Актуальность исследования. В последние годы в российском административном законодательстве произошли значительные изменения, связанные, прежде всего, с принятием большого количества нормативного мате риала, направленного, с одной стороны, на совершенствование правового регулирования в сфере государственного управления, с другой стороны, расширением судебного контроля за деятельностью исполнительной власти и ее должностных лиц.
В 2002 году вступил в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в 2003 году — Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Также был принят Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
Однако в названных актах имеются отдельные нормы, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях, содержание которых способствует возникновению новых вопросов, как в теоретическом плане, так и в правоприменительной деятельности.
В этой связи объективно существует потребность в более четком регулировании норм производства по делам об административных правонарушениях, не позволяющем допускать произвольное толкование норм.
Степень научной разработанности проблемы. Современные основы теории административного процесса и административно-процессуальных отношений сформированы во многом благодаря фундаментальным трудам основоположников юрисдикционной и управленческой концепций административного процесса Н.Г. Салищевой и В.Д. Сорокина.
Значительное количество работ посвящено непосредственно производству по делам об административных правонарушениях, среди которых выделяются труды таких ученых, как Д.Н. Бахрах, И.Б. Кардашова, А.В. Куракин, А.Н. Малолетко, М.Я. Масленников, Т.В. Обыденнова, Э.Н. Ренов, В.Д. Симухин, В.А. Тюрин и др.).
Целью данного исследования является рассмотреть стадии административного производства как составную часть административного процесса.
Для того, чтобы достичь поставленной цели, нам необходимо решить такие важные для нас задачи:
Изучить понятие и сущность административного процесса;
Рассмотреть структуру административного процесса;
Исследовать возбуждение дела об административном правонарушении;
Изучить рассмотрение дела об административном правонарушении;
Рассмотреть исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;
Объектом исследования являются теоретические аспекты сущности производства по делам об административных правонарушениях.
Предметом исследования выступают нормы Административного Кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях, а также административно-юрисдикционная судебная практика.
Методология исследования. В качестве методологической основы данной работы выступают общенаучные и частнонаучные методы. К общенаучным методам исследования можно отнести методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально - логический метод. К частнонаучным методам исследования относится, прежде всего, формально - юридический метод.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, источники отечественного административного законодательства, иные законодательные и подзаконные акты.
Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики судов общей юрисдикции.
Структура исследования определена с учётом его цели, задач, соответствует логике и результатам проведённого исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, СТАДИИ, СТРУКТУРА
1.1. Понятие и сущность административного процесса
Административный процесс - это действия органов исполнительной власти, посредством которых осуществляется реализация вверенных соответствующим структурам задач и функций.
Речь, по сути дела, идет о механизмах, в рамках которых институты власти выполняют свою управленческую роль.
Таким образом, субъекты административного процесса - это исполнительные и распорядительные структуры, а также должностные лица, которые осуществляют свою деятельность на основании положений закона или же, как следствие, демократических процедур.
Цель административного процесса - это достижение административными структурами результатов, характеризующихся юридической значимостью и целесообразностью с точки зрения актуальных задач управления государством на том или ином уровне[1].
Юристы выделяют три основные стадии административного процесса:
- правотворчество;
- оперативно-распорядительные процедуры;
- административно-юрисдикционный элемент.
В свою очередь, каждый из этапов классифицируется по дополнительным критериям, в основе которых - сущность решаемых управленческих задач, вопросов, состав участников. Стадии административного процесса могут отличаться сущностью применимых юридических фактов, процессуальными аспектами.
В некоторых случаях отмеченные этапы определяются экспертами как основания для классификации рассматриваемого явления. Дело в том, что российские юристы выделяют самые разные виды административного процесса, вычленяя те или иные в рамках широкого спектра критериев. Так, например, есть концепция, в основе которой - классификация по направлениям деятельности конкретных институтов власти и должностных лиц.
Например административный процесс может выражаться в распорядительных функциях или же в рассмотрении индивидуальных дел, находящихся в компетенции конкретного ведомства. Виды административного процесса во многом определяются признаками, характеризующими рассматриваемое явление[2].
Рассмотрим по каким признакам деятельность тех или иных структур власти можно классифицировать как административный процесс. Некоторые юристы считают уместным раскрывать суть рассматриваемого термина последовательно, анализируя составляющие его понятия - "процесс" и "административный".
Процесс - это совокупность действий, которые совершаются субъектами с целью достижения некоторого результата. Также некоторые эксперты считают, что данный термин должен включать в себя порядок осуществления той или иной деятельности. Так выделяются отрасли, характеризующиеся особенностями соответствующих процессов - бюджетная, законодательная.
Термин "административный" обозначает отнесение некоторого явления к властным полномочиям, к управлению. Деятельность соответствующих институтов, ведомств, должностных лиц, таким образом, также может быть процессуальной.
Теперь мы можем сформулировать определение рассматриваемого термина, исходя из двух его признаков.
Во-первых, это факт отнесения к сфере управления, а во-вторых, это действия органов власти, направленные на решение вверенных им задач. Когда оба компонента выявлены, то можно фиксировать, что происходит административный процесс.
Вместе с тем в среде российских экспертов есть дискуссия касательно того, какие именно действия правомерно считать компонентом рассматриваемого явления. Некоторые юристы считают, что административный процесс составляют любые виды активностей политических институтов. Все те, в рамках которых ведомства и должностные лица реализуют вверенные задачи и функции.
Есть концепция, согласно которой эксперты отказываются от абстрактного понимания термина. Так, некоторые юристы считают уместным говорить о такой правовой категории, как, например, административно-управленческий процесс, который характеризуется присутствием конкретного типа активностей, связанных главным образом с исполнительными и распорядительными функциями[3].
Есть отдельные, как с точки зрения процессуальной составляющей, так и в плане законодательного регулирования, виды деятельности властных институтов. Такие как, например, судопроизводство.
Поэтому существует версия, что рассматриваемый термин не всегда корректно трактовать обобщающим способом, так как он состоит из нескольких отдельных, в ряде случаев достаточно несхожих, процессов.
В зависимости от того, какого рода активности властных институтов мы можем включить в рассматриваемое явление, будут определяться участники административного процесса. В версии некоторых экспертов таковыми могут быть не только субъекты - власть и должностные лица, но также и объекты управления - граждане, организации.
Есть концепция, весьма несхожая с той, которую мы сейчас рассмотрели. Ее суть в том, что процессуальная деятельность, не обязательно относимая к административной сфере, должна пониматься только лишь как юрисдикционная. Как вариант - в правоохранительном аспекте. При этом значение термина "процесс" должно пониматься как процедура реализации предусмотренных законом мер в рамках административных судебных дел. Некоторые исполнительные органы РФ, в соответствии с положениями релевантных законов, могут разрешать подобные споры вне суда.