ВВЕДЕНИЕ
Социальное самочувствие в трудах отечественных социологов
1.1 Идентификация социального самочувствия
1.2. Типы социального самочувствия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Реферат|Социология
Авторство: gotovoe
Год: 2016 | Страниц: 23
ВВЕДЕНИЕ
Социальное самочувствие в трудах отечественных социологов
1.1 Идентификация социального самочувствия
1.2. Типы социального самочувствия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
С позиции социокультурного подхода социальное самочувствие детерминируется ценностно-мотивационным, комплексом личности, включающим в себя процессы формирования ценностных ориентаций, норм, правил и мотивов поведения, а также процесс социализации. Так, концепция социологизма Э. Дюргейма, рассматривающая социальную реальность как социальный факт, обращает внимание на то, что индивид при рождении находит готовыми законы и обычаи, религиозные верования, систему ценностей и их приоритеты, функционирующие независимо от него. Нравственные ценности, нормы морали, духовные факторы способны глубоко воздействовать на индивидуальную сущность личности, расширяя ее социальные устремления, и формировать тот или иной тип социального самочувствия. П. Сорокин, развивая социокультурную обусловленность поведения человека, выделяет значимость таких детерминант, которые являются фундаментом всякой культуры и личности, где центральными качествами определяются идеи, ценности, значения, детерминирующие характер и особенности культурной реальности. Культурологическому исследованию особенностей жизнедеятельности личности уделяли внимание Л.Г. Ионин, Л. Коган, Л.И. Михайлова, В.А. Ядов, л и другие. Так, Г. Францев, Н. Чавчавадзе, отмечают, что человек, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, должен оценивать себя, свою деятельность и свое поведение с позиций соответствия требованиям культуры. Это создает ощущение собственной социальной полноценности, которая является, условием нормального самочувствия, и, напротив, ощущение несоответствия поведения требованиям общества, погружает человека в состояние дискомфорта, может стать причиной тяжелых переживаний. А.Г. Здравомыслов и В.А. Ядов характеризуют зрелость и социальную полноценность человека через наличие у него устоявшихся ценностных ориентаций. В отечественных исследованиях 60-х годов социальное самочувствие рассматривается как аналогия субъективного благополучия общества и отдельных социальных групп. В современной отечественной социологии понятие «социальное самочувствие» формируется как широкое и многозначное, что находит отражение в трудах ученых. Так, Б.Д. Парыгин, Т.И: Заславская, определяя и развивая методологические основы исследований социального самочувствия, рассматривают его как интегральный показатель общественного настроения. В.Э. Бойков выделяет подходы к определению социального самочувствия согласно которым оно определяется как интегральная характеристика реализации жизненной стратегии личности, определяющая ее самоидентификацию. В трудах современных исследователей наметились определенные направления в изучении социального самочувствия как специфического социокультурного объекта, которое рассматривается, с точки зрения, эмоционально-оценочного отношения индивидов к окружающей1 социальной реальности и своему месту в ней (А.С.Балабанов). Суть понятия сопряжена с эмоциональным состоянием оценочного характера, связанным с субъективным восприятием реальности и себя в ней относительно тех или иных ситуаций, проблем, событий, процессов, где наиболее четко проявляются мотивационно - ценнностные факторы поведения и действия (Н.Е.Тихонова, O.JL Барская, Т.Н.Юдина, Т.Т. Тарал сова). Изучение социального самочувствия исследуется относительно удовлетворенности различными аспектами жизни (О.Л. Барская). Изменение состояний социального самочувствия, основывается на теории депривации и учитывает свойственную обществу соревновательность (Н.Е. Тихонова). Социальное самочувствие анализируется с точки зрения актуальной социальной проблематики.
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1999. — 145с.
2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. -М.:.Изд-во МГУ. 1998; С.158-160
3. Адаптация населения Юга России к современным трансформациям: Текст, доклад. Межрегион, научн. конф. Ставрополь, 2007. - 78с
3. Балабанов A.C. Социальное неравенство: факторы углубления депривации // Социс. -2003. №7. - С. 34-41.
4. Барская О.Л. Социальное самочувствие: методологические и методические проблемы исследования. Автореф. дис.канд. философ, наук. М:, 1989. -33с.
5. Бгажноков Б. Социальное самочувствие и проблемы безопасности. // Социс. -№3.-2004.- С.9-13.16:Белозеров B.C. Магомедов К.А. Экономическая и социальная география Ставропольского края. Ставрополь, 1995. — С. 23-45
6. Берядников Т.Б. Престиж и пафос как жизненные стратегии социоэкономи-ческой группы // Социс. 2003. - №1. — С. 66-73.
7. Бехтерев В.М. Объективная психология. М., J991. - 476с.
8. Бойков В.Э. Бумеранг социального самочувствия. // Социс. 1998. - №1. -С.87-90.
9. Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социс. №2. - 2004. - С.34-39.
10. Введение в социологию культуры: Учебное пособие / С.И. Сивцева / Под. ред. С.И. Сивцевой. Якутск, 2002. - 61с.
11. Готлип А.С. Введение в социологические исследования: качественные и количественный подходы. М.: Изд-во Флинта1, 2005. - 173с.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!