ВВЕДЕНИЕ
1 Свадебный цикл как элемент бытовой культуры Грузии
1.1 Бытовая культура грузинских этносов
1.2 Развитие сценария грузинской свадьбы в XIX- XX вв.
2 Своеобразие свадебного цикла у разных этнических групп в XIX – начале XX вв.
2.1 Свадебный обряд у тушин, хевсур, картлийцев, мегрелов, пшавов, мохевцев, мтиулов
2.2 Свадебная обрядность у сванов, грузин Месхет-Джавахети и Имерети, аджар
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Грузинская культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Культурное наследие грузин складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру (в том числе и в виде художественных произведений, колоритных песен, национальных танцев известных на весь мир).
Целью настоящей работы является изучение и анализ структуры свадебной обрядности грузин XIX – XX веков как части бытовой культуры.
Важно учитывать, что грузинская культура, несмотря на свое отношение к Западу, сохранила самоидентичность. Безусловно, оставаясь западной, грузинская культура вместе с тем выбивается из общего ряда, ее западность особого рода. Культура Грузии в своей основе именно западная, но внутри Запада она образует нечто слишком своеобразное, чтобы, растворить ее в нем. Национальное своеобразие и нерастворимость есть в каждой национальной культуре. Относительно темы свадебной обрядности речь идет о своеобразии, далеко выбивающемся из западных традиций.
Актуальность данной темы обусловлена определенным теоретическим интересом к грузинскому типу культуры, условиям его формирования.Духовный потенциал этнической культуры является одним из регуляторов массового сознания, который противостоит в кризисные периоды скороспелым решениям и непродуманным манипуляциям политического, социально-экономического, экологического характера. Современный этап исторических преобразований и катаклизмов повысил значимость культурных детерминант общественной жизни, среди которых ощутимое место занимает праздничная культура.
Актуальность исследования связана также и с тем, что изучение конкретных праздников выявляет как специфические, так и общие закономерности массового творчества.
Исследование народных праздников имеет как общетеоретическое, так и практическое значение. И в том, и в другом случае оно прокладывает пути к оптимизации праздников, сохраняющих в себе и силу традиций, и в то же время открытых для новых влияний, возникающих в процессе развития общества.
Грузинская ментальность – специфический совокупный архетип народа, который возник в результате взаимодействия уникального субъекта и обстоятельств его жизнедеятельности. Он накладывает существенный отпечаток на характер грузинской общности и изменяется вместе с ней.Грузинский народ – признанный творец одной из «осевых» культур. Каждому народу присущи свои национальные праздники и обряды.
Выбор грузинской праздничной культуры в качестве предмета исследования перспективен в связи с богатством и многообразием культурных традиций автохтонного этноса, никогда не прерывавшего контакта с изначальной средой обитания, что способствовало сохранению древнейший пластов культуры.
В последние годы ограниченность научных подходов к народной культуре начинает преодолеваться под воздействием концепций, прежде подвергавшихся критике, запрету и замалчиванию. Труды крупнейших фольклористов, этнографов, культурологов: М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, В.3. Проппа, О.М. Фрейденберг, Ф.Лосева, П.Г. Богатырева и др. открыли дорогу работам современных исследователей (например, Н.Г. Волковой, Г.Н. Джавахишвили, Л.Т. Соловьевой и др.).
Свадебный цикл – это сложное социальное явление, тесно связанное, как и весь брачный институт, с социально-экономическими и этническими условиями жизни общества, религией, народными верованиями, правовыми нормами и т. п.
Предметом данного исследования является: структура свадебной обрядности в Грузии периода XIX-XX веков
Объект работы: национальная грузинская свадьба XIX-XX веков.
Степень исследования данной темы предполагает дальнейшую научную разработку. Тем более, что в этом есть насущная необходимость. Исследование данной работы предопределило ряд задач:
– рассмотреть свадебную культуру как элемент бытовой культуры Грузии;
– установить тенденции развития сценария свадьбы на протяжении XIX и XX веков;
– проанализировать особенности проведения свадьбы у разных групп грузинского этноса.
В работе использована специальная литература по культурологии, этнографии, этнопсихологии, периодические издания Х1Х-ХХ веков, содержащие описания грузинских праздников.
Структура данной работы предполагает: введение, две части, заключение и список использованных источников.
1. Анчабадзе Ю.Д., Волкова Н.Г. Старый Тбилиси. Город и горожане в XIX веке. М.: НАУКА, 1990.
2. Бахтин М.М. Искусство и ответственность. М.: Искусство, 1986.
3. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971, С.11-166.
4. Волкова Н.Г., Джавахишвили Г. Н. Бытовая культура Грузии XIX-XX веков: традиции и инновации. М.: НАУКА, 1982.
5. Дзоценидзе Т.Д. Приключения грузинского суперэтноса и грузинская конфедерация. Кутаиси: ООО «МБМ-ПОЛИ, 2010.
6. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991.
7. Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: ОГИ, 2005.
8. Минасян С. Этнические меньшинства Грузии. Ереван: Еркир, 2006. С. 10-11.
9. Народы Кавказа / Под ред. Б.А. Гарданова. М.: АН СССР, 1962. – Т.2.
10. Народы мира: историко-этнографический справочник. М.: Советская энциклопедия, 1988.
11. Основы этнологии. Учебник / Сост.: док-р ист. наук, доц. Октябрьская И.В. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2011.
12. Соловьева Л.Т. Праздничная культура народов в современных обществах Северного Кавказа в контексте взаимодействия ислама и народных традиций / Мир ислама. История. Общество. Культура / Отв. ред. И.Л. Алексеев. М.: Изд. дом Марджани, 2009. С. 133–141.
13. Соловьева Л.Т. Свадебные обряды народов России и Ближнего зарубежья. М.: Изд. дом Марджани, 1993. С. 132–149.
14. Соловьева Л.Т. Традиции толерантности в культуре народов Кавказа / Толерантность и культурная традиция. М.: Изд. дом Марджани, 2002. С. 244–266.
15. Топчишвили Р. Этнология Грузии. Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 2008.
16. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе: сборник статей разных авторов. М.: Наука, 1978.
17. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М.: РОССПЭН, 2004.