Введение
Глава 1. Исполнительная власть и место
Российской Федерации в системе разделения властей
1.1 Органы исполнительной власти:
1.2 Правительство Российской Федерации —
исполнительный орган государственной власти
Глава 2. Формирование и структура Правительства Российской Федерации. Компетенция Правительства Российской Федерации
2.1 Формирование и структура Правительства
Федерации
2.2 Полномочия Правительства Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Исполнительная власть по своей природе весьма мобильна. Ежедневно возникает множество вопросов и проблем, требующих незамедлительного решения. Правительство РФ- орган коллегиальный, однако проводить заседания по каждому вопросу практически невозможно. Федеральные министры и иные члены Правительства в первую очередь должны руководить возглавляемыми ими министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти. В связи с этим регулирование процедур в деятельности Правительства РФ приобретает первостепенное значение.
Длительное время регулированию процедурных вопросов деятельности органов исполнительной власти в нашей стране на законодательном уровне внимания практически не уделялось. Это приводило к тому, что сами органы издавали многочисленные подзаконные акты, подчас не только не согласованные между собой, но и противоречащие друг другу, что в конечном итоге снижало эффективность функционирования названных органов, осложняло решение даже самых простых вопросов, приводило к затягиванию времени на их рассмотрение, создавало многочисленные коллизии правоприменения. По своей правовой природе процедуры в организации деятельности Правительства являются административными. Под административной процедурой следует понимать установленный законом и (или) административным регламентом порядок осуществления деятельности органа государственной власти по реализации его нормативно закрепленной компетенции.
В основе деятельности Правительства РФ лежат Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях преобразований, проводимых в России в политической, экономической и социальной сферах, перестраивается и исполнительная власть, по-прежнему выполняющая огромный объем работы в сфере управления государственными делами. Правительство является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, осуществляющим исполнительную власть в стране и возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правовую основу его деятельности составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации». Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации. 1997, № 51, Ст. 5712. принят 17 декабря 1997 г. верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластие, федерализм, функциональное разделение властей, ответственность, гласность, обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Состояние дел в сфере деятельности Правительства РФ освещается во всех средствах массовой информации: в политических ток-шоу, на радио; ему посвящено немало научных исследований. И все же, анализируя монографические источники, можно прийти к выводу, что тема эта пока исследована недостаточно.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере функционирования и реформирования исполнительной власти Российской Федерации, при взаимодействии различных уровней в рамках конституционно закрепленной модели разделения властей.
Предметом исследования является совокупность юридических норм, закрепляющих конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации, систему, структуру, правовое положение его членов, порядок его организации и деятельности, действующее законодательство в сфере исполнительной власти, практика его применения.
Цель данной работы - на основе современной правовой науки, действующего законодательства и соответствующей практики комплексно проанализировать проблемы конституционно-правового регулирования исполнительной власти в России. В работе рассмотрены вопросы современного состояния исполнительной власти, структура и система, уточнены категориальный аппарат Правительства РФ, статус и ранг его членов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить органы исполнительной власти;
- рассмотреть формирование и структуру Правительства Российской Федерации;
- изучить компетенцию Правительства Российской Федерации;
- изучить нормоустанавливающую деятельность и актыПравительства Российской Федерации
В курсовой работе нашли отражения взгляды известных ученых-конституционалистов и политологов, которые имеют особое значение для рассмотрения вопроса о формировании Правительства, а также его значимости для демократического правового государства.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Структура данной работы обусловлена ее предметом, объектом, целью и задачами исследования.
В работе использованы положения Конституции Российской Федерации, иные нормативно-правовые акты, комментарии законодательства, учебная и монографическая литература, публикации в периодических изданиях.
Глава 1. Исполнительная власть и место Правительства Российской Федерации в системе разделения властей
1.1 Органы исполнительной власти: понятие и система.
Очевидно, что если речь идет об исполнительной власти, о государственной деятельности по ее практической реализации, неизбежен вопрос о том, какому именно звену государственно-властного механизма, построенному на началах разделения властей, поручается такого рода деятельность. До того как Конституция РФ установила, что государственная власть в стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ), данный вопрос решался достаточно просто: на различных уровнях государственной организации была построена и соответствующим образом функционировала система органов государственного управления. Она полностью соответствовала одному из ведущих проявлений государственной власти, а именно - государственно-управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемой наряду с законодательной и судебной.
Соответственно органы государственного управления в центре и на местах являлись основными субъектами административного права или же носителями административной правосубъектности. Иначе говоря, государственное управление как самостоятельный вид деятельности государства по реализации своих задач и функций имело специального, конституционно закрепленного субъекта. Теперь конституционные нормы содержат ряд общих положений, из содержания которых можно получить известное представление как о самой исполнительной власти, так и о реализующих ее органах. Так, часть 2 статьи 77 Конституции РФ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.), М., 2010 говорит о том, что в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Так впервые появляется конституционное упоминание об органах исполнительной власти.
Исполнительные органы представляют собой составную часть государственного аппарата с особой функциональной нагрузкой, суть которой заключается в практической реализации задач и функции исполнительной власти в процессе управления или регулирования в сферах экономической, социальной и административно-политической жизни. Соответственно своему специфическому, то есть исполнительному, назначению эти органы осуществляют повседневную деятельность исполнительного и распорядительного характера.
Органы исполнительной власти являются носителями определенного объема государственно-властных (юридически властных) полномочий. Эти полномочия выражаются, прежде всего, в издании исполнительными органами правовых актов в пределах своей управленческой компетенции и в обеспечении их исполнения имеющимися в их распоряжении организационными и юридическими средствами (включая средства административного, то есть внесудебного, принуждения). Наличие определенного объема юридически-властных полномочий, выражаемых вовне, т.е. за пределами данного органа, -- наиболее существенный элемент компетенции органов исполнительной власти.
Издаваемые исполнительными органами правовые акты не подменяют собой акты законодательных и судебных органов государственной власти. С одной стороны, они подзаконны, но предназначены для исполнения требований, содержащихся в законах.
Орган исполнительной власти - структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.
В Конституции РФ ничего не говорится о системе федеральных органов исполнительной власти. Но она есть в указах Президента РФ, согласно которым установлена система федеральных органов исполнительной власти, включающая Правительство РФ, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти: федеральные службы, федеральные агентства. [Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»//Собрание законодательства РФ, 2004, № 11, Ст. 945]
Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляется Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленных за ним Конституцией РФ и законами, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти - Правительством РФ.