Глава 1. Понятие стадий производства по делам об административных правонарушениях
Глава 2. Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
2.1. Возбуждение дела об административном правонарушении
2.2 Рассмотрение дела об административном правонарушении
2.3. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
Глава 3. Административное расследование и пересмотр постановлений и решений как отдельные стадии дел об административных правонарушениях
3.1 Административное расследование
3.2. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
Заключение
Список использованных источников
Актуальность. Административная ответственность - это разновидность юридической ответственности, конкретное отображение административного принуждения.
Особенность административной ответственности заключается в том, что ее основанием является, как правило, административное правонарушение (административный проступок).[1]
Законодательство об административных правонарушениях регулирует широкий круг вопросов административной ответственности. Основным источником правоохранительных норм является Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок) – противоправное (умышленное или неосторожное) действие или бездеятельность, которые посягают на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления и за которые законодательством предусмотрена административная ответственность.
Признаками административного проступка является противоправность, вина и административная наказуемость.
Противоправность означает, что действие или бездействие, которые составляют административный проступок, являються запрещенными административно-правовыми нормами.
Вина, как психическое отношение лица к своему поведению и его последствиям, может быть умышленной или неосторожной.
Степень и формы вины учитываются при наложении взысканий или освобождению от административной ответственности.
Лица, которые действовали в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны или находившиеся в состоянии невменяемости, к административной ответственности не привлекаются.
Административная наказуемость проступка проявляется в том, что за его совершение законом предусмотрена административная ответственность. Административная наказуемость означает возможность применения к нарушителю административного взыскания.
Состав административного правонарушения образуют четыре элемента:
Объект проступка - общественные отношения, охраняемые административным правом и на которые посягает противоправное деяние.
Объективная сторона - совокупность предусмотренных законом признаков, характеризующих внешние проявления проступка: место, время, способ, обстановка, касающиеся проступка, и сами действие или бездействие.
Субъект - вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения проступка 16-летнего возраста (граждане, должностные лица, иностранцы и лица без гражданства).
Субъективная сторона: вина (умышленная или неосторожная), цель, мотивы совершения проступка.
Целью данной работы является изучить стадии производства по делам об административных правонарушениях.
Цель предусматривает решение таких задач:
рассмотреть понятие стадий производства по делам об административных правонарушениях;
изучить порядок возбуждения дела об административном правонарушении;
исследовать как происходит рассмотрение дела об административном правонарушении;
рассмотреть исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;
изучить как происходит административное расследование;
определить как происходит пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
Глава 1. Понятие стадий производства по делам об административных правонарушениях
Являясь составной частью административного процесса, производство по делам об административных правонарушениях отграничивается от других видов производств по ряду критериев. К ним относятся особенности органов, осуществляющих производство, специфика актов, которыми оформляется процессуальная деятельность, процедуры их оформления, его быстрота и экономичность.
Процессуальная деятельность развивается последовательно, и каждая из стадий характеризуется присущими только ей особенностями. Каждая стадия необходима для достижения общих целей и разрешения закрепленных в законе задач производства.
Различают четыре стадии:
1) возбуждение дела об административном правонарушении.
2) рассмотрение дела и вынесение по нему постановления.
3) обжалование и опротестование постановления по делу.
4) исполнение вынесенного постановления.
Напомним, что процессуальная стадия представляет собой относительно отграниченную, выделенную во времени и логически связанную совокупность процессуальных действий, направленную на достижение определенных целей и разрешение соответствующих задач, функционально сообразующуюся с ними, отличающуюся кругом субъектов и получающую закрепление в соответствующих процессуальных актах.[2]
Каждая из названных выше стадий, в свою очередь, складывается из более мелких элементов. Для стадии возбуждения дела таковыми будут выявление фактов правонарушения и составление протокола о нем, возбуждение дела, установление фактических обстоятельств по делу и направление его материалов по подведомственности.
Рассматривая первую стадию, необходимо подчеркнуть наличие в ней гарантий, обеспечивающих охрану прав граждан. В связи с этим следует остановиться на основаниях возбуждения дела об административном правонарушении, которые проявляются как один из важных элементов защиты интересов граждан.
Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок), т.е. посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Административное правонарушение всегда противоправно, т.е. действие или бездействие, его составляющее, прямо запрещено административно-правовыми нормами и посягает оно на определенный объект – государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления. Кроме того, важный юридический признак административного правонарушения проявляется в том, что за его совершение установлена административная ответственность. [3]
Возбуждение дела об административном правонарушении проявляется в составлении протокола уполномоченным на то должностным лицом либо представителем общественности.
Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях служат, как показывает практика, сообщение или заявление граждан, различных государственных или общественных органов о неправомерных действиях, публикации, содержащиеся в газетах, выступления по радио и телевидению, другие источники.
[1] Административная ответственность:вопросы теории и практики./Под ред. Хаманевой Н.Ю.- М.:ИГП РАН. 2005.С.47
[2] Галич С.В., Дуванов Н.Ю. К вопросу об административном расследовании как стадии производства по делам об административных правонарушениях//Закон и право. 2015. № 2. С. 154.
[3] Косаренко Н.Н., Медеев М.Р. Aдминистративное правонарушение предмет и задачи законодательства об административных правонарушениях// Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2006. № 3. С. 34.