Введение
- Представления о стратегической обороне, сложившиеся к началу 60-х годов
- Достижение паритета и заключение Договора по ПРО (1960-1972 гг.)
2.1 Проявление взаимосвязи наступательных и оборонительных вооружений
2.2 Значение Договора по ПРО
- Программа СОИ и угроза стратегической стабильности (1972-1990 гг.)
Заключение
Библиографический список
Актуальность выбранной темы обусловлена исключительно большой ролью, которую вопросы стратегического вооружения традиционно играли во взаимоотношениях Советского Союза и США, а впоследствии – в российско-американских взаимоотношениях. Осознание неразрывной взаимосвязи стратегических наступательных и оборонительных вооружений стало одним из наиболее важных результатов развития стратегических взаимоотношений двух стран на протяжении послевоенного периода и сделало возможным ограничение масштабов стратегического противостояния Советского Союза и США, а впоследствии – и переход к сокращению стратегических наступательных вооружений.
В прошлом чрезвычайно высокий уровень советско-американского противостояния (к началу 90-х годов более 10 тысяч боеголовок в наступательных стратегических арсеналах каждой из сторон), давал им возможность с достаточной гибкостью относиться к потенциальной роли противоракетной обороны в стратегическом балансе. Кроме этого, Советский Союз и США имели примерно равные возможности по наращиванию своих наступательных потенциалов, что также вносило вклад в обеспечение общей стабильности стратегических взаимоотношений.
Создание противоракетных систем является единственным способом уйти от ситуации баланса потенциалов взаимного уничтожения и, следовательно, все препятствия на пути создания систем ПРО должны быть устранены. В большой степени именно такие представления сыграли роль в одностороннем выходе США из Договора по ПРО.
Выход США из Договора 1972 г. не означает, что вопрос о роли противоракетной обороны в системе международной безопасности закрыт окончательно. Последствиям односторонних действий США еще предстоит проявить себя в полной мере. В этой связи для России, равно как и для других стран, приобретает особое значение понимание аргументов, используемых администрацией США в качестве оправдания своей противоракетной программы. Поскольку эти аргументы в том или ином виде присутствовали в стратегических взаимоотношениях Советского Союза и США с самого начала, изучение процессов, происходивших в этих отношениях, приобретает сегодня еще большую злободневность.
Цель данной работы – рассмотреть период сокращения стратегических ядерных вооружений в системе советско-американских отношений в 1960-1980 гг.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Изучить представления о стратегической обороне, сложившиеся к началу 60-х годов.
- Рассмотреть взаимосвязь наступательных и оборонительных вооружений.
- Определить значение Договора по ПРО.
- Изучить программу СОИ и угрозу стратегической стабильности (1972-1990 гг.)
Объект работы – проблема сокращения стратегических ядерных вооружений в системе советско-американских отношений в 1960-1980 гг.
Предмет работы – советско-американские отношения в 1960-1980 гг.
1. Представления о стратегической обороне, сложившиеся к началу 60-х годов
В первые годы после появления ядерного оружия, представления о его применении в целом находились в рамках существовавших в то время представлений о характере возможного военного конфликта. Несмотря на то, что особая роль ядерного оружия была осознана сразу же после его создания, подходы к его использованию, существовавшие в то время, исходили в основном из необходимости и допустимости применения ядерного оружия в традиционных военных операциях. Так, например, ядерное оружие было впервые применено США для осуществления стратегических бомбардировок японских городов, которые по своим задачам практически полностью повторяли стратегические бомбардировки, проводившиеся обычной бомбардировочной авиацией. Многократно превосходящее возможности обычного вооружения поражающее действие ядерного оружия выступало, скорее, как средство повышения эффективности бомбардировок, нежели как качественно новый фактор военных действий (хотя, несомненно, способность осуществлять стратегические бомбардировки с таким увеличением их эффективности сама по себе была существенным фактором, оказавшим влияние на ход войны).
Наиболее существенное влияние на представления о возможном применении ядерного оружия оказывали характеристики первых ядерных боеприпасов и средств их доставки. Тот факт, что первые ядерные боеприпасы США планировалось использовать для осуществления стратегических бомбардировок, отражал, прежде всего, то обстоятельство, что единственным средством доставки этих боеприпасов была тяжелая бомбардировочная авиация, а их количество и возможности по поражению целей были недостаточными для того, чтобы решающим образом повлиять на операции соединений вооруженных сил в случае полномасштабного военного конфликта. Характерно, что по мере совершенствования боезарядов довольно быстро были созданы тактические системы ядерного оружия, ориентированные на применение в пределах поля боя или театра военных действий - вплоть до артиллерийских систем. Если в начале 50-х годов весь ядерный арсенал США был сосредоточен в Стратегическом авиационном командовании, то к середине 50-х годов уже примерно треть американского арсенала ядерных боеприпасов приходилась на системы тактического оружия. Появление этих систем вооружений в полной мере отражало ориентацию на применение ядерного оружия для ведения боевых действий, существовавшую в 50-х годах.
В Советском Союзе первоначальные представления о применении ядерного оружия также были результатом распространения на него традиционных представлений о ведении боевых действий. Кроме этого, как и в США, характеристики боеприпасов и средств их доставки играли очень существенную роль в определении подходов к применению ядерного оружия. Несмотря на отставание от США в процессе разработки ядерного оружия, существовавшее в то время, Советский Союз в середине 50-х годов работал над созданием систем вооружений, которые позволили бы использовать ядерное оружие в ходе традиционных операций вооруженных сил. Свидетельствами такого развития стали учения с применением ядерного оружия, проведенные советскими Вооруженными силами в сентябре 1954 г., работы по созданию ядерных боеприпасов для торпед и испытания воздействия ядерного оружия на корабли Военно-морского флота, проводившиеся в 1955 г., а также работа над созданием ядерных боезарядов для тактических систем вооружений.Основным фактором, определявшим место ядерного оружия во взаимоотношениях Советского Союза и США, оставалась его роль как стратегического вооружения, предназначенного для оказания решающего влияния на ход вооруженного конфликта в случае его возникновения. (Создание тактического ядерного оружия в этом отношении служит лишь иллюстрацией того, что ядерное оружие зачастую рассматривалось как более мощный аналог обычных вооружений.) Планы применения ядерного оружия, существовавшие в США в 50-х годах, предусматривали нанесение массированного удара по советской территории всеми имеющимися в их распоряжении средствами. Ориентация на такой способ применения ядерного оружия привела к практически неконтролируемому росту количества ядерных боезарядов в арсенале США.
Ориентация США на нанесение стратегического ядерного удара имела исключительно важное значение для формирования в Советском Союзе представлений о роли обороны. Уже в 1950 г. в Советском Союзе принимается решение о начале работ по созданию системы противовоздушной обороны Москвы, которая была призвана защитить столицу от массированного налета бомбардировочной авиации. Это решение существенно ускорило работы в области радиолокации и зенитно-ракетной техники, которые впоследствии сделали возможным начало работ над системами противоракетной обороны.
Таким образом, в Советском Союзе уже в 1950 г. работа над оборонительными системами была начата именно как работа по созданию стратегической обороны, призванной защитить территорию страны от масштабного стратегического нападения. Существенным моментом построения оборонительных систем, который впервые проявился в начале 50-х годов, и который не в последнюю очередь был обусловлен их сложностью и высокой стоимостью, стала первоочередная ориентация на оборону Москвы. Эти представлении о роли обороны оставалось в целом неизменным на протяжении довольно длительного времени.