Курсовая работа|Культурология

Курсовая Культура средневековья

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Strela

Год: 2006 | Страниц: 38

Введение

1. Особенности мышления средневекового человека

2. Формирования средневековой культуры:

2.1. Художественный идеал

2.2. Влияние христианства на культуру средневековья

2.3. Народная и научная культура средневековой Европы

3. Городская культура

3.1. Состав населения средневековых городов

3.2. Цех как социальная структура средневекового города

4. Театр средневековья

5. Рыцарская культура

Заключение

Список литературы

Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV века.

Внутри тысячелетия принято выделять, по меньшей мере, три периода: раннее средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X - XI вв.); высокое (классическое) средневековье - от X -XI веков до примерно XIV века; позднее средневековье, XIV- XV века.

В эту эпоху были существенно раздвинуты горизонты средневековой культуры, образовались жизнеспособные нации и государства, сложились современные языки, были созданы произведения мировой культуры, достигнуты значительные экономические и культурные успехи. Поэтому современные культурологи до сих пор считают эту тему актуальной и не прекращают исследований развития средневековой культуры.

В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал - собственной культуры варварских народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи - права, науки, искусства, христианства.

Церковь стремились общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство.

Важным элементом культуры являлось монашество. Оно олицетворяет переход от общинного ожидания царства Божьего на земле к достижению индивидуального спасения путем аскетической совместной “святой” жизнедеятельности.

Сущность культуры любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах.

Таким образом, целью данной работы является исследование основных черт и особенностей Средневековой культуры.

Объектом исследования является культура и искусство средних веков.

Предметом исследования – архитектура, произведения искусства и духовная жизнь людей того времени.

Поэтому, согласно поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1) дать общее представление о мышлении средневекового человека;

2) рассмотреть основные этапы формирования средневековой культуры;

3) осветить городскую, рыцарскую культуру и театр средневековья.

1. Особенности мышления средневекового человека:

Человек раннего средневековья видел мир как бы в магическом зеркале: он знал, что вокруг существует множество «проломов», «трещин» и «дыр», через которые в мир могут проникать силы зла. Рухнул центр вселенной — Рим — и превратился в такую огромную «дыру», которую спешно принялись «заделывать». Средневековье создало «святой город», где в великолепных храмах поклонялись мощам святых, рассказывали легенды о раннее христианских мучениках. Наконец, в Риме находился христианский первосвященник, Папа. Этот город стал чем-то вроде магической печати, наложенной средневековьем на пёструю, разно¬язычную и разноликую Европу.

Травма, нанесённая средневековому сознанию крушением Рима, оказалась настолько тяжёлой, что полностью изменила представления людей о культуре. Средневековье отказалось от стремления к «распространению» культуры, столь свойственного античности; оно предпочло магически «запечатывать» мир, сохранять его границы неизменными. Священник, изгоняющий дьявола из одержимого; Роланд и Оливье, гибнущие в неравном бою с маврами; скульптор, высекающий изображение Христа над церковными вратами, - вот герои средневековья. Хорошим, надёжным считалось то, что уже было и завершилось; слово «новшество» использовалось средневековыми писателями как осуждение недостойного, опасного.

Магия в позднем средневековье вновь, как и в древнейшие времена, обращается к природной стихии, «натуре». У европейцев постепенно складывается представление о безграничности человеческих возможностей, о не¬измеримости сил, сокрытых в каждом явлении при-роды. Алхимик пытается овладеть ими, обнаружив философский камень, астролог — определив законы движения светил, художник — поняв строение человеческого тела, а гуманисты — усвоив забытую мудрость Аристотеля. Все эти люди «охотятся за силой»; они входят в царство сил, которое средневековье лишь созерцало.

Люди позднего средневековья, несомненно, страшились перемен, происходивших в их жизни, и напряжённо ожидали кары небес: дерзость человека, избравшего магию как средство нападения, а не только за¬щиты, не могла остаться безнаказанной. Ощущение уязвимости вырастает до размеров массового психоза — всюду людям мерещатся черти, ведьмы и колдуны. Родинка необычной формы была достаточным основанием для того, чтобы отправить несчастную жертву на костёр.

Фанатизм протестантов и католиков, невиданное ожесточение религиозных войн, ведовские процессы — все эти явления, оче¬видно, имеют общую основу — страх перед действительностью, который осознавался людьми XVI— XVII вв. как страх перед возмездием.

Карнавал расцветает в позднем средневековье именно как праздник, во время которого человек мог вести себя свободно и, главное, безнаказанно.

Истово верующие католики подвергают себя самобичеванию, столь же фанатичные кальвинисты крайне ограничивают себя в еде, одежде и домашней утвари — и всё это различные способы подменить кару Господню наказанием, которое человек накладывал на себя сам.

Средневековье заканчивается тогда, когда эпоха Просвещения находит противоядие страху в человеческом разуме, своеволия которого и опасались больше всего Средние века.

1. Большая Советская Энциклопедия. 2-ое издание, том 18,стр. 507-510.

2. Гуревич А.Я. Культура средневековья в истории XX века// История мировой культуры. – М, 1989 – С. 78-82.

3. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990 – С. 51-55.

4. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. – М., 1981 – С. 107-111.

5. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1995 – С. 74-79.

6. Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. – М.,1998 – С. 84-87.

7. Драч Г. В. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – Ростов-на-Дону, 1999 – С. 203-207.

8. Иванов К. Многоликое Средневековье. – М., 1996 – С. 98-101.

9. История философии. Учебник для вузов./ Под ред. В.п. Кохановского, В.П. Яковлева. – Ростов-на-Дону, 2001 – С. 137-143.

10. История зарубежного театра./ Под редакцией проф. Г.Н. Бояджиева и проф. А.Г. Образцовой. – М.,1981 – С. 135-139.

11. Культурология./ Под ред. Л.Ю.Нестерова. - СПб., 2002 – С. 126-129.

12. Культурология. История мировой культуры./ Под ред. профессора А.Н.Марковой. – М., 1995 – С. 112-114.

13. Культурология. / Под ред. А.А. Радугиной. – М., 1997 – С. 67-72.

14. Любимов Л. Искусство Западной Европы. – М., 1996 – С. 58-62.

15. Руа Ж. История рыцарства. – М., 1996 – С. 141-156.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Культурология
2015 год 26 стр.
Курсовая Национальный менталитет в экономических отношениях
diplomstud
Курсовая работа Культурология
2017 год 50 стр.
Курсовая Зарождение досуговых форм и их развитие (праздники и игрища)
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское