Актуальность темы обусловлена всевозрастающим процессом этнизации, охватившим глобальное, мировое пространство. Наибольшие масштабы этнополитический коллапс приобрел на территории бывших государств социалистического лагеря. Апогеем этого процесса стал распад СССР, который привел к кардинальным структурным сдвигам в сфере этнонациональных отношений. Системный кризис и начало центробежных процессов в конце 80-х годов XX века, вызванный борьбой национальных республик с союзным центром, реанимировал комплекс застарелых противоречий этнонационального характера. Борьба республик против союзного центра в ряде случаев обернулась борьбой автономий против своих республиканских «метрополий».
Наиболее сложным регионом, сыгравшим ключевую роль в этнополитической дестабилизации в СССР, безусловно, является Кавказ. Здесь в сложнейший узел переплелись социально-политические, территориальные, этнокультурные, конфессиональные, геополитические и иные интересы. Наиболее значимым, является открытый, неурегулированный Карабахсий конфликт, который оказал сильное дестабилизирующее воздействие на черноморо-каспийский регион.
Цель курсовой работы : заключается комплексном анализе предпосылок, динамики и тенденций развития межнационального Карабахского конфликта.
Исходя из поставленной цели задачи курсовой работы следующие:
- раскрыть сущность понятия «этнополитический конфликт»;;
- изучить типологии этнополитических конфликтов;
- рассмотреть причины возникновения этнополитических конфликтов;
- определелить причины возникновения Карабахского межнационального конфликта;
- проанализировать историю развития Карабахского конфликта;
- предложить способы урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе;
- дать прогноз дальнейшим событиям развития Карабахского конфликта.
Объект исследования : этнополитический конфликт.
Предмет исследования : специфика этнополитического конфликта в Нагорном Карабахе.
Теоретическая и эмпирическая база исследования: выступили идеи и положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных исследователей, изучавших проблемы этнополитических конфликтов и, в первую очередь, конфликта в Нагорном Карабахе. В исследовании использовались положения теории политического конфликта: концепция позитивно-функционального конфликта Л.Козера, конфликтная модель общества Р.Дарендорфа, общая теория конфликта К.Боулдинга.
Кроме того, теоретической основой исследования выступили и положения теорий, посвященных изучению этноса, наций (работы У.Альтеррмата, Б.Андерсона, Э.Геллнера, Ф.Дж.Ротшильда, Э.Смита, Э.Хобсбаума, Э.Яна). Наций. В работе использованы научные труды по конфликтологии отечественных ученых под редакцией А. Анцупова, А. Глуховой, А. Дмитриева, С. Ланцова и других.
Методы исследования : В работе использованы общенаучные политологические, методы исследования. Был использован институциональный политологический подход, в рамках которого анализировалось влияние институциональных особенностей и ценностно-нормативной мотивации на политические процессы в Нагорном Карабахе.
Среди общефилософских методов следует отметить диалектический метод, требующий рассматривать конфликт в Нагорном Карабахе в развитии. Системный метод позволил представить в качестве системы все те факторы, которые влияют на обстановку в регионе. При применении сравнительного метода параллельно использовался и метод построения типологий так, он был применен при построении типологии конфликтов. В работе нашел применение и метод анализа статистических данных. В исследовании также использовался и исторический подход, необходим для адекватного понимания сущности данного конфликта, а также современных процессов в указанном регионе. В исследовании применен также метод анализа документов, с помощью которого был изучен большой эмпирический материал.
Практическая значимость работы. Теоретические выводы и предложения автора, содержащиеся в настоящем исследовании, могут быть использованы в целях подготовки учебно-методической литературы по вопросам этнополитических конфликтов. Работа может быть использована при подготовке к семинарскому занятию, как дополнительный материал для написания научных статей по истории, этнополитологии и дальнейшего написания дипломной или магистерской работы с целью усовершенствования результатов исследования.
Структура курсовой работы соответствует поставленной цели и задачам исследования, состоит из введения, трех глав и семи параграфов, заключения и списка использованных источников из двадцати наименований.
Психология фанатизма предполагает стадность, сплочение единомышленников в единый монолит ограниченных догмами людей. Используются механизмы растормаживания толпы: религиозные ритуалы, психологическое и психотропное воздействие, общее времяпровождение и образование, спортивные скандирования и тому подобное. Для жертвы фанатизма он имеет, как правило, только негативные последствия: от психических расстройств и утраты связи с нормальным сегментом общества, и вплоть до убийств и самоубийств.
Фанатизм: формы и примеры
Наибольшая вероятность встречи с религиозным фанатизмом. Его центром притяжения является культ и культовая личность, религиозный идол, вокруг которого и собираются последователи. Крайняя степень приверженности своему божеству, готовность приносить себя и окружающих в жертву ему, замена собственной личности сводом религиозных догм – все это делают верующего человека религиозным фанатиком. На самом деле, вера такого человека гораздо слабее, чем вера терпимого, мыслящего широко человека.
Вторым по мере распространения является национальный фанатизм. Идея национального единства, патриотизма может превращаться в уродливый шовинизм – представление собственной нации как единственно полноценной и достойной. Проявляется в межнациональной розни, противопоставлении.
Наверняка каждому доводилось слышать о спортивном, и особенно – о футбольном фанатизме. От обычного болельщика фанатика отличают общие признаки: исступленное желание доказать свое (своей команды) превосходство любой ценой, агрессия ко всем другим спортсменам и командам. В некоторой мере это более безобидный вид. Для многих мужчин это доступный способ сбросить агрессию, да и просто отвлечься в обществе единомышленников.
Музыкальный фанатизм наиболее нов в относительно толерантном и благополучном обществе. Чаще всего фанатиками от музыки становятся молодые люди, для которых это один из способов проявить собственную идентичность. Отягощающим фактором являются склонность некоторых музыкальных направлений и музыкантов к суицидальным настроениям, разрушительным привычкам типа алкоголя или наркотиков. Как избавиться от фанатизма?
Самым важным условием успешного преодоления фанатизма является желание собственно фанатика. Важно, чтобы человек осознал свою зависимость. К сожалению, страстное увлечение некой идеей лишает людей способности мыслить критически. Поэтому небезразличным людям рекомендуется максимально сдерживать фанатика, не давать ему дальше углубляться в свое состояние, отвлекать его другими занятиями и общением. Если человек на ранних стадиях получил поддержку от близких людей, он с большой вероятностью сможет самостоятельно избавиться от одержимости. На поздних стадиях необходима помощь специалиста.
Психология фанатизма предполагает стадность, сплочение единомышленников в единый монолит ограниченных догмами людей. Используются механизмы растормаживания толпы: религиозные ритуалы, психологическое и психотропное воздействие, общее времяпровождение и образование, спортивные скандирования и тому подобное. Для жертвы фанатизма он имеет, как правило, только негативные последствия: от психических расстройств и утраты связи с нормальным сегментом общества, и вплоть до убийств и самоубийств.
Фанатизм: формы и примеры
Наибольшая вероятность встречи с религиозным фанатизмом. Его центром притяжения является культ и культовая личность, религиозный идол, вокруг которого и собираются последователи. Крайняя степень приверженности своему божеству, готовность приносить себя и окружающих в жертву ему, замена собственной личности сводом религиозных догм – все это делают верующего человека религиозным фанатиком. На самом деле, вера такого человека гораздо слабее, чем вера терпимого, мыслящего широко человека.
Вторым по мере распространения является национальный фанатизм. Идея национального единства, патриотизма может превращаться в уродливый шовинизм – представление собственной нации как единственно полноценной и достойной. Проявляется в межнациональной розни, противопоставлении.
Наверняка каждому доводилось слышать о спортивном, и особенно – о футбольном фанатизме. От обычного болельщика фанатика отличают общие признаки: исступленное желание доказать свое (своей команды) превосходство любой ценой, агрессия ко всем другим спортсменам и командам. В некоторой мере это более безобидный вид. Для многих мужчин это доступный способ сбросить агрессию, да и просто отвлечься в обществе единомышленников.
Музыкальный фанатизм наиболее нов в относительно толерантном и благополучном обществе. Чаще всего фанатиками от музыки становятся молодые люди, для которых это один из способов проявить собственную идентичность. Отягощающим фактором являются склонность некоторых музыкальных направлений и музыкантов к суицидальным настроениям, разрушительным привычкам типа алкоголя или наркотиков. Как избавиться от фанатизма?
Самым важным условием успешного преодоления фанатизма является желание собственно фанатика. Важно, чтобы человек осознал свою зависимость. К сожалению, страстное увлечение некой идеей лишает людей способности мыслить критически. Поэтому небезразличным людям рекомендуется максимально сдерживать фанатика, не давать ему дальше углубляться в свое состояние, отвлекать его другими занятиями и общением. Если человек на ранних стадиях получил поддержку от близких людей, он с большой вероятностью сможет самостоятельно избавиться от одержимости. На поздних стадиях необходима помощь специалиста.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
- Сущность понятия «этнополитический конфликт»
В отечественной и зарубежной литературе существует достаточно широкий выбор в определении этнического конфликта: даже беглый взгляд на заголовки статей и монографий предоставляет нам редкое изобилие названий, которые используются для обозначения конфликтности в этнических отношениях, в зависимости от приводимой аргументации, а в некоторых случаях - и от фантазии автора: этнические, этнонациональные, межэтнические, этносоциальные, этноэкономические, ирредентистские, сепаратистские, сецессионные, межклановые, национальные, межнациональные и, наконец, этнополитические конфликты.
В российской этнополитологии под этнополитическим конфликтом понимается конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности. В этом понятии глубоко отражена суть войны Армении и Азербайджана за Нагорный Карабах, столкновения между Северной Осетией и Ингушетией, беспорядков в Алма-Ате.[1]
Разное понимание феномена «этничность» обусловливает широкий спектр интерпретации этнополитических конфликтов. Это связало с тем, что четко выраженный этнический параметр проявляется не сразу. Об этом свидетельствуют, в частности, события в Прибалтике в конце 80-х годов. Выступления там народных фронтов были расценены средствами массовой информации как этнические, хотя они на первых порах носили явно выраженный общедемократический характер, являясь проявлением воли населения освободиться от Центра. Конечно, этнический компонент там присутствовал. Однако самодовлеющую ценность он приобрел позднее, когда движение за суверенитет и независимость стало неудержимым.
Не совсем правомерно трактовать как этнополитический конфликт и аналогичные процессы суверенизации и автономизации, которые проходят в России под флагом национальных движений (имеются в виду события вокруг договоров России с Татарстаном, Башкортостаном и другими субъектами Федерации).
Чисто этнических конфликтов мало. Но вместе с тем этнический компонент имманентен многим разновидностям конфликтов. Анализ процесса исторического назревания этнополитического конфликта по времени, через различные фазы обнаруживает мощный потенциал его «перелива» из одной конфликтной разновидности в другую. Иначе говоря, зародившись как социальный, пройдя стадию этнополитического созревания и вылившись в межнациональные столкновения, конфликт может разрядить свою деструктивную энергию в нескольких сопредельных областях общественного развития. Здесь проявляется эффект синхронного воздействия на общественную среду, который может носить комплексный характер, выливаясь порой в кризис национально-государственного устройства (например, молодой федеративной системы). Многие элементы такого развития присущи, как представляется, трагическим событиям в Чечне. [2]
Свойство этнополитического измерения современного конфликта заключается в том, что конфликт имеет скрытый период накопления и развертывания межэтнических противоречий. У каждого конфликта он имеет разную продолжительность. Именно в этот период и происходит формирование собственно этнополитического потенциала конфликта, а также осознание национального статуса его участников, сопоставление ими своего статуса со статусом других национальных общностей и формирование отношения к ним. В это время решается вопрос о путях борьбы за власть и перераспределение материальных ресурсов. Недовольство собственным национальным статусом актуализирует историческую память, древние стереотипы межнациональной вражды5.
[1] . Анцупов А. Я. Конфликтология : учебник для вузов. M. : ЮНИТИ, 2009. С. 51
[2] Ачкачов В. А. Этнополитология: Учебник.СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2005. – С. 37