Курсовая работа|Макроэкономика

Прибыль как форма дохода

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 36

Введение

Глава 1. Прибыль как экономическая категория

1.1 Экономическая сущность прибыли, ее формирование

1.2 Прибыль как факторный доход

1.3 Функции прибыли

Глава 2. Виды и факторы прибыли

2.1 Виды прибыли

2.2 Источники экономической прибыли

2.3 Факторы прибыли

Заключение

Список использованной литературы

 

В различных учебниках по экономической теории понятие прибыли связывается с такими категориями как доход, капитал, процент и другими. Существует множество определений прибыли.

Прибыль является конечной целью предпринимательской деятельности. Это основной стимул и показатель эффективности функционирования любого предприятия. Высокие прибыли заставляют капиталы перемещаться из одной отрасли в другую. В современных условиях глобализации экономики, когда процесс производства выходит за рамки стран, происходит постоянная миграция капитала и рабочей силы, что изменяет структуру интернациональной экономики.

В такой ситуации проблема прибыли становится все более актуальной. Изучением категории прибыли занимаются и теоретики, и практики. Главным вопросом становится сущность прибыли, ее источники и механизм ее формирования.

Экономическая прибыль определяется как разница между объемом выручки и издержками производства. Казалось бы, все очевидно, но механизм формирования прибыли до сих пор не ясен. Каким образом можно на моменте создания предприятия определить планируемую величину прибыли и определить источник ее формирования?

Экономическая теория не дает единого ответа на данный вопрос. Одни авторы под прибылью понимают все формы дохода: заработную плату, процент, ренту, предпринимательский доход. Другие — только процент на вложенный капитал. Карл Маркс рассматривал прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости, вызванной только наемным трудом. Еще одним источником прибыли он считал скорость движения капитальной стоимости. Другой экономист, Шумптер, определял прибыль как доход новаторов, исчезающий под воздействием конкуренции, в то же время Маркс видел источник такого дохода в добавочной прибыли. В трудах западных ученых часто можно встретить определение прибыли в качестве платы, которую несет общество за риск предпринимательства. По их мнению, прибыль — это простая разница между доходом и издержками производства, а ее природа в западной литературе практически не анализируется.

Актуальность данной работы заключается в том, что в рыночной экономике значение прибыли возрастает. Предприятия различных форм собственности, наделенные самостоятельностью и независимостью, получают право решать на какие цели и в каких объемах направлять прибыль, которая остается после уплаты всех обязательных платежей.

Получение прибыли является обязательным условием и целью предпринимательской деятельности. Прибылью измеряется эффективность хозяйствования, она же является основным источником финансирования социально-экономического развития, выступая главным критерием выбора направлений для инвестирования и программ оптимизации текущих затрат.

Таким образом, прибыль играет важнейшую роль в хозяйственном механизме управления социально-экономическим развитием. Она является основой устойчивости и обеспечения доходов предприятий различных форм собственности, государства и населения.

Важным является не просто определить природу прибыли и источники ее формирования, но и выявить факторы, оказывающие на нее влияние; определить функции прибыли и ее роль в современной экономике.

Целью данной работы является изучение сущности прибыли, источников ее формирования и факторов на нее влияющих.

Объект исследования — прибыль в качестве одной из форм дохода.

Предметом исследования являются все виды прибыли, существующие в рыночной экономике.

Для достижения поставленной цели в ходе выполнения данной работы необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть экономическую сущность прибыли и источники ее формирования;

- проанализировать категорию прибыли с точки зрения одного из видов факторного дохода;

- охарактеризовать функции прибыли;

- дать определение и объяснить сущность видов прибыли;

- рассмотреть основные факторы прибыли.

 

Глава 1. Прибыль как экономическая категория

1.1 Экономическая сущность прибыли, ее формирование

В экономической литературе понятие «прибыль» связывается с такими категориями как доход, капитал, процент и прочими. На практике прибыль определяется как разница между выручкой от реализации и издержками производства. С теоретической точки зрения существует два основных подхода к экономической природе прибыли.

Первый подход был предложен Карлом Марксом, который определял прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости. Под прибавочной стоимостью Маркс понимал неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства. В результате своего труда рабочий создает большую стоимость, нежели чем стоит его рабочая сила. Данная разница привлекает предпринимателей и ради нее они осуществляют свою деятельность. Присвоение результатов чужого труда затушевывается и прибыль становится следствием движения всего авансированного капитала, как результат издержек производства. Тким образом, по Марксу прибыль — это результат эксплуатации наемного труда капиталом, а отношение «капиталист - наемный рабочий» составляет основное отношение капиталистического общества.[1]

Данное определение экономической природы прибыли на сегодняшний день считается не верным. Если эксплуатация — это процесс присвоения продукта неоплаченного труда и атрибут капитализма, то капитализм охватывает всю историю человеческой цивилизации. При этом важно видеть не только сам факт отчуждения продукта неоплаченного труда, но и то, в чьих интересах используется отчужденный продукт.

В современной экономической литературе прибыль рассматривается в качестве дохода от применения всех факторов производства — труда, земли, рабочей силы и капитала. Однако и в таком определении отсутствует единство и четкость. С одной стороны прибыль рассматривается как плата за услуги предпринимательской деятельности, с другой — как плата за новаторство и управленческие решения, с третьей — как плата за предпринимательский риск. Все данные определения не являются точными и выражают плату предпринимателю за его умение соединять факторы производства и их эффективное применение. Однако необходимо учитывать и тот факт, что доход в виде процента могут получать и те граждане, которые не участвуют в предпринимательской деятельности, а лишь передают право на распоряжение ресурсами в какой-либо форме другим лицам. В таком случае речь идет о нетрудовых доходах, которые получаются законным путем.[2]

Каждый фактор производства подразумевает участие в нем людей. В случае с трудом — это наемные рабочие, капиталом и землей — их собственники. Если принять тот факт, что любое экономическое благо — это результат взаимодействия факторов производства, то необходимо признать что все население, которое стоит за данными факторами, участвует свои трудом или капиталом в процессе создании благ и новой стоимости. Разница заключается лишь в том, что одни проявляют свое участие натуральным трудом сегодня, а другие — прошлым трудом, который реализован в материальных элементах производства. Это их накопленный овеществленный труд, который может являться результатом трудовых усилий нескольких поколений. Любое экономическое благо, в конечном итоге, представляет собой продукт труда всего общества, а эффект его усилий принимает форму прибыли на всех уровнях хозяйственной деятельности.

После определения сущности прибыли важно рассмотреть процесс ее формирования.

Прибыль появляется в результате реализации продукции, а ее объем рассчитывается путем вычитания издержек производства и дохода от реализации продукции. Таким образом, величина прибыли зависит от объема реализации и уровня цен, а также от уровня издержек производства и того, насколько он соответствует общественно необходимым затратам.

Объем продаж зависит от эффективности управленческой деятельности, а именно: от способности создавать благоприятные условия для реализации продукции (формировать маркетинговую стратегию, организовывать рекламные мероприятия, разрабатывать правильную ценовую и товарную политику и пр.).

Величина издержек производства зависит от эффективности организации производства и труда, оборудования, технологии, технической оснащенности предприятия.

Необходимо отметить, что прибыль предприятия зависит не только от объема реализации продукции, но и от прочих видов деятельности, которые могут ее либо увеличивать, либо уменьшать. Для этого существует понятие «балансовой прибыли», которая состоит из прибыли от реализации продукции, внереализационных доходов за минусом внереализационных расходов. К прибыли от реализации продукции относится выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты на производство и реализацию продукции. Внереализационные доходы включают в себя доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п. К внереализационным расходам относятся затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.[3]

Помимо балансовой прибыли существует еще валовая прибыль, под которой понимается балансовая прибыль с учетом  финансового результата от операций с основными средствами, нематериальными активами и иным имуществом.

Прибыль во всех странах с рыночной экономикой подлежит налогообложению, в связи с чем, на практике также выделяют налогооблагаемую прибыль. Налогооблагаемая прибыль — это валовая прибыль за минусом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.

  1. Агапова, Т. А. Макроэкономика: учебник / Т. А. Агапова. С. Ф. Серегина. – Москва: Маркет ДС, 2009. – 413 с.
  2. Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. - М.: Дашков и Ко, 2013. – 400 с.
  3. Ачаповская, М. З. Экономическая теория / М. З. Ачаповская. – Минск: ФУАинформ, 2010. – 431 с.
  4. Зубко, Н. М. Основы экономической теории: учеб. пособ. / Н. М. Зубко, А. Н. Каллаур. – Минск: Вышэйшая школа, 2011. – 427 с.
  5. Ивашутин, А. Л. Макроэкономика: учеб. пособ. / А. Л. Ивашутин. Минск: Амалфея, 2008. – 339 с.
  6. Кузнецов, Б. Т. Макроэкономика: учеб. пособ. / Б. Т. Кузнецов. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 463 с.
  7. Курс экономической теории: учебник / М. Н. Чипурин [и др.]; под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселёвой. – Киров: АСА, 2010. – 874 с.
  8. Новая экономика / под ред. Е. Ф. Авдокушина, В. С. Сизова. Москва: Магистр, 2009. – 542 с.
  9. Экономика: университетский курс / П. С. Лемещенко [и др.]; под ред. П. С. Лемещенко, С. В. Лукина. – Минск: Книжный дом, 2007. – 703 с.
  10. Экономическая теория: курс интенсивной подготовки / И. В. Новикова [и др.]; под редакцией И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Минск: Тетрасистемс, 2011. – 399 с.
  11. Экономическая теория: учебник / В. С. Артамонов [и др.]; под ред. В. С. Артамонова, С. А. Иванова. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 528 с.
  12. Экономическая теория: учеб. пособ. / А. В. бондарь [и др.]; под общ. ред. А. В. Бондаря, И. В. Воробьёва. Минск: БГЭУ, 2011. – 477 с.
  13. Экономическая теория: учебник / Е. Н. Лобачёва [и др.]; под редакцией Е. Н. Лобачёвой. – Москва: Высшее образование, 2008. – 515 с.
  14. Экономическая теория (политэкономия): учебник/ В. И. Видяпин [и др.]; под общ. ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлёвой. – Москва: ИНФРА-М, 2007. – 639 с.
  15. Экономическая теория. Общие основы: учеб. пособ. / М. И. Ноздрин-Плотницкий [и др.]; под ред. М. И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Современная школа, 2011. – 390 с.
  16. Экономика, организация и управление на предприятии / под ред. М.Я. Боровской. - Спб: Феникс, 2010. - 480 с.
  17. Экономика предприятий (организаций): учебник / А. И. Нечитайло, А. Е. Карлик. – Москва: Проспект: Кнорус, 2010. – 304 с.
  18. Экономика предприятия: учебник / [В. М. Семенов и др.]. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 416 с.
  19. Экономика предприятия: учебный комплекс / Л. А. Лобан, В. Т. Пыко. – Минск: Современная школа, 2010 – 429 с.
  20. Экономика предприятия (организации): учебник / [Н. Б. Акуленко и др.]. – Москва: Инфра–М, 2011. – 638 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Макроэкономика
2013 год 36 стр.
Курсовая Коммерческий банк как экономический субъект рынка
Telesammit
Курсовая работа Макроэкономика
2003 год 45 стр.
Курсовая Функции денег, как система
antiplagiatpro
Курсовая работа Макроэкономика
2020 год 30 стр.
Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов
antiplagiatpro
Курсовая работа Макроэкономика
2021 год 37 стр.
Образование как фактор экономического роста
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское