Дефицит федерального бюджета характеризует превышение расходов и чистых кредитов над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов государственных органов и классификации доходов и расходов.
Такое состояние государственного бюджета характерно для многих стран с развитой экономикой из-за инфляции.
Дефицит бюджета является отражением нестабильности ситуации в экономической и финансовой сферах деятельности. Для его блокирования используются внутренние и внешние источники финансирования, что увеличивает долг государства.
В результате финансирования дефицита бюджета образуется непогашенные обязательства. Сумма непогашенных обязательств образует государственный долг. Долг – один из важнейших элементов в структуре активов и пассивов экономике. В этом и заключается актуальность рассматриваемой темы.
Целью написания работы является рассмотрение сущность и способов финансирования бюджетного дефицита.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие «дефицит бюджета» и рассмотреть причины его образования;
- ознакомится с источниками формирования дефицита федерального бюджета;
- рассмотреть сущность и классификацию государственного долга;
- проанализировать бюджетный дефицит РФ;
- предложить пути сокращения бюджетного дефицита в РФ.
Объектом изучения является бюджетная система РФ.
Предметом изучения является бюджетный дефицит.
Теоретическую базу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов в области экономики, научно-методические разработки и рекомендации в области экономики, а также законодательные и нормативные правовые акты.
Методы исследования стали общенаучные познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия), а также специальные методы (моделирование, стратегический анализ, группировки, экспертных оценок).
1. СУЩНОСТЬ И ИСТОЧНИКИ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА
1.1. Понятие «дефицит бюджета» и причины его образования
Доходы и расходы органов государственной власти могут быть сбалансированы [3, c. 186]. При подготовке, утверждении и исполнении бюджета уполномоченным органам следует исходить из необходимости минимизировать размер дефицита бюджета. Доходы бюджета и доходы от источников финансирования дефицита не могут быть связаны с определенными бюджетными расходами, за исключением доходов из целевых бюджетных средств, а также в случае централизации средств из бюджета других уровней системы бюджет РФ.
Однако в реальной жизни этого, как правило, есть дефицит или профицит. Нехватка или избыток средств могут возникать как в отношении государственного бюджета, так и в отношении внебюджетных фондов.
Дефицит бюджета - превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов. Такой концептуальный подход к понятию дефицита позволяет нам определить, в какой степени сектор государственного управления покрывает свои расходы и кредиты, выданные с целью проведения государственной политики за счет доходов, официальных трансфертов и сумм, полученных от погашения кредитов ранее выданные ему без увеличения его долговых обязательств и без уменьшения объема ликвидных активов. Исходя из этого принципа, дефицит равен стоимости товаров, услуг и переводов плюс чистое кредитование минус доход и минус официальные переводы. Превышение доходов над расходами обычно обозначается положительным знаком, а дефицит - отрицательным. Дефицит покрывается за счет финансирования, сумма которого равна дефициту, но имеет противоположный знак.
Наличие дефицита сопряжено c признанием необязательного сбалансирования поступления и платежей и возможности использования государственных финансов для регулирования экономического развития путем изменения государственных доходов и расходов [7, c. 106].
Дефицит или профицит по отношению к ВВП является основным общим финансовым показателем сектора государственного управления. Дефицит является признаком дисфункционального состояния государственных финансов.
Основными причинами дефицита являются войны и спады.
Войны требуют использования ресурсов для вооружения и обслуживания армии. В то же время напряженность возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время. Эти расходы финансируются за счет увеличения налогов, выпуска денег и выпуска государственного долга. Каждый из этих источников имеет свои ограничения. Повышение налоговых ставок ограничивает стимулы для работы и развития производства. Выпуск новых денег приводит к инфляции. Выдача долгов связана с возможностью размещения кредитов. Тем не менее, сохраняется фактор, что продажа государственных облигаций является значительным источником покрытия дефицита бюджета.
Другим важным фактором дефицита является спад, стагнация и периоды спада производства. В годы, когда ВВП и национальный доход сокращаются, налоговые поступления также автоматически уменьшаются. В то же время расходы, как правило, остаются неизменными. Результатом является разрыв между доходами и расходами и растущий дефицит.
Рост дефицита может быть связан c неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью [13, c. 189]. Нерациональная налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут вести к негативному результату вследствие порождения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности.
Дефицит бюджета и связанное с ним увеличение государственного долга, а также затраты на его обслуживание и погашение стали одной из причин повышенного внимания к теориям, обосновывающим необходимость дефицита бюджета, и критике кейнсианских концепций стимулирования экономического развития путем увеличения государственных расходов с использованием дефицит бюджета.
Основные причины дефицита российского бюджета в 90-е гг. произошло резкое снижение доходов бюджета из-за сокращения ВВП, трудностей с сокращением расходов и значительного злоупотребления средствами. Глубокий кризис производства и распад денежной системы в 90-х годах пошел рука об руку с разбивкой в государственных финансах. Либерализация цен в 1992 году была попыткой сбалансировать спрос и предложение.
Все это привело к массовой инфляции и, в сочетании с другими факторами, привело к глубокому финансовому и экономическому кризису. Проявлениями кризиса государственных финансов стали дефицит бюджета, неуплата государственными органами своих обязательств, ухудшение собираемости налогов, сокращение и неполное финансирование социальных программ. В 1992-1994 годах расходы часто использовались для финансирования дефицита бюджета. В 1992 году это было 1,5 трлн. руб., 1993 г. - 10,1 трлн.
Отказ от финансирования дефицита за счет эмиссии способствовал осуществлению мер по снижению инфляции и стабилизации рубля. До 1997 года значительная часть кредитов была связана с кредитами иностранных правительств и международных финансово-кредитных организаций. С 1997 года более эффективные методы заимствования были использованы на международных рынках путем выпуска ценных бумаг. В 1999–2006 годах заимствования на международных кредитных рынках были значительно сокращены. В 2000 и 2001 годах в России наблюдался профицит бюджета в результате увеличения доходов бюджета в условиях восстановления производства и сокращения растущих затрат.
При осуществлении заимствований органы власти соответствующего уровня могут выступать как в роли заемщика, так и в роли гаранта погашения займов (кредита) другими заемщиками [11, c. 118]. При этом для регулирования дефицита бюджета Бюджетным кодексом РФ введены следующие ограничения.
Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер нефтегазового дефицита федерального бюджета.
Ссуды от Центрального банка Российской Федерации, а также государственные ценные бумаги Российской Федерации, приобретенные Центральным банком Российской Федерации при их размещении, не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.
Итак, превышение расходов над доходами называется дефицитом бюджета. Основными причинами дефицита бюджета являются войны и спады.
Наличие дефицита сопряжено c признанием необязательного сбалансирования поступления и платежей и возможности использования государственных финансов для регулирования экономического развития путем изменения государственных доходов и расходов.
1.2. Источники финансирования бюджета
В соответствии c Бюджетным кодексом РФ в состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются [5, c. 52]:
1) разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;
2) разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными другими бюджетами бюджетной системы РФ;
3) разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ кредитами кредитных организаций;
4) разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ кредитами международных финансовых организаций;
5) изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
6) иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.
В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются [9, c. 68]:
- поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ;
- поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;
- курсовая разница по средствам федерального бюджета;
- объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий РФ в валюте РФ, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий РФ ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
- разница между средствами, полученными от возврата предоставленных их федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте РФ;
- разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы РФ бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы РФ бюджетных кредитов в валюте РФ;
- разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов, предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов;
- разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;
- прочие источники финансирования дефицита бюджета.
В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются [2, c. 551]:
1) разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
2) разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, c учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга РФ, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;
3) разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.
В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
- объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий РФ в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий РФ ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
- разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных лиц перед РФ, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
- прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.
Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в отличие от источников внешнего финансирования – это постоянно возобновляемый ресурс заемных средств государства и государственных запасов. Частично этот ресурс расходуется на погашение самих источников (государственных займов), но он может и накапливаться (как положительное сальдо).
Итак, для финансирования дефицита федерального бюджета используются как внутренние, так и внешние источники. Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в отличие от источников внешнего финансирования – это постоянно возобновляемый ресурс заемных средств государства и государственных запасов.