Введение
1. Культура и цивилизация: понятие, соотношение
1.1. Определение понятия «цивилизация»
1.2. Теории взаимосвязи культуры и цивилизации
2. Современное состояние культуры и цивилизации
2.1. Общее и различие культуры и цивилизации
2.2. Современное состояние культуры и цивилизации
Заключение
Список использованной литературы
Современное состояние человечества в научном мире оценивается неоднозначно. Глубокие принципиальные изменения произошли практически во всех сферах жизнедеятельности человека, и в связи с этим, проявились совершенно новые философские проблемы. Назрела необходимость в формировании такого мировоззрения, которое бы учитывало произошедшие изменения и динамику развития современного мира, но при этом не отвергало бы фундаментальные основы культурного прошлого.
Резкая интенсификация развития современного мира очевидна. Она определена, в первую очередь, темпами создания и внедрения информационных технологий. Вместе с тем четко вырисовалось отставание культурного развития – и прежде всего в нравственном и духовном измерении – от научно-технического прогресса. Эта ситуация во многом обусловлена разнонаправленностью культурного и цивилизационного движения.
Цивилизационный прогресс, ориентированный на производство нового, рождает современную реальность, питает ее соками новейших научных и технических достижений и выбрасывает вперед, в будущее. Культурное развитие подчиняется иным закономерностям, связанным не с преодолением прошлого, а с его культивированием. Духовные и нравственные образцы, формирующие культурную ткань человечества, задаются как раз прошлым. И льющийся оттуда свет вневременных истин видится особенно ярким и жизненно необходимым в неоновом мире современной культуры.
Спор культуры и цивилизации существует давно. Напомним, что оба эти понятия родом из античности. Слово «культура» произошло от латинского «cultura» – в переводе «возделывание, обработка» – и, по мнению многих исследователей, первоначально употреблялось в сельскохозяйственном контексте и означало возделывание и обработку земли. Цицерон в I в. до н.э. переводит это понятие в духовное измерение и говорит о культуре (возделывании) души, считая при этом, что лучшая среда для духовного развития человека – философия. В античности культура противопоставляется естественной природе (natura), степень же культурности человека определяется его умением облагородить природное, биологическое начало: так, он должен быть способным подчинять воле свои желания, соблюдать умеренность в удовольствиях, подчиняться законам долга, справедливости и т.д. То есть человеку необходимо «возделывать» в себе такие качества, которые отличают его от животного мира. Термин «цивилизация», как и «культура», рождается также в Древнем Риме. Он происходит от латинского civilis – «гражданский, государственный» и указывает на органическую связь с институтом государства, а также с городской культурой (лат. сivitas – город). В этом контексте цивилизованность противопоставляется дикости, варварству.
Долгое время в истории европейской мысли эти понятия близко соседствовали и даже стали употребляться как синонимы (ср. греческая культура – греческая цивилизация, индустриальная культура – индустриальная цивилизация). Однако ХХ век резко разводит их и начинает противопоставлять друг другу. Культура по-прежнему остается мерилом развития человека и человечества, цивилизация же получает нейтральную оценку, а нередко и резко отрицательную. Отмечают, что цивилизацией называется культура, в которой преобладает тенденция материализации. Например, Э. Фромм, понимал под цивилизацией «мир вещей», в то время как духовные ценности, или «мир идей», есть характеристика культуры. Таким образом, здесь цивилизация – материальная, утилитарно-технологическая сторона общества, противостоящая культуре как сфере духовных ценностей.
Целью данной работы является анализ соотношения понятий «культура» и «цивилизация».
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятий культура и цивилизация;
- рассмотреть теории взаимосвязи понятий;
- проанализировать особенности и различия двух явлений;
- проанализировать актуальное состояние культуры и цивилизации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Культура и цивилизация: понятие, соотношение
1.1. Определение понятия «цивилизация»
Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».
Термин «цивилизация» в современной научной литературе употребляется в четырех основных значениях:
- синоним понятия «культура» (А. Тойнби);
- определенная стадия в развитии локальных культур, а именно – стадия их деградации и упадка (О. Шпенглер) [16, с. 18];
- историческая ступень развития человечества, следующая за варварством: дикость – варварство – цивилизация (Л. Морган, Ф. Энгельс, А.Тоффлер) [4, с. 52];
- уровень развития отдельного региона, этноса или нации (греческая цивилизация, западная цивилизация и т. д.).
В первом случае цивилизация оказывается тождественна культуре.
Во втором случае речь идет о периоде кризиса и деградации культуры, который рассматривается как период существования цивилизации. В третьем случае цивилизацией обозначается историческая эпоха, пришедшая на смену варварству, иначе говоря, эпоха высшего этапа развития человеческого общества. В последней трактовке цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, которые различаются экономическим укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, специфическим пониманием смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга). Так, восточная и западная цивилизации различаются именно этими принципиальными характеристиками, базирующимися на специфических ценностях, принципах жизни и образе мира, а в рамках таких базовых характеристик формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища и т. д.
Само слово «цивилизация» произошло от латинского «civilis» – «гражданский», «государственный». Затем его значение расширилось: «цивилизованным» – стали называть человека, умеющего быть благовоспитанным, вежливыми общительным.
Понятие же «цивилизация» появилось в эпоху Просвещения (XVIII в.). Просветители связывали цивилизацию с разумом, прогрессом и универсальностью.
Долгое время понятия «культура» и «цивилизация» отождествляли. Первым разграничил эти понятия немецкий философ И. Кант, а в начале XXв. Другой немецкий философ О. Шпенглер в своем знаменитом труде «Закат Европы» и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее деградация и окончательный упадок [3, с. 81].
В дальнейшем в европейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и новых источников энергии. В настоящее время с цивилизацией ассоциируются материальные блага и успехи, а с культурой – духовный мир человека.
1. Грушевицкая Т. Г. Культурология: учебник / Т. Г. Грушевская, А. П. Садохин. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 688 c.
2. Гуревич П. С. Культурология в системе современного гуманитарного знания: учеб. пособие / П. С. Гуревич. – СПб: СПбГУП, 2012. – 92 c.
3. Гуревич П. С. Культурология : учебник / П. С. Гуревич. – 5-е изд., перераб. и доп. –М. : КНОРУС, 2011. – 448 c.
4. Доброхотов А. Л. Культурология: учеб. пособие / А. Л. Доброхотов, А. Т. Калинкин. – М.: Форум-Инфра, 2010. – 480 c.
5. Ильин И. А. Духовная культура и ее национальные вожди // Ильин И. А. Собр. соч. Т. 4. Кн.1. – М., 2005. – 424 с.
6. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношении / Русская идея: Сборник произведений мыслителей. – М., 2004. – 550 с.
7. Кармин А. С. Культурология / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
8. Кириллова Н. Б. Аудиовизуальная культура: словарь терминов и понятий / Н. Б. Кириллова. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2011. – 197 с.
9. Корольков А.А. Вочеловечивание в образовании. Образование между культурой и цивилизацией [Электронный ресурс]: http://www.pokrov-forum.ru.
10. Лесков Н.С. Запечатленный ангел. / Лесков Н.С. Собрание сочинений: В 3 т.– Т. 1. – М., 2011 – 6670 с.
11. Мамардашвили М.К. Мысль в культуре // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 2010. – С. 143-154.
12. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 2010. – С. 107-120.
13. Солонин Ю. Н. Культурология: учебник / Ю. Н. Солонин, М. С. Каган. – М.: Юрайт, 2011. – 354 с.
14. Топоров В.Н. Пространство культуры и встречи в нем // Восток–Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Вып. 4. – М.: Наука, 2009. – С. 6.
15. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 2003. – Т. 1. – 592 с.
16. Этнокультура и глобализация – антагонисты? // Вестник Российского философского общества. – 2008. – № 4. – С. 18.