Введение
Глава 1 Теоретические аспекты организации
1.1 Понятие системы и ее составляющих
1.2 Организация как система
1.3 Внешняя среда организации и содержание ее элементов
1.4 Внутренняя среда организации и содержание ее элементов
Глава 2 Характеристика системного подхода и систем организации
2.1 Надсистема и подсистема
2.2 Управляющая, управляемая и информационная системы
2.3 Сущность системного подхода к управлению организацией
2.4 Общие принципы управления различными системами
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы. Основное назначение системы управления — обеспечение согласованного взаимодействия двух частей организации — производства и управления с целью достижения определенных конечных результатов. Выделение производства и управления обусловлено не только разным их назначением, но и особенностями процессов, методов и средств, с помощью которых они оказывают влияние на достижение целей организации. Вместе с тем процессы производства и управления тесно взаимосвязаны. Действительно, при формировании организации, т.е. определении ее назначения, масштабов, размещения и т.п., учитываются вопросы управляемости, в том числе структура управления, состав функций управления, совокупность методов воздействия. При этом система управления воздействует на производство путем реализации тех или иных целей, а производства воспринимает воздействие и развивается в заданном направлении, определяя, в свою очередь, развитие системы управления.
Системный подход позволяет структурировать смутно определенную проблему на основе анализа имеющейся информации, в том числе полученной экспертным путем. Затем установить взаимосвязи составляющих проблемы, дать, где это возможно, количественные оценки. После этого уже можно применять аппарат математического и иного моделирования и выбора наилучших решений, этапы и последовательность осуществления которых тоже часто являются сферой применения системного подхода.
Конкретная последовательность проведения системного анализа определяется исследователем и носит в значительной степени индивидуальный характер.
Цель данной работы системный подход к управлению организацией в современных условиях.
Объектом исследования является организация.
Предметом исследования является системный подход в управлении организации.
Поставлены задачи:
- дать понятие системы и ее составляющих;
- рассмотреть организацию как систему;
- изучить внешнюю среду организации и содержание ее элементов;
- осветить внутреннюю среду организации и содержание ее элементов;
- дать понятие надсистемы и подсистемы;
- изучить управляющие, управляемые и информационные системы;
- охарактеризовать сущность системного подхода к управлению организацией;
- проанализировать общие принципы управления различными системами.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты организации
- Понятие системы и ее составляющих
Система - совокупность взаимодействующих элементов составляющих целостное образование с новыми свойствами, отсутствующими у составляющих систему элементов.
Свойства системы:
- Целенаправленность.
- Целостность - система обладает новыми интегративными свойствами, отсутствующие у составляющих систему элементов.
- Делимость (структурность) - система может быть описана через определение составляющих её элементов, их функций, связей и отношений. Свойства элементов определяют их место во внутренней организации системы и способность выполнять определённую функцию. Элементы системы действуют лишь во взаимосвязи с другими элементами, это взаимодействие будет тем эффективнее, чем более организована (упорядочена) система. Т.е. организация - это упорядочивание связей, которое обеспечивает возможность функционирования системы как единого целого. Состав элементов и упорядоченную систему связей отражает структура системы. Система может подразделяться на подсистемы[1].
- Относительная обособленность системы по отношению к внешней среде и их взаимозависимость. Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой. Открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям внешней среды. Действие системы во времени называют её поведением. Изменение поведения, вызванные внешним фактором, называют реакцией системы и исходя из этого поведение - это совокупность взаимосвязанных реакций осуществляемых для приспособления к среде. Вероятность достижения главной цели системы - самосохранения, определяется как ее потенциальная эффективность.
- Единство системы. Изменение свойств отдельных элементов оказывает влияние на свойства других элементов и всю систему в целом.
- Необходимость управления. Управление – это важнейшее свойство системы, задача которого упорядочение взаимодействия элементов системы для достижения определенных целей. Управление имеет место в сложных динамических системах и в основе управления лежит использование информации о поведении системы. Система управления состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой. Построение и функционирование системы управления основывается на трех принципах: иерархичности, обратной связи, необходимого разнообразия.
Каждая система имеет ряд особенностей, которые отражаются в ее составе, структуре и взаимодействии входящих в нее элементов. Учет таких особенностей важен для решения исследовательских и практических задач.
Система — это, прежде всего целостная совокупность элементов. Это означает, что, с одной стороны, система - целостное образование и, с другой — в ее составе отчетливо могут быть выделены целостные объекты (элементы).
Организация. Это свойство характеризуется наличием определенной организации, что проявляется в снижении энтропии (степени неопределенности) системы H(S) по сравнению с энтропией системоформирующих факторов H(F), определяющих возможность создания системы.
Организация – это группа лиц, которые взаимодействуют друг с другом на основе правовых норм, экономических, материальных и других условий для достижения поставленных целей. Обязательные элементы организации, это наличие в группе нескольких сотрудников, которые стремятся к достижению одной цели, совместно выполняя определенную работу. В организации действует семь основных законов. Синергии — потенциал организации превышает потенциал и возможности ее отдельных работников. Дополнения – внутри организации функции и процессы дополняются противоположными направлениями[2].
Сохранения пропорциональности между организацией и ее элементами при любых возможных изменениях. Композиции — все элементы организации подчинены одной общей цели. Самосохранения — любая организация стремится сохранить себя как единое целое. Информированности — порядок в организации достигается тогда, когда у сотрудников имеется информация о положении вещей, что способствует принятию правильных решений. Онтогенеза — жизнь организации может состоять из трех фаз (становление, развитие, угасание) или из пяти (рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение). Задача администрации как можно дольше сохранить деятельность организации. Для организации характерно: наличие ресурсов; разделение труда, вертикальное и горизонтальное; зависимость от внешней и внутренней среды; структурная разновидность.
Миссия организации – это главная цель, для которой она была создана и которая характеризует определенный вид ее деятельности. Миссия детализирует вид деятельности и статус организации для достижения главной цели, вырабатывает стратегию организации. Формулировка миссии обычно включает цель организации по товарам и услугам, рынкам, технологиям, характеризует культуру организации, тип привлекаемых работников. Например, миссия организации – производить автомобили, которые будут поставляться на внутренний и внешний рынок. Миссия организаций культуры и искусства – удовлетворение потребности населения в определенных духовных услугах, интеллектуальных продуктах.
Любая организация зависит от внутренней и внешней среды. Внутренняя среда организации – это ситуационные факторы внутри ее.
Задачи организации традиционно делятся на три категории: работа с людьми, предметами (машинами, сырьем, инструментами), информацией. Это предписанная работа или ее часть, которая должна быть выполнена в заранее установленные сроки и заранее установленным способом. Задачи обычно предписываются должности. Технологии организации – это сочетание квалифицированных навыков работающих, необходимое оборудование, соответствующая инфраструктура, инструмент, информация о специалистах.
К элементам внутренней среды организации относят[3]:
- разнообразие ее целей;
- цели структурных подразделений;
- структуру организации;
- специализированное разделение труда;
- необходимость координации деятельности;
- задачи специализации;
- технологии;
- стандартизацию и механизацию;
- факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешность деятельности.
Элементами внешней среды являются:
- законы и государственные органы;
- профсоюзы;
- поставщики материалов и капитала;
- человеческие ресурсы;
- конкуренты;
- потребители;
- международные события;
- научно-технический прогресс;
- состояние экономики;
- социально-культурные факторы. Необходимо разделить уровни управления и определить их функции. Самая высокая ступень управления – это руководитель, который принимает решения, направляет, координирует работу организации. Специалисты в организации готовят, реализуют управленческие решения, они выполняют функции и управления, и исполнения. Исполнители осуществляют информационное обслуживание аппарата управления. Различают менеджеров высшего, среднего и низшего уровня управления. Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и управляющего органа (субъекта). В любой организации есть две подсистемы управления: управляемая и управляющая. Объект управления - организация, на которую направлено управленческое воздействие. Субъект управления - орган или лицо, осуществляющее управленческое воздействие.