Введение
Глава 1. Социальное страхование
1.1 Сущность социального страхования
1.2 Формы социального страхования
1.3 История социального страхования в России
Вывод
Глава 2. Современная система страхования в РФ
2.1 Основные проблемы социального страхования
2.2 Система государственных внебюджетных фондов в РФ
Вывод
Глава 3. Понятие,
3.1 Виды социального страхования
3.2 Особенности социального страхования
Вывод
Заключение
Список литературы
Актуальность данной темы обусловливается, прежде всего, стремительно расширяющимся рынком страховых услуг в России. Страхование - важнейший элемент общей культуры человека. Если каждый человек страхует свое жилье, свой бизнес, здоровье и жизнь, то он предусмотрителен относительно будущего своей семьи, коллег и самого себя, он смотрит в завтрашний день, обеспечивая его сегодня. Посредством страхования человек реализует одну из важнейших своих потребностей - потребность в безопасности. Благодаря страхованию снижается степень такой зависимости, когда человеческие ошибки или злой умысел, просто стихийные бедствия могут поставить отдельную жизнь, семью, бизнес на грань катастрофы.
«В книге (3) говорится о том, что историческая практика показывает, что в любом обществе (феодальном, социалистическом, капиталистическом и т.п.), с одной стороны, постоянно существуют риски, угрожающие социальному и экономическому положению любого человека (лишение средств существования, болезнь, травма и т.п.), а с другой – действует в той или иной форме система социальной защиты, составляющая неотъемлемое звено общественных отношений».
Если с этой позиции посмотреть на постсоветскую Россию, то коренные социально – экономические изменения, вызванные ее вступление на капиталистический путь развития, обусловили необходимость перехода к формам социальной защиты населения, адекватным рыночным общественным отношениям.
Основа страхования составляет принцип распределения материального и финансового ущерба, возникающего при наступлении страхового случая на всех участников страхового процесса. Это позволяет защитить пострадавших в результате наступления страхового случая за счет общих ресурсов. Применительно к системе социального страхования это означает, что обеспечение воспроизводства рабочей силы в страховой ситуации осуществляется за счет финансовых ресурсов, формируемых путем отчисления страховых взносов как работодателями, так и работниками, а в отдельных случаях и государством.
Глава 1. Социальное страхование.
- Сущность социального страхования.
Социальное страхование можно определить как систему отношений по перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании за счет обязательных страховых взносов работников и работодателей специальных страховых фондов и использовании средств этих фондов для компенсации утраты трудового дохода или его поддержания вследствие действия определенных универсальных социальных рисков.[1]
Финансовую основу социального страхования составляют страховые отношения, условия которых являются всеобщими в рамках данного государства и носят строго обязательный характер. В отличие от других типов страхования, социальное страхование является некоммерческим, т.е. не преследует цели получения прибыли. Все доходы, поступающие в фонды социального страхования, в том числе и получаемые от инвестирования временно свободных средств, должны направляться только на социальные цели.
Социальное страхование отличается от добровольного личного страхования прежде всего своим обязательным характером и направленностью на защиту основного контингента населения от универсальных социальных рисков.
Финансовый механизм социального страхования представляет собой порядок и условия формирования и использования средств социального страхования на установленные государством цели социальной защиты населения. Его основным составляющими являются: страховые взносы, фонды социального страхования и социальные выплаты.
Фонды социального страхования – это обособленные фонды денежных средств, образованные из обязательных страховых взносов граждан и хозяйствующих субъектов при финансовом участии государства, предназначенные для целевого использования на оказание материальной помощи застрахованному контингенту населения в соответствии с установленными квалификационными условиями.
Фонды социального страхования формируются за счет:
- страховых взносов и дотаций за счет государства;
- страховых взносов работников и работодателей.
Фонды социального страхования расходуются на:
- денежные выплаты (пособия, пенсии, компенсации);
- оплату услуг учреждений социального назначения (медицинских,
реабилитационных, переобучения, содержания детей).
«В книге (1) говорится о том, что непосредственными получателями (бенефициарами) социальных денежных средств и социальных услуг являются работники, члены семей работников, установленные государством группы населения».
- Формы социального страхования.
Исторически определились три формы организации систем социального страхования:
Коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);
Государственное;
Смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).
Самую раннюю форму социальной защиты представляет собой коллективное страхование. Оно появилось в Европе во второй половине XIX века вместе с профсоюзами, отстаивающими права наёмных работников перед работодателями и государством. Характерным примером в этом отношении является Англия, где социальное обеспечение осуществлялось как коллективная самопомощь и самострахование путём создания касс взаимопомощи, больничных касс, касс по безработице.
« В книге (5) говорится о том, что государственное социальное страхование, введённое в Германии в 1883 году в рамках социальных реформ, проводимых Бисмарком, стало первым в истории законодательным решением вопроса социальной защиты населения. Были изданы законы о страховании на случай болезни, затем о страховании по инвалидности и старости. Эти виды страхования должны были осуществлять больничные кассы, кассы предприятий и свободные кассы взаимопомощи. Страховые взносы устанавливались законом и уплачивались работодателями и работниками пропорционально: одна треть и две трети суммы взносов, соответственно».
Смешанная форма социального страхования впервые возникла в Швейцарии. При муниципалитете г. Берна в 1893 году была учреждена касса по страхованию на случай безработицы, управление которой осуществляла комиссия, состоящая из работодателей, представителей профсоюзов и муниципалитета. Членство в кассе было добровольным. Туда мог вступить гражданин страны и после девяти месяцев уплаты страховых взносов он получал право на пособие по безработице сроком на 70 дней в течение года.
- История социального страхования в России.
70-е годы XIX века −1917 год — Начало российской системе социального страхования было положено в 1861 году, когда был принят закон «Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казённых горных заводах». Страховые фонды формировались из взносов рабочих (2-3 % зарплаты) и взносов заводоуправления в размере, равном ежегодной сумме взносов рабочих. Собранные средства шли на выплаты пособий по болезни, пенсий инвалидам, вдовам и сиротам.
В 1912 году III Государственная Дума приняла пакет законов, заложивших фундамент российского социального страхования: «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве».
1918-1933 годы. В соответствии с декретами 1918 года «О введении полного социального страхования» и «Положения о социальном обеспечении трудящихся» социальное страхование было заменено социальным обеспечением — «бесплатным» социальным страхованием трудящихся. Средства предполагалось взимать с предприятий и предпринимателей и из государственного бюджета.
1921 год — во время НЭПа возникла необходимость вернуться к практике социального страхования — обеспечение выплат за счёт государства было заменено выплатами из фондов, сформированных за счёт взносов. С отказом от политики НЭПа система учета социальных рисков и соцстрахования была вновь максимально упрощена.
1933–1990 годы. С 1933 года соцстрах переходит в ведение профсоюзов. К 1938 году складывается модель социального страхования, в основе которой лежит централизация денежных средств, которые собираются и тратятся по единым правилам. Средства поступали из выплат предприятий и/или из госбюджета. Медицинское обслуживание было выведено из системы социального страхования и получало финансирование только из бюджета (3).
1.Алешкевич, И. Н. Фонд социальной защиты населения: модель финансового обеспечения / И. Н. Алешкевич // Экон. и управ. - 2006.
2.Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000г.
3. Бугаев Ю.С. О некоторых проблемах и перспективах социального страхования в России. // Финансы - 2000. - № 3
4.Теория финансов: Учеб. пособие/ Заяц Н. Е. , Фисенко М. К. , Бондарь Т. Е. и др.- 2-изд., перераб. и доп. - Мн.: Высш. шк., 1998.
5. Верховцев А.В. Государственное и социальное страхование. М.: ИНФРА-М, 1999.
6. Волгин Н.А., Ракитинский Б.В. Экономика труда и социальные отношения. - М.: РАГС, 1998.
7. Воскресенская Н.М., Давлетина Н.В. Демократия: государство и общество. Пособие для учащихся общеобразовательных заведений. - М.:Дрофа,1997.
8. Дегтярев Г.П., Аверчело Е.С., Трубин В.В. Развитие социального страхования в России и роль социального страхования в социальной защите граждан. М., 2001.
9. Ильюхина Т.М. Виды пособий по обязательному социальному страхованию.// Вестник государственного социального страхования. Социальный мир.- 2003. - № 7
10. Кадомцева С.В. Экономические основы системы социальной защиты. М., 1997.
11. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет. - М.: Экзамен, 2003.
12. Комарова В. Первые итоги реализации пенсионной реформы.// Финансы - 2003- № 3
13. Корочкина И.Е. Социальный налог и социальное страхование.// Вестник социального государственного страхования. Социальный мир. - 2002. - №3
14. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. М.:Российская газета, 1993.
15. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 с. — (Библиотека словарей "ИНФРА-М").
16.Валентин Роик. Экономика, финансы и право социального страхования. Институты и страховые механизмы. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 258 с.
17. Пикулькин А.В. Система государственного управления. М.: «Закон и право», 1997.
18. Федорова Т.А. Основы страховой деятельности. Учебник - М.: Издательство БЕК, 2001.
19. Федотов Д.Ю. О формировании доходов внебюджетных фондов России.// Финансы - 2003 - № 7.
20. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О БЮДЖЕТЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2004 ГОД» ОТ 08.12.2003 Г. №166 - ФЗ. СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 2003.№50. СТ.4852.