Введение
Глава 1. Права и свободы человека и гражданина: понятие и гарантии
1.1 Гарантии прав и свобод человека и гражданина на местном уровне
1.2 Полномочия органов местного самоуправления в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина
1.3 Конституционные гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Глава 2. Проблемы и поиски их решения в сфере гарантии прав и свобод человека и гражданина
2.1 Актуальные вопросы нарушения прав человека в современной России
2.2 Сравнительно-правовой анализ действия конституционных прав и свобод человека и гражданина в частном праве Германии и России
Заключение
Список литературы
Актуальность темы. Общеизвестно, что закрепление в Конституции Российской Федерации, федеральном и региональном законодательстве основных прав и свобод человека и гражданина, вовсе не означает, что каждому гражданину автоматически гарантируется их реализация.
Реализация основных прав и свобод человека и гражданина не только их провозглашение в Конституции РФ, но и действительное получение конкретным человеком или гражданином того блага, которое составляет содержание конституционного права.
Процесс реализации конституционных прав и свобод граждан носит достаточно сложный характер и имеет определенную структуру. Особенность реализации конституционных прав и свобод заключается в том, что субъект постоянно должен пользоваться правами и свободами, например, жизнью, здоровьем, свободой, то есть благами, неотъемлемыми от него.
Но в целом, конституционные права и свободы человека и гражданина обеспечиваются специальной деятельностью институтов публичной власти (как государства, так и местного самоуправления) и институтов гражданского общества, направленной на охрану и защиту его благ, направленной на борьбу с правонарушениями, посягающими на различные конституционные права и свободы граждан.
Цель работы – изучить гарантии прав и свобод человека и гражданина РФ: проблемы и поиски их решения.
Задачи:
- изучить гарантии прав и свобод человека и гражданина на местном уровне;
- изучить гарантии прав и свобод человека и гражданина на уровне государства;
- проанализировать проблемы и поиски их решения в сфере гарантий прав и свобод человека и гражданина.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Глава 1. Права и свободы человека и гражданина: понятие и гарантии
1.1 Гарантии прав и свобод человека и гражданина на местном уровне
Современные российские конституционалисты отводят ведущую роль в системе обеспечения прав и свобод человека и гражданина государству и его органам. Так, Н.В. Витрук рассматривает обеспечение конституционных прав и свобод как систему их гарантирования, т.е. установления системы общих условий и специальных (юридических) средств, которые обеспечивают их правомерную реализацию[1]. И.В. Ростовщиков считает, что обеспечение прав и свобод личности в широком понимании есть создание наиболее благоприятных условий для их эффективной реализации[2]. В.Н. Бутылин определяет обеспечение конституционных прав и свобод граждан исходя из основных обязанностей государства, корреспондирующих правам и свободам человека и гражданина[3].
Однако местное самоуправление, его органы нельзя полностью исключить из числа институтов, обеспечивающих реализацию прав и свобод, минимизировав, тем самым, их место и роль в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина[4]. Формальное подтверждение участия местного самоуправления можно найти в ст. 18 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина определяют не только деятельность законодательной и исполнительной власти, но и местного самоуправления. Тем самым обязанность обеспечивать конституционные права и свободы человека и гражданина возложена не только на государство, но и на органы местного самоуправления.
В законодательстве субъектов Российской Федерации, закрепляющих статус муниципальных образований, а также правовое положение органов местного самоуправления, также находят отражение полномочия муниципальных образований в области обеспечения прав и свобод граждан. Обязанность органов местного самоуправления обеспечивать условия для соблюдения и защиты прав и свобод человека органов местного самоуправления закреплена, к примеру, в Уставе Липецкой области от 9 апреля 2003 г. № 46-ОЗ (в ред. от 9 октября 2007 г.)[5]. В Уставе Московской области от 11 декабря 1996 г. (в ред. от 24 декабря 2007 г.) не просто установлена обязанность органов местного самоуправления руководствоваться смыслом и содержанием норм Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина (ст. 14); но и закреплено право органов местного самоуправления устанавливать дополнительные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 15, ч. 3), а также повышать на своей территории уровень государственных социальных стандартов Московской области и вводить муниципальные социальные стандарты в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и законами Московской области (ст. 16, ч. 4)[6].
В уставах муниципальных образований также достаточно часто закрепляются обязанности по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Так, например, в соответствии с Уставом города Тамбова от 4 мая 2005 г. № 704 (в ред. от 30 января 2008 г.) местное самоуправление в городе Тамбове осуществляется на принципе законности и гласности, а также обеспечения реализации и защиты прав и свобод граждан[7]. В Уставе муниципального образования город Тула, принятом местным референдумом 9 февраля 1997 г. (в ред. от 17 августа 2005 г.) закреплены функции местного самоуправления в реализации прав и свобод граждан, в том числе создание для жителей города благоприятной среды обитания, охрана их здоровья, обеспечение широкого доступа к образованию и культуре, социальная защита и личная безопасность. При этом провозглашается, что обеспечение в городе закрепленных в Конституции Российской Федерации прав и свобод граждан принадлежит к числу основных функций органов местного самоуправления города (ст. 11 Устава)[8].
Закрепление за местным самоуправлением вопросов местного значения должно опираться на данный местного самоуправления, официально признанный статус в государстве. Таким образом, установление вопросов местного значения должно исходить из интересов населения муниципального образования, соответствовать объему ответственности населения или органов местного самоуправления, и объему ресурсов, дающих органам местного самоуправления возможность решать вопросы местного значения без вмешательства государства. Из этого следует, что установление вопросов местного значения означает определение круга деятельности местного самоуправления по непосредственному обеспечению реализации потребностей жителей муниципального образования[9].
Место органов местного самоуправления в механизме обеспечения конституционных прав и свобод граждан можно установить, проанализировав содержание ст.ст. 14-16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющих перечень вопросов местного значения, отнесенных к ведению муниципальных образований различного уровня, а также прав органов местного самоуправления по решению вопросов государственного значения.
Полномочия по решению вопросов местного значения распределены между различными видами муниципальных образований — поселений, муниципальных районов, городских округов. Профессор В.И. Васильев указывает, что отнесение тех или иных сфер общественной жизни к ведению местного самоуправления, а также определенного вида муниципальных образований не может быть произвольным[10]. Международное сообщество к нынешнему времени выработало общие принципы определения компетенции местного самоуправления, важнейшим из которых является принцип субсидиарности. Данный принцип предполагает, что «осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Передача какой-либо функции какому-либо другому органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии» (ст. 4 Европейской хартии местного самоуправления 1985 г.). Существуют полномочия (относящиеся, главным образом, к условиям жизни, — дороги, жилье, культура, социальная помощь, молодежная политика, развитие и городское планирование), которые объективно могут лучше реализовываться на местном, чем на центральном, уровне так как они предполагают знание положения дел «из первых рук»[11].
К ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения первичных российских территориальных единиц, по существу — удовлетворение самых насущных, жизненных потребностей людей, причем не больших людских масс, а главным образом малых групп и конкретных граждан, т.е., по существу, закрепленных в Конституции Российской Федерации социальных прав граждан — на социальное обеспечение (ст. 39), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на защиту семейной жизни, материнства и детства (ст. 38), на образование (ст. 43), на участие в культурной жизни (ст. 44), на благоприятную окружающую среду (ст. 42). В ст. 40 (ч.ч. 2 и 3) Конституции Российской Федерации специально закреплена обязанность органов местного самоуправления поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище, а также бесплатно или за доступную плату предоставлять малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, жилье из муниципальных жилищных фондов. В соответствии со ст. 41 (ч. 2) в Российской Федерации принимаются меры по развитию муниципальной системы здравоохранения; а ст. 43 (ч.ч. 2 и 3) гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования муниципальных образовательных учреждениях, а также закрепляет право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Вместе с тем, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяет органы местного самоуправления полномочиями в области профилактики терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации их последствий; предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья (ст. 14); организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией (ст. 15). Осуществление данных полномочий обеспечивает реализацию закрепленных в Конституции РФ гражданских прав — права на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), на достоинство (ст. 21) и личную неприкосновенность (ст. 22).
Анализ федерального законодательства, а также законодательства субъектов РФ, определяющего порядок реализации политических прав, показывает, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению реализации некоторых политических прав. Например, в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2009 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложены обязанности по регистрации, учету и уточнению сведений об избирателях (ст.ст. 16 и 17), по образованию избирательных участков и информированию граждан об их месте нахождения (ст. 19), по формированию избирательных комиссий различного уровня (ст.ст. 24-27) и др.