Принцип субсидиарности представляет из себя принцип социальной организации, который изначально возник в Римско-католической церкви и получил свое развитие только после Первого Ватиканского собора.
Многие ассоциируют данный принцип с идеей децентрализации.
Согласно с этим принципом социальные проблемы должны изначально решаться на самом низком и удаленном от центра уровне, на котором их разрешение будет намного более эффективным, чем на всех других уровнях.
Центральная власть должна в этом случае играть вспомогательную, а не подчинительную роль. Она должна решать только те задачи, которые не могут быть эффективно выполнены на местном и локальном уровне.
К областям применения такого принципа относится теория государства и права, менеджмента, политологии, информатики, кибернетики и многих других наук. Субсидиарность представляет из себя один из наиболее важных принципов дистрибутизма.
В политической теории данный принцип рассматривается в качестве основного аспекта федерализма, хотя нельзя сказать, что между ними существует какая-либо прямая связь. Данный принцип играет крайне важную роль в праве Европейского союза касательно отношений, которые возникают между руководящими органами союза, а также государствами-членами.
Огромное количество понятия из политического либерализма содержат в себе элементы субсидиарности: народный суверенитет, федерализм, личная свобода.
К примеру, десятая поправка к Конституции США относит к ведению штатов народа абсолютно все, что явным образом не относится к ведению федерации. Тем не менее, субсидиарность не только признает наличие каких-то ограничений у центральной власти, но еще и предполагает собой методику определения широкого объема полномочий.
В 1985 г. Европейская хартия местного самоуправления закрепила за местными администрациями решение абсолютно всех задач, кроме тех, которые им не подвластны. В силу этого, Единый европейский акт распределил полномочия по вопросам окружающей среды между ЕС, а также входящими в него странами, согласно с принципом субсидиарности.
По мере того, как росла озабоченность европейской централизацией, все сильнее во внимание стал браться сдерживающий фактор.
В 1992 г. Маастрихтский договор ограничил уже все полномочия ЕС сферами, в которых действия отдельных стран было недостаточно. Такого рода положения получили свое развитие в дальнейших поправках к Договору об учреждении ЕС.
В областях, которые не подпадали по исключительную компетенцию, Сообществу действует, согласно с принципом субсидиарности, только в том случае, если цели такого действия не могут быть достигнуты непосредственно государствами-членами и по этой причине, в силу масштабов или же последствий такого действия, могут быть намного более успешно достигнуты Сообществом. Действия Сообщества любого характера не должны идти далее того, что нужно для достижения конкретной цели.
Для того, чтобы в полной мере реализовать принцип субсидиарности в европейском законодательстве, правовые акты должны отвечать нескольким основным требованиям. В первую очередь, для действия ЕС необходимо основание. Так же, их масштаб должен являться соразмерны или же пропорциональным необходимости. При обосновании соответствия предлагаемых мер принципу субсидиарности используется огромное количество разного рода критериев. Это близость к власти граждан, достаточность, выгода и некоторые другие.
Применение принципа субсидиарности в европейском налоговом праве означает, что в ряде спорных ситуаций, которые непосредственно связаны с двойным налогообложением, первой должна стараться найти приемлемое решение именно налоговая администрация страны резидентства субъекта внешнеэкономической деятельности, на основе исключительно внутренних правовых норм. Только в том случае, если отсутствует подобная возможность, спор должен быть решен согласно с международными соглашениями.
На основе всего сказанного, можно сделать вывод о том, что изучение принципа субсидиарности является крайне актуальной темой исследования, особенно, если учесть тот факт, что России характерно федеративное устройство.
Объект исследования – право ЕС.
Предмет исследования – принцип субсидиарности в праве ЕС.
Главной целью исследования является полное и всестороннее исследование принципа субсидиарности.
Для того, чтобы достигнуть поставленной цели исследования, необходимо в процессе работы выполнить следующие задачи:
дать определение принципу субсидиарности;
проанализировать исторические и философско-теоретические концепции возникновения принципа субсидиарности;
рассмотреть особенности принципа субсидиарности в контексте федерализма, а также обозначить проблемы разграничения полномочий;
проанализировать проблемы разграничения полномочий между ЕС и государствами-членами;
определить проблемы применения принципа субсидиарности в работе Суде ЕС.
В исследовании были использованы следующие методы: сравнительно-правовой, системный, метод структурного анализа, метод синтеза и анализа, статистический, а также некоторые другие.
Структурно исследование состоит из трёх отдельных глав, которые дополнительно включают в себя параграфы.
Глава 1. Теоретические основы принципа субсидиарности
1.1 Понятие, исторические и философско-теоретические концепции принципа возникновения принципа субсидиарности
На сегодняшний день не прекращаются дебаты в кругах ученых – правоведов и политологов относительно рациональности и ценностных оснований принципа субсидиарности, а также его развития и применения на практике. В данном случае, будет разумно обратиться к истокам возникновения данного понятия и к анализу значения самого термина.
Существует несколько подходов к объяснению термина. Итак, первый подход восходит к корню «subsidiary» / «substitute», что дословно означает нахождение в меньшей, вторичной важности. Стоит отметить, что изначально термин «субсидиарность» применялся для обозначения резервных войск, а именно, обозначал те войска, которые государство, правительство использовало в случаях, когда военные силы были слабы, для замены первых вторыми на периферии. Отсюда следует, что в данном значении термин субсидиарность говорит об ограничении компетенции высших органов власти более низшими.
Во втором случае, понятие термина исходит от слова «subsidium», которое в переводе с латыни, означает поддержка, помощь. Позднее, термин «субсидиарность» стал преобладающим и начал использоваться для объяснения ситуаций, когда войска высших органов власти поддерживали войска на периферии, но отнюдь не заменяли их.
Как отмечают ученые, начало развитию принципа субсидиарности положил еще Аристотель в своих работах (384-322 до н.э.). По Аристотелю, общество состоит из групп (семья, хозяйство, деревня, полис, город- государство), которые образованы индивидами. Подобная организация является необходимой, поскольку один человек не в силах удовлетворить все свои потребности, а в данном случае каждая конкретная группа отвечает за удовлетворение тех или иных нужд. В случаях, когда одна из групп являлась недееспособной, она получала поддержку от вышестоящей, при этом не отрицалась автономность каждой отдельной группы.
Такое же внимание, как Аристотель, низшим социальным слоям общества уделял Фома Аквинский (1225-1274гг.). Поскольку они не в силах самостоятельно удовлетворить свои потребности, то вмешательство в процесс решения проблемы вышестоящей социальной группы являлось необходимым.
В дальнейшем развитие принципа субсидиарности нашло свое отражение в концепции суверенитета как инструмента организации государственной власти. В XVI-начале XVII вв. одним из основных предметов спора выступило определение суверенитета, что привело к появлению сторонников безоговорочного суверенитета и, напротив, сторонников субсидиарности (автономии). Сторонниками централизованной, абсолютной власти монарха в государстве являлись Жан Боден (1530-1596), а также его последователь Томас Гоббс (1588-1679). В противовес им, за создание деценрализованных федеративных государств, выступал Иоанн Альтузий (1557 - 1638). На его концепции субсидиарно структурированного общества мы остановимся подробнее, так как именно он является её идейным вдохновителем.
Важность работы Альтузия состоит в том, что он стремился к поиску баланса распределения полномочий между сообществами, составлявшими консоциацию и её универсальными требованиями. Понятие консоциация наиболее применимо в политической науке и, следовательно, в первую очередь определяет политическое общество, которое основано на пропорциональности представительства и сохранении прав субъектов, которые её составляют. В консоциации основополагающим принципом является достижение консенсуса между всеми участниками, что определяет высокий уровень солидарности внутри социума.
Альтузий в своих трудах выделяет несколько видом консоциаций, которые могут быть разделены на две группы: общественные и частные, которые в свою очередь имеют определенную иерархию. Так, например, семья является «частной и естественной консоциаций» и занимает главенствующую позицию в становлении общественных отношений.
На втором месте находятся участники, которые связаны социальными и профессиональными интересами, например, сословия, колледжи и корпорации.
Третью позицию в иерархии занимают провинции и города. Стоит отметить, что государство же представляет собой универсальную консоциацию высшего уровня.
Нидерладно-американский политолог Аренд Лейпхарт проявлял повышенный интерес к проблемам консенсуса и его практического обрамления в конституциональном, а также нормативной дизайне политики вытекает из его исследований теории демократии, а также демократического правления в многосоставных обществах.
Наиболее дательное рассмотрение проблемы совмещения демократических принципов с многосоставным характером для ряда политий, из сложных структур привели ученого к конструкции самостоятельно теории – концепции консоционализма, достаточно популярной и до сегодняшнего дня в разрешении споров и преодолении разногласий в многосоставных обществах[1].
Теория консоционализма Лейпхарта является самодостаточной и полной концепцией, в которой рассматривается двойной феномен возникновения вертикального сегментирования общества на отдельные группы населения по определенным общим признакам и институционализация переговорного процесса на уровне элит указанных групп[2].