключается в определении структуры управления предприятием, принципов распределения доходов, возможностях привлечения инвестиций и их формы, доля ответственности собственников личным имуществом, возможности изъятия капитала из дела, возможности прекращения бизнеса и многие другие экономические и правовые аспекты.
Таким образом, изучение организационно-правовых форм предпринимательства важно для обеспечения эффективной деятельности предприятий и государства в целом.
Целью данной работы является изучение организационно-правовых форм предпринимательства в российской экономике.
Объектом исследования выступают организационно-правовые формы предпринимательства.
Предмет исследования — преимущества и недостатки организационно-правовых форм предпринимательства.
Для достижения поставленной цели в ходе выполнения данной работы необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «предпринимательство»;
- охарактеризовать организационно-правовые формы предпринимательства;
- рассмотреть основные проблемы развития предпринимательства в Российской Федерации;
- проанализировать статистические данные по предпринимательству в России за 2010-2013 гг.;
- определить перспективы развития предпринимательства в России.
1 Понятие, сущность и типы предпринимательства
1.1 Сущность предпринимательства
Предпринимательство изучают многие экономические дисциплины, в связи с чем, существует множество определений данного понятия. В широком смысле, под предпринимательством понимается инициативная, новационная деятельность экономических субъектов, принимающих на себя риск, направленная на получение прибыли.[1]
Экономическое содержание предпринимательства заключается в анализе данной категории в следующих значениях:
- в качестве экономического отношения;
- в качестве процесса осуществления производственно-коммерческой деятельности;
- в качестве социально-психологического феномена;
- в качестве мотивационного поведения.[2]
В качестве экономического отношения предпринимательство рассматривается с точки зрения субъектно-объектной структуры предпринимательских отношений. Субъектами предпринимательских отношений являются предприниматель, собственник капитала, собственник труда. Соответственно, субъективная структура отношений предпринимательства включает две стороны: предпринимателя и собственника факторов производства. Предприниматель отличается от наемного работника тем, что он использует совокупную собственность (предприятие) и несет соответствующую ответственность. Предпринимательство — это уникальный способ активного использования собственности, содержание которого заключается в реализации предпринимателем функции соединения работника с основными средствами производства, которая содержит элемент новаторства и осуществляется с целью извлечения личной выгоды в виде присвоения результатов хозяйственной деятельности.[3] Основанием присвоения результатов деятельности выступает право собственности на факторы производства, исходя из размеров которых, образуется величина индивидуального дохода предпринимателя.
В случае если предприниматель является собственником факторов производства, структура предпринимательских отношений видоизменяется до вида: «предприниматель — собственник — наемный работник».
Объект предпринимательских отношений — совокупность факторов производства, результат хозяйственной деятельности.
Предпринимательство в качестве процесса осуществления производственно-коммерческой деятельности состоит из следующих процессов:
- создание нового, обладающего ценностью товара;
- принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности;
- процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение.
Следует принимать во внимание правовое поле, в границах которого ведется предпринимательская деятельность. Правовой аспект определяет ряд характерных черт предпринимательства:
- осуществление предпринимательской деятельности;
- наличие целевой направленности — получения прибыли;
- систематичность в осуществлении предпринимательской деятельности;
- самостоятельность — предприниматель свободен в принятии решений и выборе, а государственное вмешательство осуществляется только в определенных законов рамках;
- риск и ответственность всем наличным имуществом.[4]
Важной отличительной характеристикой предпринимательской деятельности является включение в экономическую теорию психологических аспектов экономического поведения людей, вследствие чего предпринимательство рассматривается в качестве социально-экономического феномена. Основным психологическим мотивом предпринимательского поведения является потребность в достижениях и успехе, которая заключается в достижении поставленных целей наиболее оптимальными путями. А. Маршалл в «Принципах экономической науки» подчеркивал, что основным психологическим мотивом деятельности предпринимателя является стремление к эффективной и продуктивной организации и управлению предпринимательской структурой.[5]
Для того чтобы предприниматель реализовал свои личные амбиции, в обществе должны существовать определенные экономические, социальные, правовые, политические, духовные и этические условия. Экономические условия заключаются в легализации отношений присвоения собственности, неопределенности, нестабильности и риска. Необходимые социальные и политические условия — это либерализм и демократия.
Данные условия являются характеристиками внешней среды, в которой предприниматель осуществляет свою деятельность.
Предпринимательство с точки зрения новаторства не может существовать без реальной свободы личности. Соответственно, основными чертами предпринимательства являются новаторство, свобода и самостоятельность. Помимо этих черт существует еще ряд, которые обладают глубоким экономическим значением в условиях нестабильности рыночной экономики, а именно: способность к риску, самостоятельность в принятии управленческих решений, владение ресурсами и лидерство.