ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РФ
1.1.Сущность обязательного страхования гражданской ответственности
1.2. Значение страхования гражданской ответственности
1.3. Необходимость закона об обязательном страховании
Выводы
ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЯ, ПОРЯДОК И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СТРАХОВАНИИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РФ
2.1. Ответственность по договору страховой гражданской ответственности
2.2. Порядок обязательного гражданского страхования
2.3. Основные положения проекта Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
2.4. Страхование гражданской ответственности по системе «Зеленая карта»
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРы
Одной из важнейших сфер экономики является страхование. Рост рисков в структуре общественного производства стал ключевым моментом в развитии страхового рынка в Российской Федерации (РФ). В настоящее время страхование в РФ находится на этапе развития. Конечной целью страхования является защита от случайных опасностей и предоставление хозяйствующим субъектам и членам общества гарантии в возмещении ущерба.[1][1]
Как известно, многие виды деятельности в различных сферах общества таят в себе угрозу безопасности и здоровью граждан, а также вероятность нанесения ущерба третьим лицам. При этом виновная сторона обязана полностью компенсировать ущерб, причиненный третьей стороне, даже в случае невиновности или случайного характера. В такой ситуации именно договор страхования ответственности, который заключен страхователем со страховой организацией, призван защитить страхователя от финансовых потерь, возникших при причинении третьей стороне, а также имущественные интересы третьих лиц, поскольку у виновной в нанесении ущерба стороны не всегда достаточно средств, чтобы оплатить убытки. Инструментом способным решить данную проблему должно стать введение механизма обязательного страхования, и прежде всего, страхование ответственности владельцев транспортных средств. Не секрет, что практически все происходящие дорожно-транспортные происшествия имеют довольно серьезные последствия с точки зрения причинения материального ущерба. Положительным моментом в обязательном страховании является тот факт, что страхователь полностью свободен в выборе страховой компании. Главное - это наличие страхового полиса.
Страхование ответственности владельцев транспортных средств во многих экономически развитых странах уже давно используется и является обязательным, поскольку защищает интересы пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий. Кроме того, в Европе давно действует Международная карта автострахования, так называемая «Зеленая карта», которая подтверждает факт страхования ответственности владельца транспортного средства, действующего на условиях той страны, которую посещает страхователь. Российская Федерация не является участником Соглашения «Зеленая карта», однако российские владельцы автотранспортных средств до въезда на территорию государств-членов данной системы обязаны специально приобретать «Зеленую карту» через агентов, распространяющих «Зеленые карты».[2][2]
Несомненно, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств имеет большое социальное значение в стране. Его необходимо проводить в обязательном порядке, не смотря на существующее страхование на добровольной основе.
Цель исследования — исследование обязательного государственного страхования владельцев транспортных средств в Российской Федерации.
Задачи исследования:
–Выявить сущность обязательного страхования гражданской ответственности;
– Выяснить значение страхования гражданской ответственности;
– Рассмотреть необходимость закона об обязательном страховании;
– Рассмотреть ответственность по договору страховой гражданской ответственности;
– Рассмотреть порядок обязательного гражданского страхования;
– Изучить основные положения проекта Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
– Рассмотреть страхование гражданской ответственности по системе «Зеленая карта».
Объект исследования — общественные отношения в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Российской Федерации.
Предмет исследования — законодательное регулирование добровольного и обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств законодательством Российской Федерации.
Структура работы представлена введением, двумя главами в семи параграфах, заключением, списком использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РФ
1.1.Сущность обязательного страхования гражданской ответственности
Современная мировая экономика подвержена рискам, что влечет за собой значительные экономические потери. Одним из важнейших способов минимизации и ликвидации экономических потерь является страхование. Страхование представляет собой систему отношений по защите имущественных интересов физических и юридический лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, которые формируются из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Закон РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» классифицирует следующие виды страхования по имущественным интересам на три отрасли: личное страхование, имущественное страхование и страхование ответственности.[3][3]
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является одним их существующих видов страхования. Оно не относится к имущественному страхованию, поскольку, как известно, при страховании имущества страхуется имущество, имеющее определенную стоимость, подтвержденную актом осмотра и оценки этого имущества, исходя из которой, в договоре устанавливается страховая сумма. Действительной стоимости застрахованного имущества страховая сумма превышать не может. В договорах страхования гражданской ответственности страховая сумма определяется сторонами по их усмотрению, так как действительную ценность застрахованного интереса в момент заключения договора определить, как правило, невозможно. Как собственно и нельзя заранее предугадать объем ответственности, которая наступит в будущем, поскольку он зависит от множества факторов, в том числе и от тяжести повреждений здоровья, причиненных потерпевшему, и от величины имущественного ущерба. Таким образом, можно сказать, что страхование ответственности содержит в себе признаки, свойственные и имущественному, и личному страхованию.
Страхование ответственности в РФ охватывает следующие подвиды страхования: [4][4]
страхование гражданской ответственности перевозчика; владельцев автотранспортных средств; предприятий-источников повышенной опасности;
за вред, причиненный загрязнением окружающей среды; производителей.
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств может осуществляться на добровольной основе и в обязательной форме. Основными принципами обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев автотранспортных средств являются:
- гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных законом;
- всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
- недопустимость использования на территории РФ не застрахованных транспортных средств;
- экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения.
В настоящее время страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Российской Федерации является обязательным и одним из наиболее популярных видов страхования ответственности. Оно обеспечивает выплату потерпевшему денежного возмещения с владельца транспортного средства в пользу третьих лиц в случае их увечья или смерти, а также повреждения или гибели принадлежащего им имущества.
1.2 Значение страхования гражданской ответственности
Нельзя отрицать, что многие виды деятельности, необходимые для нормального функционирования общества, таят в себе угрозу безопасности и здоровью граждан, а также вероятность нанесения ущерба третьим лицам. В таких случаях острой необходимостью становится заключение договора страхования ответственности между страхователем и страховой организацией. Этот договор защищает страхователя от финансовых потерь, которые он может понести в результате предъявленных исков о погашении ущерба, причиненного третьей стороне, а также защищает имущественные интересы третьих лиц, поскольку у виновной в нанесении ущерба стороны может не оказаться достаточно средств для оплаты убытков. Поэтому к числу обязательных видов страхования относится страхование ответственности владельцев автотранспортных средств перед третьими лицами. При осуществлении процедуры страхования страхователь волен в выборе страховой компании, но главное, что должно быть в наличии, - это страховой полис.[5][5]
[1] Александров А.А. Страхование. М.: "Издательство ПРИОР", 2012, с.43-49
[2] Астапович A.3., Отлобовский И.Б. Тенденции и перспективы развития страхования в ТЗЗ России. - М.: Диалог-МГУ, 2012,с.27-32
[3] Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Страхование. — СПб: Питер, 2011, с.18-24. (Серия „Учебники для вузов“)
[4] Бланд.Д. Страхование: принципы и практика.- М.: Финансы и статистика, 2013, с.29-33
[5] Демченко В.В. ОСАГО: эволюционная ситуация // Русский полис. – 2012. - №7, с.5-7