Курсовая работа|Конституционное право

Специфика Федеративного устройства в России

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 34

Введение

  1. Понятие федерации и ее субъектов 
  2. Особенности конституционного-правового статуса отдельных видов субъектов РФ 

2.1. Конституционно-правовой статус республик 

2.2. Конституционно- правовой статус края, области, города федерального значения 

2.3. Автономные округа и автономная область 

  1. Тенденции в развитии субъектов РФ 

Заключение 

Список использованной литературы

Россия представляет собой демократическое правовое федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Каждый субъект Российской Федерации состоит в федеративных отношениях с государством. Анализ конституционно- правового регулирования изменения субъектного состава РФ актуален в связи с специфическими особенностями российского федерализма и тенденциями к динамике развития качества и количества субъектов РФ.

Российская Федерация является лидером среди федераций мира по количеству субъектов в своем составе. На момент принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. их насчитывалось 89. В последующем в результате территориальных изменений Российская Федерация стала состоять из 83 субъектов.

Согласно Федеральному конституционному закону от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ в результате принятия в состав Российской Федерации Республики Крым с 18 марта 2014 г. образуются новые субъекты Российской Федерации - Республика Крым и город федерального значения – Севастополь.

Таким образом, число субъектов РФ возросло до 85.

Уменьшение численного состава российских регионов произошло за последние несколько лет в связи с их объединением.

Основой развития федеративных отношений в Российской Федерации послужило заключение Федеративного договора 1992 года и принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году. Конституция РФ 1993 г. характеризуется рядом принципиально новых подходов к решению проблем государственного устройства нашей страны, многие из которых имеют существенное правовое и политическое значение. Федерализм в России во многом уникален. Ему трудно подобрать аналоги в истории и современном мире. Он не сводится ни к национально-государственному устройству (что отличало советскую модель), ни к территориальному (свойственному многим странам). Асимметрия, присутствующая в конституционных положениях о федеративной организации России, отразила сложный состав и прошлое страны. Таким образом, изучение вопросов, связанных со статусом субъектов Российской Федерации, актуально.

Целью работы является выявление специфики федеративного устройства Российской Федерации. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. дать общую характеристику конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации;

2. рассмотреть особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения в составе Российской Федерации, автономные округа и автономная область;

3. охарактеризовать тенденции развития субъектов Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: системно-структурный, формально-юридический.

Нормативно-правовая основа исследования – нормы современного российского законодательства.

Теоретической основой исследования выступили работы следующих авторов: Артамонов А.Н., Безруков А.В., Брежнев О.В., Гумашвили Л.Э., Добрынин Н.М., Казанцев М.Ф., Калинина Л.Е., Кириенко Г.С., Литвинов В.А., Мокрый В.С., Усс А.В., Филиппов М., Чертков А.Н., Эмих В.В.

 

  1. Понятие федерации и ее субъектов

Приступая к рассмотрению статуса субъектов федерации, определимся с самим понятием федерации. В литературе дается следующее определение: «Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия)»[1].

Субъект федерации, согласно наиболее распространенным теоретическим воззрениям, - это государственное образование (не обладающее суверенитетом) в составе федеративного государства. Из анализа юридической природы субъектов РФ следует вывод, что все они наделяются Конституцией России статусом государственных образований, о чем свидетельствует наличие у них элементов учредительной власти, собственного законодательства, территориального верховенства, особого характера взаимоотношений с федеральной властью[2].

Чертков А.Н. дает следующее определение: «субъект федерации - это учрежденная в целях децентрализации, демократизации, повышения эффективности осуществления государственной власти и интеграции территории государства государственно-территориальная универсальная единица регионального уровня, чей статус установлен ею совместно с федерацией, на конституционном уровне (федеральном и региональном) закреплены гарантии невозможности изменения территории без ее согласия, обладающая самостоятельностью в осуществлении государственной власти в пределах компетенции, правом участвовать в делах федерации и формировать собственную систему органов государственной власти в соответствии с общефедеральными принципами»[3].

Системообразующим признаком субъекта федерации является особый юридический статус, закрепленный в конституции федеративного государства, обладающий собственной компетенцией и относительно обособленной системой органов государственной власти. Это позволяет субъекту федерации как решать вопросы внутренней жизни, так и принимать участие в формировании и осуществлении центральной федеральной власти[4].

Российская Конституция (статья 5) объявляет все виды субъектов Российской Федерации равноправными во взаимоотношениях как между собой, так и с федеральными органами государственной власти[5].

Конституция 1993 г., в отличие от ранее действовавших, впервые за­крепляет в ч. 1 ст. 5 принцип равноправия субъектов Российской Федерации. Однако в ч. 2 ст. 5 Конституции содержится некоторая уступка субъектам Федерации, именуемым республиками. Республики, в отличие от других субъектов Россий­ской Федерации, не только названы государствами, но и получили право иметь свои конституции, в то время как края, области, города федерального значения, автономная область, автономный округ принимают уставы. В других же отношениях республики не отлича­ются от иных субъектов Российской Федерации и не могут претен­довать на особое правовое положение в составе Федерации.

Конституция РФ оформила современную модель российского федерализма.

К началу перестройки в Российской Федерации было 16 автономных республик, 5 автономных областей, 10 автономных округов и 2 города федерального значения.

Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и последующий развал Союза СССР дали мощный толчок децентрализации государственного единства. Абсолютно все бывшие автономные республики в составе РСФСР приняли Декларации о государственном суверенитете, провозгласив себя суверенными государствами, т.е. они в одностороннем порядке, без согласования с РСФСР, изменили свой конституционно-правовой статус. Четыре автономные области - Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасская - в 1991 г. преобразовались в Республики в составе РСФСР. Административно-территориальные единицы среднего звена (края, области, города федерального значения) получили статус субъектов РФ при подписании Федеративного договора 31 марта 1992 г.

Конституция 1993 г. инкорпорировала, т.е. впитала в себя, позитивные нормы Федеративного договора, преодолев перекосы "суверенизации". Федеративный характер России определен преамбулой и ст. 1, 5, 65, 70, 71 Конституции. Если ст. 1 закрепляет федеративную форму государственного устройства России, ст. 65 - ее структурный состав, ст. 5 - принципы взаимоотношений между целым и составными частями, то в ст. 70, 71 разграничиваются предметы ведения и полномочия между Федерацией и субъектами. Конституция России дает полный перечень субъектов Федерации с учетом корректировки их государственно-правового статуса (ст. 65). Из оборота применительно к республикам исключено понятие "суверенное государство", которое использовалось в Федеративном договоре. Новая конституционная модель федерализма в России отрицает делегированный суверенитет[6].

Часть 1 статьи 65 Конституции Российской федерации закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов Российской Федерации.

[1] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. С.187.

[2] Усс А.В., Безруков А.В., Кондрашев А.А. Проблемы образования субъектов Российской Федерации и изменения их конституционно-правового статуса в контексте перспектив российского федерализма// Журнал российского права. 2004. № 7. С. 37.

[3] Чертков А.Н. Субъект федерации как государственно-территориальная единица // Журнал российского права. 2011. № 1. С. 81.

[4] Литвинов В.А. Конституционно-правовые признаки субъекта федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 8. С. 8.

[5] Артамонов А.Н. Источник государственной власти в субъекте Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 5. С. 42.

[6] Михалева Н.А. Конституция 1993 г. - юридическая модель настоящего и будущего России // Lex russica. 2013. № 12. С. 1307 - 1317.

  1. Ассиметричность Федерации / Под ред. А. Захарова. М., 2001.
  2. Бредихин А.Л. Федеративная система Российской Федерации: учебник // СПС КонсультантПлюс. 2012.
  3. Брежнев О.В. Административно-территориальные единицы с особым правовым статусом в объединенных субъектах Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы развития // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 7. - С. 31-34.
  4. Коломейцева Т.А. Проблемы укрупнения субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 6. - С.24-26.
  5. Конституция - основная надежда на торжество демократии и прав человека в нашей стране (интервью с В.А. Кикоть) // Законодательство и экономика. - 2003. - № 12. - С.40-43.
  6. Литвинов В.А. Конституционно-правовые признаки субъекта федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - № 8. - С. 6-8.
  7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2004.
  8. Михалева Н.А. Конституция 1993 г. - юридическая модель настоящего и будущего России // Lex russica. - 2013. - № 12. - С. 1307 - 1317.
  9. Сабаева С.В. Статус столицы Российской Федерации как объект конституционного права // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 3. - С. 33 - 39.
  10. Угланова О.Е. Образование нового субъекта Российской Федерации: правовая политика и конституционные основы // Правовая политика и правовая жизнь. - 2007. - № 3. - С. 182 – 188.
  11. Умеренко Ю.А. Особенности правового регулирования земельных отношений в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на федеральном уровне // Современное право. - 2012. - № 4. - С. 63 - 71.
  12. Усс А.В., Безруков А.В., Кондрашев А.А. Проблемы образования субъектов Российской Федерации и изменения их конституционно-правового статуса в контексте перспектив российского федерализма// Журнал российского права. - 2004. - № 7. - С. 34-37.
  13. Червонюк В.И. Конституционное право России. - М., 2004.
  14. Чертков А.Н. Изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации // Журнал российского права. - 2013. - № 11. - С. 18 - 26.
  15. Чертков А.Н. Мониторинг законодательства об изменении субъектного состава Российской Федерации и практики его применения // Законодательство и экономика. - 2010. - № 3. - С. 7 - 16.
  16. Чертков А.Н. Субъект федерации как государственно-территориальная единица // Журнал российского права. - 2011. - № 1. - С. 78-81.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2010 год 35 стр.
Курсовая Конституционный Суд
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 28 стр.
Курсовая Приобретение российского гражданства и выход из него
VAshueva
Курсовая работа Конституционное право
2011 год 35 стр.
Курсовая Формирование и функционирование гражданского общества
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2013 год 25 стр.
Курсовая Конституционные свободы и обязанности человека и гражданина в России
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 42 стр.
Курсовая Институт президента РФ
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское