Курсовая работа|Конституционное право

Проблемы и поиски их решения в сфере гарантии прав и свобод человека и гражданина

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 65

Введение

Глава 1. Права и свободы человека и гражданина: понятие и гарантии

1.1 Гарантии прав и свобод человека и гражданина на местном уровне

1.2 Полномочия органов местного самоуправления в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина

1.3 Конституционные гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Глава 2. Проблемы и поиски их решения в сфере гарантии прав и свобод человека и гражданина

2.1 Актуальные вопросы нарушения прав человека в современной России

2.2 Сравнительно-правовой анализ действия конституционных прав и свобод человека и гражданина в частном праве Германии и России

Заключение

Список литературы

 

Актуальность темы. Общеизвестно, что закрепление в Конституции Российской Федерации, федеральном и региональном законодательстве основных прав и свобод человека и гражданина, вовсе не означает, что каждому гражданину автоматически гарантируется их реализация.

Реализация основных прав и свобод человека и гражданина не только их провозглашение в Конституции РФ, но и действительное получение конкретным человеком или гражданином того блага, которое составляет содержание конституционного права.

Процесс реализации конституционных прав и свобод граждан носит достаточно сложный характер и имеет определенную структуру. Особенность реализации конституционных прав и свобод заключается в том, что субъект постоянно должен пользоваться правами и свободами, например, жизнью, здоровьем, свободой, то есть благами, неотъемлемыми от него.

Но в целом, конституционные права и свободы человека и гражданина обеспечиваются специальной деятельностью институтов публичной власти (как государства, так и местного самоуправления) и институтов гражданского общества, направленной на охрану и защиту его благ, направленной на борьбу с правонарушениями, посягающими на различные конституционные права и свободы граждан.

Цель работы – изучить гарантии прав и свобод человека и гражданина РФ: проблемы и поиски их решения.

Задачи:

- изучить гарантии прав и свобод человека и гражданина на местном уровне;

- изучить гарантии прав и свобод человека и гражданина на уровне государства;

- проанализировать проблемы и поиски их решения в сфере гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Права и свободы человека и гражданина: понятие и гарантии

1.1 Гарантии прав и свобод человека и гражданина на местном уровне

Современные российские конституционалисты отводят ведущую роль в системе обеспечения прав и свобод человека и гражданина государству и его органам. Так, Н.В. Витрук рассматривает обеспечение конституционных прав и свобод как систему их гарантирования, т.е. установления системы общих условий и специальных (юридических) средств, которые обеспечивают их правомерную реализацию[1]. И.В. Ростовщиков считает, что обеспечение прав и свобод личности в широком понимании есть создание наиболее благоприятных условий для их эффективной реализации[2]. В.Н. Бутылин определяет обеспечение конституционных прав и свобод граждан исходя из основных обязанностей государства, корреспондирующих правам и свободам человека и гражданина[3].

Однако местное самоуправление, его органы нельзя полностью исключить из числа институтов, обеспечивающих реализацию прав и свобод, минимизировав, тем самым, их место и роль в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина[4]. Формальное подтверждение участия местного самоуправления можно найти в ст. 18 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина определяют не только деятельность законодательной и исполнительной власти, но и местного самоуправления. Тем самым обязанность обеспечивать конституционные права и свободы человека и гражданина возложена не только на государство, но и на органы местного самоуправления.

В законодательстве субъектов Российской Федерации, закрепляющих статус муниципальных образований, а также правовое положение органов местного самоуправления, также находят отражение полномочия муниципальных образований в области обеспечения прав и свобод граждан. Обязанность органов местного самоуправления обеспечивать условия для соблюдения и защиты прав и свобод человека органов местного самоуправления закреплена, к примеру, в Уставе Липецкой области от 9 апреля 2003 г. № 46-ОЗ (в ред. от 9 октября 2007 г.)[5]. В Уставе Московской области от 11 декабря 1996 г. (в ред. от 24 декабря 2007 г.) не просто установлена обязанность органов местного самоуправления руководствоваться смыслом и содержанием норм Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина (ст. 14); но и закреплено право органов местного самоуправления устанавливать дополнительные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 15, ч. 3), а также повышать на своей территории уровень государственных социальных стандартов Московской области и вводить муниципальные социальные стандарты в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и законами Московской области (ст. 16, ч. 4)[6].

В уставах муниципальных образований также достаточно часто закрепляются обязанности по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Так, например, в соответствии с Уставом города Тамбова от 4 мая 2005 г. № 704 (в ред. от 30 января 2008 г.) местное самоуправление в городе Тамбове осуществляется на принципе законности и гласности, а также обеспечения реализации и защиты прав и свобод граждан[7]. В Уставе муниципального образования город Тула, принятом местным референдумом 9 февраля 1997 г. (в ред. от 17 августа 2005 г.) закреплены функции местного самоуправления в реализации прав и свобод граждан, в том числе создание для жителей города благоприятной среды обитания, охрана их здоровья, обеспечение широкого доступа к образованию и культуре, социальная защита и личная безопасность. При этом провозглашается, что обеспечение в городе закрепленных в Конституции Российской Федерации прав и свобод граждан принадлежит к числу основных функций органов местного самоуправления города (ст. 11 Устава)[8].

Закрепление за местным самоуправлением вопросов местного значения должно опираться на данный местного самоуправления, официально признанный статус в государстве. Таким образом, установление вопросов местного значения должно исходить из интересов населения муниципального образования, соответствовать объему ответственности населения или органов местного самоуправления, и объему ресурсов, дающих органам местного самоуправления возможность решать вопросы местного значения без вмешательства государства. Из этого следует, что установление вопросов местного значения означает определение круга деятельности местного самоуправления по непосредственному обеспечению реализации потребностей жителей муниципального образования[9].

Место органов местного самоуправления в механизме обеспечения конституционных прав и свобод граждан можно установить, проанализировав содержание ст.ст. 14-16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющих перечень вопросов местного значения, отнесенных к ведению муниципальных образований различного уровня, а также прав органов местного самоуправления по решению вопросов государственного значения.

Полномочия по решению вопросов местного значения распределены между различными видами муниципальных образований — поселений, муниципальных районов, городских округов. Профессор В.И. Васильев указывает, что отнесение тех или иных сфер общественной жизни к ведению местного самоуправления, а также определенного вида муниципальных образований не может быть произвольным[10]. Международное сообщество к нынешнему времени выработало общие принципы определения компетенции местного самоуправления, важнейшим из которых является принцип субсидиарности. Данный принцип предполагает, что «осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Передача какой-либо функции какому-либо другому органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии» (ст. 4 Европейской хартии местного самоуправления 1985 г.). Существуют полномочия (относящиеся, главным образом, к условиям жизни, — дороги, жилье, культура, социальная помощь, молодежная политика, развитие и городское планирование), которые объективно могут лучше реализовываться на местном, чем на центральном, уровне так как они предполагают знание положения дел «из первых рук»[11].

К ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения первичных российских территориальных единиц, по существу — удовлетворение самых насущных, жизненных потребностей людей, причем не больших людских масс, а главным образом малых групп и конкретных граждан, т.е., по существу, закрепленных в Конституции Российской Федерации социальных прав граждан — на социальное обеспечение (ст. 39), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на защиту семейной жизни, материнства и детства (ст. 38), на образование (ст. 43), на участие в культурной жизни (ст. 44), на благоприятную окружающую среду (ст. 42). В ст. 40 (ч.ч. 2 и 3) Конституции Российской Федерации специально закреплена обязанность органов местного самоуправления поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище, а также бесплатно или за доступную плату предоставлять малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, жилье из муниципальных жилищных фондов. В соответствии со ст. 41 (ч. 2) в Российской Федерации принимаются меры по развитию муниципальной системы здравоохранения; а ст. 43 (ч.ч. 2 и 3) гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования муниципальных образовательных учреждениях, а также закрепляет право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Вместе с тем, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяет органы местного самоуправления полномочиями в области профилактики терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации их последствий; предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья (ст. 14); организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией (ст. 15). Осуществление данных полномочий обеспечивает реализацию закрепленных в Конституции РФ гражданских прав — права на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), на достоинство (ст. 21) и личную неприкосновенность (ст. 22).

Анализ федерального законодательства, а также законодательства субъектов РФ, определяющего порядок реализации политических прав, показывает, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению реализации некоторых политических прав. Например, в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2009 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложены обязанности по регистрации, учету и уточнению сведений об избирателях (ст.ст. 16 и 17), по образованию избирательных участков и информированию граждан об их месте нахождения (ст. 19), по формированию избирательных комиссий различного уровня (ст.ст. 24-27) и др.

  1. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 03.11.2013) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 21.01.2014) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (часть I). Ст. 4921.
  3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 01.01.2014) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
  4. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 10.01.2014) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
  5. Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ (ред. от 01.01.2014) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 30. Ст. 3285.
  6. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
  7. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 02.07.2013) «О беженцах» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верхов ного совета РФ. 1993. № 12. Ст. 425 13. Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1 (ред. от 25.11.2013) «О вынужденных переселенцах» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного совета РФ. 1993. № 12. Ст. 427.
  8. Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О национально-культурной автономии» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2965.
  9. Федеральный закон от 18.06.1998 № 84-ФЗ «О ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 25. Ст. 2833.
  10. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. 1 М., 2008. С. 370;
  11. Бутылин В.Н., Гончаров И.В., Барбин В.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (организационно-правовые аспекты): Курс лекций. — М., 2007. С. 211.
  12. Витрук Н.В. Социально-правовой механизм реализации конституционных прав и свобод граждан // Конституционный статус личности в СССР. М., 1980. С 195-196. См., также: Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. —М., 2008. С. 305-314.
  13. Волкова Л.П. Компетенция органов исполнительной власти: понятие и условия установления // Административное право и процесс. 2008. № 5.
  14. Васильев В.И. О функциональном назначении местного самоуправления // Журнал российского права. 2007. № 7. С. 68.
  15. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. С. 351.
  16. Доклад Координационного комитета по местным и региональным органам
  17. власти «Определение и пределы принципа субсидиарности». // Издание Совета Европы. 1994. С. 15.
  18. Деменева А. Основные нарушения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в Российской Федерации, установленные решениями Европейского суда по правам человека: анализ постановлений по существу. Политический барометр №110, 31 марта – 6 апреля 2008 г.
  19. Деменева А. Основные нарушения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в Российской Федерации, установленные решениями Европейского суда по правам человека: анализ постановлений по существу. Политический барометр №110, 31 марта – 6 апреля 2008 г.
  20. Павлушкин А. Прием в гражданство и «приказное» правотворчество // Законодательство и экономика. 2002. № 9.
  21. Овчинников И.И. Российское гражданство: новый правовой статус // Гражданин и право. 2002. № 10.
  22. Правовые система стран мира. Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я.Сухарев. 2-е изд. М., 2001.
  23. Кутафин О.Е. Российское гражданство. М., 2004.
  24. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. II. — М., 2002. С. 218-219.
  25. Конюхова И.А. Новые аспекты в защите конституционных прав и свобод в условиях современных вызовов человечеству // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 5.
  26. Ростовщиков И.В. Обеспечение прав и свобод личности в СССР: Вопросы теории. — Саратов, 1988. С. 192. См. также: Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. — Волгоград, 1997. С. 63.
  27. Сытников Д.О. Место и роль муниципальных органов в механизме реализации социально-экономических прав и свобод человека и гражданина // Юридический мир. 2008. № 9. С. 37.
  28. Сабикенов С. Некоторые вопросы охраны субъективных прав и законных интересов граждан // Проблемы государства и права на современном этапе: тр. науч. сотрудников и аспирантов. Вып. 6. — М., 1973. С. 53; Сабикенов С. Некоторые вопросы защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов советских граждан // Проблемы государства и права: тр. науч. сотрудников и аспирантов. Вып. 9. — М., 1974. С. 61-68.
  29. Постановление Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 6 апреля 2005 г. № 131/12 «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Волжском» // Вести Волжской городской Думы. 2005. № 3; Постановление Администрации г. Ижевска от 13 марта 2007 г. № 121 (в ред. от 22 июня 2007 г.) «О создании на общественных началах должности Уполномоченного по правам ребенка в г. Ижевске» // Текст документа опубликован не был. Приводится по базе СПС «КонсультантПлюс».
  30. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. — Саратов. 1996. С. 169.
  31. Исаев С.В. Права человека в России - современная ситуация. Доклад за 2006 год. Электронный ресурс http://www.prpc.ru/doclad06/c.shtml (проверено 30.03.2011)
  32. Конвенция «О защите прав человека и основных свобод» (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) ETS N 005
  33. Савельев Д. - Права человека в России.// CIVITAS Вестник гражданского общества от 13.12.2008 г. http://vestnikcivitas.ru/docs/425

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2010 год 35 стр.
Курсовая Конституционный Суд
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 28 стр.
Курсовая Приобретение российского гражданства и выход из него
VAshueva
Курсовая работа Конституционное право
2011 год 35 стр.
Курсовая Формирование и функционирование гражданского общества
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2013 год 25 стр.
Курсовая Конституционные свободы и обязанности человека и гражданина в России
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 42 стр.
Курсовая Институт президента РФ
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское