Введение
- Закономерности и особенности развития транспортно-экспедиционной деятельности
1.1 Роль и значение транспорта в цепи поставок
1.2 Тенденции развития транспортных услуг в России
- Методические основы организации транспортно-экспедиционной деятельности
2.1 Содержание и сущность транспортно-экспедиционной деятельности
2.2 Взаимодействие маркетинга и логистики в транспортно-экспедиционной деятельности
Заключение
Список использованной литературы
Развитие экономики приводит к необходимости переосмысления большинства аспектов рыночной деятельности и выявления путей повышения конкурентоспособности предприятий. Одним из таких направлений является формирование сетевой теории, которая рассматривает промышленные рынки и сферу услуг как совокупность связей и отношений между субъектами рыночной деятельности. Подобное обуславливает целесообразность выявления особенностей и специфики организация транспортно-экспедиционной деятельности в рамках сетевой концепции.
Рациональная организация и управление потоковыми процессами предопределили необходимость дальнейшего развития рынка транспортных услуг. Ужесточение и усиление конкуренции приводит к тому, что повышенное внимание уделяется уровню предоставляемого сервиса. Это характерно и для рынка транспортных услуг, на котором происходит формирование и реализация логистического сервиса в процессе организации и осуществления грузоперевозок.
Таким образом, актуальность темы заключается в том, что услуги транспортно-экспедиционных компаний облегчают работу грузоотправителей в части организации доставки продукции и позволяют выбрать рациональный способ и маршрут транспортировки. Возможность и способность транспортно-экспедиционных компаний качественно реализовывать востребованные рынком транспортные услуги оказывают влияние на повышение их конкурентоспособности и приводят к удовлетворению требований грузоотправителей и грузополучателей в процессе товародвижения.
Объектом исследования являются предприятия, осуществляющие транспортно-экспедиционную деятельность, формирующуюся в современных российских условиях и, рассматриваемую в динамике процесса взаимодействия субъектов товарного рынка и рынка транспортных услуг.
Предмет исследования - теоретические и методические основы организации деятельности транспортно-экспедиционных компаний на основе логистического подхода.
Цель исследования – комплексный детальный анализ транспортно-экспедиционная деятельности.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- исследовать современное состояние рынка транспортных услуг в России;
- рассмотреть роль и значение транспорта в цепи поставок;
- определить содержание и сущность транспортно-экспедиционной деятельности;
- рассмотреть взаимодействие маркетинга и логистики в транспортно-экспедиционной деятельности.
Таким образом, задачи исследования определяют структуру и содержание работы: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе закономерности и особенности развития транспортно-экспедиционной деятельности; во второй главе проведен анализ содержания и сущности транспортно-экспедиционной деятельности. В заключении приведены выводы по результатам исследования.
Диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания послужили методологической основой исследования в работе.
- Закономерности и особенности развития транспортно-экспедиционной деятельности
1.1 Роль и значение транспорта в цепи поставок
Транспортное обеспечение предприятия решает задачи, связанные с перемещением грузов различными транспортными средствами. Роль транспорта в логистической цепи поставок товаров определяется двумя основными факторами:
Затраты на транспортировку сырья, материалов, готовой продукции являются преобладающими в структуре логистических издержек.
Транспорт оказывает значительное влияние на затраты в сфере основной деятельности компаний - заказчиков транспортных услуг.
Роль транспорта в повышении экономической эффективности основной деятельности компаний наглядно проявляется в применении технологии «точно вовремя» (Just in time). При доставке требуемых грузов в заранее установленные сроки не требуется содержание складского хозяйства (это экономит затраты на использование земельных площадей, строительство зданий, оплату персонала, приобретение технологического оборудования) и ускоряется оборачиваемость капитала. [1]
Вместе с тем работа по жесткому расписанию увеличивает нагрузку на управленческий аппарат по планированию, контролю и диспетчеризации поставок. В случае непредвиденных сбоев в нарушении графика перевозок участники несут значительные финансовые потери. Если грузоотправитель не успел подготовить груз к перевозке в оговоренное время, то он все равно оплачивает использование транспорта, как если бы перевозка состоялась.
В первую очередь принципы логистики применены при перевозке массовых грузов (например, нефтепродуктов) на технологических маршрутах между отправителями и получателями. Для таких перевозок выделяются специальные магистральные пути железнодорожного транспорта. Грузы перевозятся по жесткому расписанию, что делает ненужным создание у потребителей запасов сырья и топлива. [2]
По назначению выделяют две основные группы транспорта:
- транспорт общего пользования, оказывающий транспортные услуги владельцам грузам на коммерческой основе;
- транспорт, принадлежащий владельцам грузам и обеспечивающий их потребности в перевозках.
К основным задачам транспортного обеспечения логистики относят:
- выбор транспортно-технологической схемы доставки;
- выбор перевозчика, включающий в себя определения вида транспорта, оператора перевозки (транспортно-экспедиционного предприятия) и типа транспортного средства;
- согласование транспортного процесса с работой склада;
- размещения грузов внутри транспортного средства;
- маршрутизации перевозок и контроля движения груза в пути;
- обеспечения сохранности груза во время перемещения;
- совместное планирование различных видов транспорта в случае мультимодальных перевозок. [3]
Решение этих задач является предметом деятельности менеджеров по логистике.
Компании-владельцы груза используют в своей деятельности два основных способа перевозок:
- мультимодальный (перевозка грузов последовательно двумя или более видами транспорта);
- унимодальный (перевозка грузов только одним видом транспорта).
Терминологию в области транспортировки грузов в настоящее время нельзя считать полностью устоявшейся. Для перевозок несколькими видами транспорта используют также термины:
- интермодальная перевозка (грузовладелец заключает договор на весь путь следования с одним лицом, называемым оператором перевозки; грузовая единица при этом не подлежит переформированию);
- смешанная перевозка (перевозка не более, чем двумя видами транспорта);
- комбинированная перевозка (перевозка двумя или несколькими видами транспорта с обязательным участием автомобильного, который подвозит груз на максимально короткое расстояние к магистральному виду транспорта). [4]
По другому определению, под комбинированной перевозкой понимается, в отличие от смешанной, перевозка с участием более, чем двух видов транспорта.
Смешанные перевозки (перевозки не более, чем двумя видами транспорта) различают двух видов: раздельные и прямые.
При раздельной перевозке имеется последовательное схема взаимодействие участников транспортного процесса, отсутствует единая тарифная ставка фрахта, а сама перевозка производится по нескольким транспортным документам. При прямой смешанной перевозке грузовладелец заключает договор с первым перевозчиком, который действует от своего имени и от имени следующего перевозчика другим видом транспорта. [5]
[1] Транспортная логистика и логистика транспорта: Межвузовский научный сборник. Саратов: СГТУ, 2014. - 108 с.
[2] Смехов A.A. Основы транспортной логистики. М.: Транспорт, 2015. -197 с.
[3] Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. М.: Экономика, 2013.-250 с.
[4] Плужников К.И. Транспортное экспедирование: Учеб. М.: Рос-Консультант, 2012. - 576 с.
[5] Основы логистики: Учеб. пособие / Под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2012. - 200 с.