Введение
Глава 1. Общая специфика развития культурно-досуговой деятельности
1.1 Понятие и сущность культурно-досуговой деятельности
1.2 Понятие досуговой формы
1.3 Общие этапы развития досуговых форм в России
Глава 2. Историко-теоретические аспекты зарождения и развития досуговых форм в Древней Руси
2.1 Истоки зарождения культурно-досуговой деятельности в России
2.2 Празднества и игрища как особые досуговые формы на Руси
2.3 Ритуальный характер праздников и игрищ
2.4 Возможности воспитательного потенциала праздников и обрядов в Древней Руси и в современности
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами. Культурно-досуговая деятельность в нашем обществе является автономным образованием, в тоже время она тесно связана с другими видами деятельности. Все с большей настоятельностью подчеркивается необходимость изучения истори¬ческой реальности во всей ее комплексности и многообразии, с исполь¬зованием методов, средств и результатов других наук. Особое значение придается культурному аспекту человеческой жизнедеятельности. Культура в наибольшей степени, чем какая-либо другая сфера, отражает динамику жизни человеческого со-общества в ее целостности, дает представление об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, своей роли в социуме, при¬частности к важнейшим историческим событиям. В связи с этим не вызывает удивления тот факт, что в последние годы культурно-досуговая деятельность, являющаяся одной из граней культурного процесса, привлекает к себе все большее внимание уче¬ных.
Исследование ее исторических истоков не только служит задачам наиболее полного воспроизведения картины человеческого общества, но имеет и самостоятельное значение, дает возможность лучше разоб¬раться в современных проблемах, связанных с организацией досуга людей.
В процессе культурно-досуговой деятельности происходит формирование духовных, гуманистических качеств личности, обеспечивается преемственность и связь поколений. В.К. Соколов пишет: «Молодое поколение, чтобы нормально жить, развиваться, удовлетворять свои потребности, должно прилагать усилия для овладения культурным богатством общества; старшее поколение должно посвящать значительную часть своего времени и жизненной энергии делу воспитания и образования. Культурная преемственность осуществляется не автоматически. Для того, чтобы она происходила успешно, нужны усилия, необходима организация стройной и внутренне согласованной системы воспитания и образования, основанной на научном изучении форм, методов, направлений и механизмов развития личности» [29, с.13].
Обоснование проблемы. В сфере истории культурно-досуговой деятельности, в частности, среди фольклора, накоплен богатый практический материал, который требует теоретического осмысления и его использования в современных условиях. Это противоречие между социальной потребностью в использовании потенциала народной культурно-досуговой деятельности и недостаточно научным обеспечением технологии его реализации формирует проблему данного исследования.
Цель курсовой работы сформулирована следующим образом: исследовать историю развития форм организации досуга.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность культурно-досуговой деятельности;
- определить понятие досуговой формы;
- исследовать истоки зарождения культурно-досуговой деятельности в России;
- проанализировать празднества и игрища как особые досуговые формы на Руси.
Объект исследования: досуговые формы организации досуга.
Предмет исследования: историко-теоретические аспекты зарождения и развития досуговых форм в Древней Руси.
Теоретико-методологической основой служат труды в области культурологии, философии, истории, этнографии, социальной психологии.
Методы исследования – анализ литературных источников.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы для решения задач социально-нравственного воспитания подрастающего поколения, а также при создании и реализации современных досуговых форм.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Горбунов, Б.В., Ефимов, А.В., Ефимова, Е.А. Традиционные народные игры и забавы Рязанского края. Рязань, 2004. – 465 с.
2. Григорьев, В.М., Баробонов, В.Е. Народным играм - вторую жизнь // Школа и производство. – 2007. - № 2. – С.19-20.
3. Даль, В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. - СПб.: Питер, 2014. – 286 с.
4. Даль, В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка - М: Просвещение, 1979, т. 11.
5. Ефимова, Е.С. Поэтика страшного в народной культуре: мифологические истоки. - М.: Владос, 2015. – 254 с.
6. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие. – М.: МГУК, 2008. – 261 с.
7. Жаркова Л.С, Жарков А.Д. Чижиков В.М. Теория, практика и методика научных исследований: Учеб.пособ. - М.: МГУК, 2014. – 123 с.
8. Историко-археологическое изучение Древней Руси: итоги и основные проблемы // Славяно-русские древности. Под ред. И. В. Дубова. - СПб., 1998. - Вып. 1. – 534 с.
9. Каган М.С. Философия культуры. – СПб.: Питер, 2016. – 254 с.
10. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. - Учебник, М., 2014. – 387 с.
11. Краткий словарь по философии - М: Мир, 1982. – 231 с.
12. Культурно-досуговая деятельность. – Учебник. Под редакцией А.Д Жаркова, В.М Чижикова. - М.: Проспект, 2015. – 734 с.
13. Культурная деятельность: Опыт социологического исследования. - М., 2013. – 294 с.
14. Культурно-досуговая деятельность. Учебник. – М.: Академия, 2008. – 154 с.
15. Культурно-досуговая деятельность; перспективы развития и проблемы регулирования. - Екатеринбург, 2009. – 432 с.
16. Культурология: Науки о культуре – шаг в XXI век // Режим доступа: http://www.earthburg.ru, 01.02.2017
17. Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2016. - Т. - II. Вып. 1(2) - С.288
18. Миролюбов, Ю.П. Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов. - М.: Небо, 2015. – 324 с.
19. Народные русские легенды А.Н. Афанасьева. - Новосибирск, 2016. – 223 с.
20. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание - М: Русь, 2015. – 1076 с.
21. Орлов О.Л. Праздничная культура России / О. Л. Орлов. – Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. – С.-Пб., 2011.- С.132.
22. Погрешаева Т.А. Свободное время человека в условиях трансформируемого общества / Т.А. Погрешаева. Саратов: Изд-во СГУ, 2015. – 436 с.
23. Покровский, Е.А. Детские игры, преимущественно русские. СПб.: Питер, 2016. – 387 с.
24. Понукалина О.В. Социокультурное значение досуга / О.В. Понукалина // Современная картина мира: общество, время, пространство. Сб. науч. тр. Саратов: Юл, 2011. – 287 с.
25. Понукалина О.В. Досуг в условиях трансформаций российского общества / О.В. Понукалина //Российское общество в условиях социального кризиса. Сб. науч. тр. Саратов: СГТУ, 2011. – 175 с.
26. Руднев, В.А. Древо жизни: Об истоках народных и религиозных обрядов. — С.-Пб.: Питер, 2015. – 329 с.
27. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. – СПб.: Питер, 2008. – 512с.
28. СКД: история и современность. Красноярск - 2004.
29. Соколова, В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX - начала XX в. - М., 2009.
30. Социально-культурная деятельность. Материалы к экзамену. http:// www.poluchi5.ru
31. Чижиков В.М, Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент. – Учебник, М.: Проспект, 2013 – 476 с.