Кардинальные изменения, переживаемые на современном этапе нашим обществом, сопровождаются коренной переоценкой ценностей и стремлением сформировать новые действенные механизмы развития. Мы живем в такое время, когда многие сложившиеся и долго считавшиеся истинами представления приходится преодолевать, многие психологические стереотипы перестраивать.
Становление и развитие современной социально-ориентированной рыночной экономики осуществляется в условиях действия множества негативных факторов: кризис во всех областях жизни общества, разрыв прежних хозяйственных связей, инфляция, безработица, социальная напряженность, проблемы неплатежей, снижение жизненного уровня людей и т.д. Все это является следствием принципиальных ошибок в характере и методах реформирования российской экономики. Отсутствие четких механизмов обеспечения социальных приоритетов, недооценка роли труда и его мотивации ухудшили условия для полной реализации творческого потенциала человека: он оказался «за бортом» осуществляемых преобразований.
Основой функционирования и развития любой организации является целенаправленная трудовая деятельность индивидуумов. Работник, преследуя определенные цели, имея определенные желания и настроения, исходя из определенной системы ценностей любую работу «очеловечивает». Для того, чтобы эффективно управлять им, надо хорошо знать и понимать, что движет человеком, что побуждает его к действиям и к чему он стремится, выполняя ту или иную работу.
Актуальность разработки новых подходов усиливается рядом причин, среди которых, во-первых, общемировые тенденции возрастания роли людей, их потенциальных возможностей в социально- экономическом развитии общества; во-вторых, коренные изменения в отношениях собственности, которые воздействует на мотивацию, стимулирование труда, на реализацию экономических интересов работников и работодателей; в-третьих, необходимостью использования и совершенствования методов управления потенциалом предприятий, что сегодня осознано как учеными, так и практиками, руководителями и специалистами, частными предпринимателями – субъектами хозяйствования.
Предметом изучения является процесс и методы управления организацией.
Объект исследования – организационная структура управления ООО «Кубаньмасло».
Цель работы – применение современных методов управления на примере ООО «Кубаньмасло».
Задачи:
- рассмотреть основы систем управления;
- охарактеризовать современные методы управления;
- показать специфику управления в ООО «Кубаньмасло»;
- представить предложения по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Кубаньмасло».
Вопросы менеджмента исследовались учеными России и многих развитых стран. К таким исследователям прежде всего следует отнести Бланка И.А., Богиню Д.П., Веснина В.Р., Виханского О.С., Герасимчук В.Г., Герчикову И.Н., Грачева М.В., Дятлова В.А., ЕгоршинаА.П., Ефремова В.С., Кибанова А.Я., Мазараки А.А., Мордвина С.К., Наливайко А.П., Немцова В.Д., Павленко А.Ф., Пономаренко В.А., Пугачева В.П., Травина В.В.
Методическую базу исследования составили общие принципы изучения деятельности хозяйствующих субъектов. Применялись современный научный аппарат и методы исследования: системный анализ экономических процессов, графический и метод аналогий. Анализ и оценка проблем функционирования систем управления в условиях становления рынка базируются на функциональном аспекте общего метода познания.
1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1 Сущность управления организацией
Сегодня функционирование любой организации не представляется возможным без управленческой деятельности, которая влияет на все стороны жизни организации. Управленческая деятельность сложна, противоречива, многообразна, не зря до сих пор нет единой (универсальной) концепции управления организации. До сих пор ведущие специалисты в области управления организацией не могут прийти к общему мнению о сущности функций управления и об управленческом процессе. Но кроме разногласий по этому вопросу, есть и единое мнение о том, что достижение задач организации оптимальным путем и есть основа процесса управления организации.
Было выявлено, что именно создание в организации органа управления является самым способом реализации достижения целей. Орган управления реализует управленческое воздействие, орган управления не является частью процесса производства, он над ним. То есть руководитель отдела ведет только контроль над деятельностью, а не выполняет функции исполнителей деятельности[1].
Управление как процесс определяется серией непрерывных, взаимосвязанных действий, направленных на формирование и достижение целей организации. Оно также имеет собственную структуру, в которой, с одной стороны, организация выступает в роли органа управления, - в этом случае это субъект управления, а с другой стороны, рассматривается управление организацией, - где она является объектом управления. Что же подразумевает понятие «организация как объект управления»?
Данное понятие организации можно интерпретировать, как элемент общественной структуры, имеющий свои функции и методы, вследствие которых осуществляется влияние на всех её членов и на окружающую среду, в том числе. Другими словами организация как объект управления представлена как координированное, социальное объединение людей, функционирующее на постоянной основе и действующее в направлении достижения поставленных перед ней целей.
Производственно-хозяйственная организация служит хорошим образцом, поскольку в ней планомерно и целенаправленно скомбинированы материально-технические и социально-природные компоненты. Кроме того, подобные организации не могут существовать без коллектива, состав которого, как и его направление деятельности, четко регулируется субъектом управления. На этом примере отчетливо отображена организация как объект управления, и видно, что объект - это то, чем управляет субъект.
Осуществляя свою деятельность, предприятие постоянно сотрудничает с внешней средой, образуя открытую систему. По каналам этой системы происходит постоянный обмен: извне поступают ресурсы, а обратно отдаются уже готовые товары. При этом процесс управления организацией выполняет курирующую роль, поддерживая баланс между этими процессами и мобилизуя все ресурсы для их реализации. В целом управление предприятием устанавливает коррелирующие действия по определению целей, формированию и эксплуатации его ресурсов для выполнения поставленных задач[2].
В зависимости от вида организации (образовательная, общественная, деловая и пр.), её размера, вида деятельности, уровня иерархии, от внутренних функций и множества других факторов, - содержание и комплекс действий, использованных в процессе управления, могут меняться. Но, несмотря на это, любая организация как объект управления подвержена влиянию четырёх основных функций. К ним относятся: прежде всего, планирование – заключается в выработке плана действий и определении нормативных показателей; организация – с помощью, которой распределяются задачи, и устанавливается взаимодействие между подразделениями и их рабочими; мотивация – финансовое или психологическое стимулирование исполнителей к материализации запланированных целей; контроль – состоит в сопоставлении достигнутых результатов с намеченными.
Таким образом, используя научные обоснования, управление бизнесом становится универсальным процессом для получения желаемой прибыли.
Любая коммерческая организация создаётся для получения прибыли. Прибыль получается как разница между доходами и затратами. В величине доходов немалую роль играет политика ценообразования, скидок, бонусов для клиентов. Тут важно просчитать всё до мелочей, чтобы сохранить рентабельность.
Не менее важен и учёт затрат. Владелец малого бизнеса должен знать, куда, сколько и зачем он платит. Есть два показательных случая в пользу управления финансами. С одной стороны, копейка рубль бережёт. С другой стороны, если сэкономить копейки не там, где нужно, можно потерять сотни и тысячи прибыли. Финансовый учет позволяет управлять организацией, её доходами, затратами и развитием[3].
А откуда организация получает деньги? От клиентов. Тут необходим маркетинг. Многие скажут: «Зачем в управлении организацией, малым бизнесом, маркетинг?». Если Вы планируете получать прибыль не год, а больше времени, справляться с конкурентами, крупными компаниями, то понадобится. Вкратце, маркетинг – это способы выявления и решения проблем клиентов. Причём решение должно отличать организацию от конкурентов и удовлетворять клиентов. На практике мы чаще видим только ценовые войны. А это недопустимо, так как ведёт к снижению прибыли. Небольшой компании проще – она ближе к клиентам. Чем лучше Вы знаете своих клиентов, рынок, тем легче предлагать товар и услуги. Но многие не пользуются этой близостью в процессе управления организацией. Управление маркетингом должно быть неотъемлемой частью организации производства и управления предприятием, если нужна прибыль сегодня и в будущем.
Получать прибыль бизнесмену помогает персонал. Конечно, в небольших фирмах персонала мало, но если он есть, им нужно управлять. А сейчас такие условия и персонал, что управлять им только с помощью кнута и пряника просто не получится. Нужна чёткая, понятная система, которая должна быть гибкой, в зависимости от условий. Что в себя включает эффективное управление персоналом:
- поиск и подбор персонала;
- оплату труда;
- мотивацию и стимулирование;
- увольнение.
Каждое условие должно быть продумано и прописано до мелочей, если Вы стремитесь к эффективному управлению функционированием организации.
Практически в любом бизнесе есть поставщики и различные организации, без которых вести бизнес проблематично. Да хоть и визитки директору напечатать, а нужно к кому-то обратиться. Даже для небольшого бизнеса важны стабильность и прозрачность отношений. Не отдавайте эту работу воле наёмного менеджера и, тем более, случая. Выстраивайте стратегию отношений[4].
Процесс управления организацией – это систематическая, постоянная работа с основными составляющими бизнеса. Чаще всего всё это представляется клубком проблем, если процесс чётко не прописан. Или, если бизнесмен занимается управлением время от времени. Но одной работы мало. Поэтому сегодня предлагается большое количество ИТ-решений для малого и среднего бизнеса. Эти решения хорошо помогают тогда, когда управление организацией систематизировано и понятно, как устав в армии. В противном случае любой программный продукт будет использоваться неэффективно и не оправдает вложений и надежд.
Процесс управления - общность действий особого органа организации, которые направлены на изменение состояния организации, то есть на достижение целей организации, баланса ее с окружающей средой. Под общностью действий тут подразумевается разработка промежуточных эталонов, способов достижения целей, выделения основных точек (параметров), на которые необходимо воздействовать, иначе будет невозможна (либо неэффективна) реализация способов достижения целей.
Основная задача управления организации - удержать в указанных пределах контролируемые параметры. Стимулами, либо изменением ситуации мы можем влиять на контролируемые параметры. Поэтому руководители организации должны четко ориентироваться в контролируемых параметрах управляемого объекта, во взаимоотношениях с клиентами.