Россия представляет собой демократическое правовое федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Каждый субъект Российской Федерации состоит в федеративных отношениях с государством. Анализ конституционно- правового регулирования изменения субъектного состава РФ актуален в связи с специфическими особенностями российского федерализма и тенденциями к динамике развития качества и количества субъектов РФ.
Российская Федерация является лидером среди федераций мира по количеству субъектов в своем составе. На момент принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. их насчитывалось 89. В последующем в результате территориальных изменений Российская Федерация стала состоять из 83 субъектов.
Согласно Федеральному конституционному закону от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ в результате принятия в состав Российской Федерации Республики Крым с 18 марта 2014 г. образуются новые субъекты Российской Федерации - Республика Крым и город федерального значения – Севастополь.
Таким образом, число субъектов РФ возросло до 85.
Уменьшение численного состава российских регионов произошло за последние несколько лет в связи с их объединением.
Основой развития федеративных отношений в Российской Федерации послужило заключение Федеративного договора 1992 года и принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году. Конституция РФ 1993 г. характеризуется рядом принципиально новых подходов к решению проблем государственного устройства нашей страны, многие из которых имеют существенное правовое и политическое значение. Федерализм в России во многом уникален. Ему трудно подобрать аналоги в истории и современном мире. Он не сводится ни к национально-государственному устройству (что отличало советскую модель), ни к территориальному (свойственному многим странам). Асимметрия, присутствующая в конституционных положениях о федеративной организации России, отразила сложный состав и прошлое страны. Таким образом, изучение вопросов, связанных со статусом субъектов Российской Федерации, актуально.
Целью работы является выявление специфики федеративного устройства Российской Федерации. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. дать общую характеристику конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации;
2. рассмотреть особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения в составе Российской Федерации, автономные округа и автономная область;
3. охарактеризовать тенденции развития субъектов Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: системно-структурный, формально-юридический.
Нормативно-правовая основа исследования – нормы современного российского законодательства.
Теоретической основой исследования выступили работы следующих авторов: Артамонов А.Н., Безруков А.В., Брежнев О.В., Гумашвили Л.Э., Добрынин Н.М., Казанцев М.Ф., Калинина Л.Е., Кириенко Г.С., Литвинов В.А., Мокрый В.С., Усс А.В., Филиппов М., Чертков А.Н., Эмих В.В.
- Понятие федерации и ее субъектов
Приступая к рассмотрению статуса субъектов федерации, определимся с самим понятием федерации. В литературе дается следующее определение: «Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия)»[1].
Субъект федерации, согласно наиболее распространенным теоретическим воззрениям, - это государственное образование (не обладающее суверенитетом) в составе федеративного государства. Из анализа юридической природы субъектов РФ следует вывод, что все они наделяются Конституцией России статусом государственных образований, о чем свидетельствует наличие у них элементов учредительной власти, собственного законодательства, территориального верховенства, особого характера взаимоотношений с федеральной властью[2].
Чертков А.Н. дает следующее определение: «субъект федерации - это учрежденная в целях децентрализации, демократизации, повышения эффективности осуществления государственной власти и интеграции территории государства государственно-территориальная универсальная единица регионального уровня, чей статус установлен ею совместно с федерацией, на конституционном уровне (федеральном и региональном) закреплены гарантии невозможности изменения территории без ее согласия, обладающая самостоятельностью в осуществлении государственной власти в пределах компетенции, правом участвовать в делах федерации и формировать собственную систему органов государственной власти в соответствии с общефедеральными принципами»[3].
Системообразующим признаком субъекта федерации является особый юридический статус, закрепленный в конституции федеративного государства, обладающий собственной компетенцией и относительно обособленной системой органов государственной власти. Это позволяет субъекту федерации как решать вопросы внутренней жизни, так и принимать участие в формировании и осуществлении центральной федеральной власти[4].
Российская Конституция (статья 5) объявляет все виды субъектов Российской Федерации равноправными во взаимоотношениях как между собой, так и с федеральными органами государственной власти[5].
Конституция 1993 г., в отличие от ранее действовавших, впервые закрепляет в ч. 1 ст. 5 принцип равноправия субъектов Российской Федерации. Однако в ч. 2 ст. 5 Конституции содержится некоторая уступка субъектам Федерации, именуемым республиками. Республики, в отличие от других субъектов Российской Федерации, не только названы государствами, но и получили право иметь свои конституции, в то время как края, области, города федерального значения, автономная область, автономный округ принимают уставы. В других же отношениях республики не отличаются от иных субъектов Российской Федерации и не могут претендовать на особое правовое положение в составе Федерации.
Конституция РФ оформила современную модель российского федерализма.
К началу перестройки в Российской Федерации было 16 автономных республик, 5 автономных областей, 10 автономных округов и 2 города федерального значения.
Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и последующий развал Союза СССР дали мощный толчок децентрализации государственного единства. Абсолютно все бывшие автономные республики в составе РСФСР приняли Декларации о государственном суверенитете, провозгласив себя суверенными государствами, т.е. они в одностороннем порядке, без согласования с РСФСР, изменили свой конституционно-правовой статус. Четыре автономные области - Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасская - в 1991 г. преобразовались в Республики в составе РСФСР. Административно-территориальные единицы среднего звена (края, области, города федерального значения) получили статус субъектов РФ при подписании Федеративного договора 31 марта 1992 г.
Конституция 1993 г. инкорпорировала, т.е. впитала в себя, позитивные нормы Федеративного договора, преодолев перекосы "суверенизации". Федеративный характер России определен преамбулой и ст. 1, 5, 65, 70, 71 Конституции. Если ст. 1 закрепляет федеративную форму государственного устройства России, ст. 65 - ее структурный состав, ст. 5 - принципы взаимоотношений между целым и составными частями, то в ст. 70, 71 разграничиваются предметы ведения и полномочия между Федерацией и субъектами. Конституция России дает полный перечень субъектов Федерации с учетом корректировки их государственно-правового статуса (ст. 65). Из оборота применительно к республикам исключено понятие "суверенное государство", которое использовалось в Федеративном договоре. Новая конституционная модель федерализма в России отрицает делегированный суверенитет[6].
Часть 1 статьи 65 Конституции Российской федерации закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов Российской Федерации.
[1] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. С.187.
[2] Усс А.В., Безруков А.В., Кондрашев А.А. Проблемы образования субъектов Российской Федерации и изменения их конституционно-правового статуса в контексте перспектив российского федерализма// Журнал российского права. 2004. № 7. С. 37.
[3] Чертков А.Н. Субъект федерации как государственно-территориальная единица // Журнал российского права. 2011. № 1. С. 81.
[4] Литвинов В.А. Конституционно-правовые признаки субъекта федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 8. С. 8.
[5] Артамонов А.Н. Источник государственной власти в субъекте Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 5. С. 42.
[6] Михалева Н.А. Конституция 1993 г. - юридическая модель настоящего и будущего России // Lex russica. 2013. № 12. С. 1307 - 1317.