Введение
Глава 1. Понятие и отдельные формы сотрудничества
в борьбе с преступностью
1.1. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями,
международное значение
1.2. Правовая помощь
1.3. Правовое регулирование экстрадиции
Глава 2. Направления международного сотрудничества в борьбе с отдельными видами преступлений
2.1. Борьба с налоговыми преступлениями
2.2. Борьба с киберпреступностью
Заключение
Список использованной литературы
Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, имеющими международное значение, сопряжено с объективными трудностями, связанными с ограничением возможности национальной судебной юрисдикции, отсутствием правоохранительных средств в обнаружении и расследовании этих преступлений.
Идет процесс интернационализации преступности, когда возрастает число преступных проявлений, имеющих международный характер. Например, совершение преступлений на территории других государств, перевод доходов от преступной деятельности за рубеж. Представляют международную опасность незаконный оборот наркотиков, культурных ценностей, оружия, радиоактивных материалов, нелегальная миграция людей. Борьба с такими видами преступлений может быть эффективной только при единстве действий правоохранительных органов большинства государств, выработке общего правового механизма, позволяющего реально осуществлять принципы международного сотрудничества в борьбе с преступностью, поддержании правопорядка, охране прав и законных интересов граждан. Развитие сотрудничества государств в этой области прошло длительный путь. Вначале использовались самые простые формы, например, достижение договоренности о выдаче лица, совершившего преступление, либо о каких-либо других действиях, связанных с тем или иным преступлением. Затем возникла необходимость обмениваться информацией, причем объем этой информации постоянно расширялся. Если раньше она касалась отдельных преступников и преступлений, то постепенно она наполняется новым содержанием, затрагивает практически все сферы борьбы с преступностью, включая статистику и научные данные о причинах, тенденциях, прогнозах преступности и т.п.
На определенном этапе возникает необходимость обмениваться опытом. По мере развития научно-технического прогресса сотрудничество в этой сфере также видоизменяется и играет все более существенную роль в отношениях между государствами. То же самое происходит и с оказанием правовой помощи по уголовным делам, включая розыск преступников, вручение документов, допрос свидетелей, сбор вещественных доказательств и другие следственные действия.
Цель исследования – выявить существующие формы и порядок сотрудничества государств по борьбе с преступностью.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и отдельные формы сотрудничества государств в борьбе с преступностью;
- охарактеризовать сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, имеющими международное значение;
- выявить особенности правовой помощи;
- изучить правовое регулирование экстрадиции;
- исследовать направления международного сотрудничества в борьбе с отдельными видами преступлений: борьба с налоговыми преступлениями, борьба с киберпреступностью.
Объект исследования – общественные отношения в сфере международного сотрудничества в сфере противодействия преступности.
Предмет исследования – правовое регулирование и практика сотрудничества государств по борьбе с преступностью
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: сравнетельно-юридический, формально-юридический.
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью были предметом исследования таких авторов, как А.И. Бойцов, И.П. Блищенко, Л.Н. Галенская, Н.Г. Гасымов, В.П. Зимин, А.Р. Каюмова, В.П. Панов, Н.А. Сафаров, И.В. Фисенко и др.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОТДЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
1.1. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, имеющими международное значение
Государства в совместной деятельности, наряду с конкретными индивидуальными решениями по вопросам оказания правовой помощи, разрабатывают двусторонние и многосторонние конвенции, ориентированные на регламентацию возникающих в практике межгосударственного сотрудничества вопросов квалификации преступлений, которые затрагивают интересы многих государств и несут международную общественную опасность. Важное место в подобных конвенциях занимают положения, содержащие нормативное определение состава преступления в качестве общего стандарта, согласованного государствами и предназначенного для применения в национальном уголовном законодательстве. Государства - участники конвенций принимают на себя обязательства обеспечить такое соответствие международной и национальной регламентации, которое гарантировало бы законодательную квалификацию преступления международного характера как уголовно наказуемого деяния. В связи с этим все больше повышается значение положений международно-правовых конвенций, в которых указывается о принятии необходимых мер, направленных на совершенствование национального уголовного законодательства в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера, если оно не отражает предписаний этих конвенций[1].
В последнее время заметное место в отношениях между государствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Многие государства испытывают острую нужду в оснащении своих правоохранительных органов новейшими техническими средствами, необходимыми для борьбы с преступностью. Например, для обнаружения взрывчатых веществ в багаже авиапассажиров требуется весьма сложная и дорогостоящая аппаратура, обзавестись которой в состоянии далеко не все государства[2].
Участниками борьбы с преступностью на международной арене являются разнообразные действующие лица. Однако главная роль среди них отводится государствам. Их взаимодействие между собой предусматривает прежде всего сотрудничество, основанное на стремлении государств бороться с угрожающими их безопасности преступными деяниями. При этом можно выделить межгосударственный, межправительственный и межведомственный уровни такого сотрудничества. Так, главы государств определяют в рассматриваемой сфере основные направления внутренней и внешней политики своих стран, представляют их в международных отношениях, в том числе при заключении межгосударственных договоров. Правительства и их главы осуществляют меры по реализации указанных политических решений, заключают международные межправительственные, а в ряде случаев и межгосударственные договоры. В то же время основная нагрузка по реализации принятых мер возлагается на уполномоченные государствами органы исполнительной власти, в компетенцию которых входит непосредственное осуществление борьбы с рассматриваемыми преступлениями. Нередко таким органам в соответствии с национальным законодательством предоставлено право участвовать в международном сотрудничестве, заключать международные договоры межведомственного характера. Следует отметить, что международное межведомственное сотрудничество играет все более важную роль в борьбе с преступлениями международного характера. Развитие такого сотрудничества определяется объективными потребностями этой борьбы, той особой ролью, которую компетентные государственные органы играют в реализации международных обязательств своих государств.
Непосредственное содержание международного сотрудничества в области борьбы с преступностью определяется характером совершаемых преступлений, состоянием взаимоотношений между государствами-партнерами[3].
Такое сотрудничество может иметь следующие формы: заключение международных договоров (конвенций); разработка иных в данной области международных документов; принятие национальных нормативных правовых актов, направленных на реализацию международных обязательств государств; взаимный обмен информацией; совместное осуществление мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, розыску преступников; оказание взаимной помощи в области уголовного правосудия; обмен опытом, законодательными и нормативными актами; обмен на взаимной основе специальными техническими и иными средствами; оказание содействия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров; проведение совместных научных исследований, обмена результатами самостоятельных исследований и др.
[1] Трунцевский Ю.В. Понятие транснационального преступления // Международное уголовное право и международная юстиция. 2014. № 3. С. 10.
[2] Трунцевский Ю.В. Международное сотрудничество в борьбе с финансовыми преступлениями // Российский следователь. 2014. № 11. С. 50.
[3] Алиев В.М. Уголовно-правовые меры борьбы с преступлениями международного характера: проблемы законотворчества и правоприменения // Российский следователь. 2013. № 2. С. 24.