Введение
Глава 1. Средневековое рыцарство
1.1 Понятие рыцарства
1.2 Рождение средневекового рыцаря
Глава 2. Историко-культурное значение средневекового рыцарства
2.1 Значение рыцарского идеала в войне и политике
2.2 Рыцарские ордена и рыцарские обеты
Заключение
Список используемой литературы
Тема представляемой курсовой работы: «Историко-культурное значение средневекового рыцарства».
Эпоха средневековья составляет примерно около тысячи лет человеческой истории. Этот исторический период в Европе отметился колоссальными изменениями в общественных отношениях, появлением новых государств и их исчезновение, приходом на смену рабовладельческому строю феодализма, междуусобными войнами, диктатом Церкви и иными событиями, которые характеризуют этот период как один из самых мрачных в истории.
Но эта эпоха оставила нам в наследство очень своеобразную культуру, воспевшую духовные ценности, которые имеют непреходящее и универсальное значение.
Также и рыцарская этика не исчезла вслед за средневековьем, она прошла через эпохи, сменившие средние века и продолжает оставаться эталоном, который должен служить примером для современных людей.
Таким образом, цель курсовой работы – определить, какое историко-культурное значение имеет средневековое рыцарство.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие рыцарства,
2) исследовать рождение средневекового рыцаря,
3) раскрыть значение рыцарского идеала в войне и политике,
4) рассмотреть рыцарские ордена и рыцарские обеты.
Глава 1. Средневековое рыцарство
1.1 Понятие рыцарства
Рыцарство представляло собой общественный институт, появившийся в феодальной системе примерно в 1000 году. В строгом смысле слова, рыцарь — это любой мужчина, владеющий оружием и прошедший церемонию специального посвящения. Но быть лишь посвященным — недостаточно для истинного рыцаря; необходимо еще следовать определенным правилам и вести особый образ жизни. Таким образом, рыцари — это не юридический класс, а специфическая социальная категория или, выражаясь современным языком, сообщество «профессионалов» конного боя (единственного эффективного способа военных действий вплоть до конца XIII века), умевших вести ту особую жизнь, каковой представала жизнь рыцаря.
Теоретически рыцарство считалось доступным каждому получившему крещение: любой рыцарь имел право сделать рыцарем того, кого он считал достойным им быть, вне зависимости от происхождения и социального положения. Эпические песни, так называемые «жесты», изобилуют примерами простолюдинов (крестьян, лесников, свинопасов, торговцев, жонглеров, поваров, привратников и т.д.), посвященных в рыцари в награду за оказанные герою услуги.
Однако в реальности дело обстояло иначе. С середины XII века рыцари пополняли свои ряды почти исключительно за счет сыновей рыцарей и, таким образом, образовывали наследственную касту. Посвящения в рыцари простолюдинов, если не исчезли совсем, то стали событием - почти уникальным. Можно назвать две причины этого явления. Первая из них заключалась в том, что процесс принятия новых членов неизбежно приводил к присвоению одним классом — земельной аристократией — привилегии на образование рыцарства, не подчинявшейся никаким правовым нормам.
Вторая, возможно, более важная, связана с социально-экономическими требованиями: лошадь, военное снаряжение, церемония и празднества по случаю посвящения в рыцари стоили дорого; да и сам образ жизни рыцаря, состоявшей из удовольствий и праздности, предполагал наличие некоторого богатства, которое в ту эпоху основывалось только на обладании землей. Рыцарское звание действительно приносило честь и славу; но при этом следовало жить или за счет щедрости богатого и могущественного покровителя (что удавалось еще достаточно легко в начале XII века, но уже гораздо труднее спустя столетие), или на доходы от патримония. Многие, впрочем, придворным щедростям сеньора предпочитали получение пусть даже самого маленького феода.
К 1200 году рыцари — это уже в основном сеньоры или сыновья сеньоров. Во Франции данный феномен принимает особо выраженный характер в течение XIII века, так что рыцарское звание уже практически не рассматривается как личностное, а становится наследственным качеством, доступным лишь высшим слоям аристократии. С этого времени и начинается процесс слияния рыцарства и аристократии.
1. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб,1995 г. – С. 60-64.
2. Большая Советская Энциклопедия. 2-ое издание, том 18,стр. 507-510.
3. Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. – М.,1998 – С. 84-87.
4. Гуревич А.Я. Культура средневековья в истории XX века// История мировой культуры. – М, 1989 – С. 78-82.
5. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990 – С. 51-55.
6. Иванов К. Многоликое Средневековье. М., 1996 г. – С. 48.
7. История философии. Учебник для вузов./ Под ред. В.п. Кохановского, В.П. Яковлева. – Ростов-на-Дону, 2001 – С. 137-143.
8. Кардини Ф. «Истоки средневекового рыцарства» - «Прогресс», Москва, 1987 – С. 138-144.
9. Культурология. История мировой культуры./ Под ред. профессора А.Н.Марковой. – М., 1995 – С. 112-114.
10. Оссовская М. "Рыцарь и буржуа" М.: 1987 – С. 73-75.
11. Павленко В.Г., Николаев Р.В. Европейское рыцарство. Кемерово, 1998 г. – С. 95-97.
12. Пастуро Мишель. Повседневная жизнь Англии и Франции – М.: 1969 – С. 77-78.
13. Руа Ж. История рыцарства. М., 1996 г. – С. 52-54.
14. Флори Ж. Идеология меча: Предыстория рыцарства. СПб,1999 г. – С. 37-39.