Общеизвестнo, что на сегодняшний день в мире сложилaсь сложная экологическая ситуaция. Бурный научно-технический прогресс, потребительское, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к загрязнению природной среды радиоактивными, промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами. Нарушилось экологическое равновесие.
Для решения экологических проблем ученые выделяют две главные задачи:
- Принятие практических первоочередных мер по выходу из кризиса.
- Воспитание экологической культуры подрастающего поколения с целью предотвращения повторения сложившейся ситуации.
Считаю, что выбранная мною тема «Формирование экологического воспитания у школьников на уроках технологии» актуальна, так как от уровня экологической культуры зависит вопрос выживания человечества и сохранение природных богатств нашей планеты. Решение проблемы экологического образования школьников должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической теории и школьной практики. Будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети.
В системе обучения экологическое воспитание, на мой взгляд, должно носить непрерывный и целенаправленный характер. Привитие ребенку бережного отношения к окружающей среде, позволит воспитать в дальнейшем человека с рациональным отношением к своей деятельности, способного предвидеть результат своей работы.
Таким образом, исходя из актуальности проблемы экологического и природоохранного воспитания, была поставлена цель курсовой работы: Изучить пути формирования экологической культуры у школьников на уроках технологии.
Задачи:
- Проанализировать методическую литературу по проблеме исследования и раскрыть сущность, цель и задачи формирования экологической культуры в общеобразовательной школе в свете требований ФГОС нового поколения.
- Рассмотреть формы и методы осуществления формирования экологической культуры в современной школе на уроках технологии.
Объект исследования: методы и приёмы формирования экологической культуры учащихся в образовательном процессе.
Предмет исследования: раскрытие процесса формирования экологической культуры учащихся на уроках технологии.
Методы исследования:
-теоретический- анализ психолого-педагогической, научно-методической специальной литературы и исследований по проблеме;
-эмпирический- изучение результатов учебной деятельности школьников.
В соответствии с поставленной целью была выдвинута следующая гипотеза:
Если последовательно и систематически внедрять в педагогический процесс экологические знания, научить самостоятельно, применять навыки решения учебных задач, то у учащихся будет развиваться познавательный интерес к предмету технология и повышаться уровень экологической культуры.
ГЛАВА 1. Сущность, цель и задачи формирования экологической культуры в педагогической науке
1.1. Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания
Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Еще в XVII веке Ян Амос Коменский¹ обратил на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Эпиграфом к этой книге послужил девиз "Пусть течет все свободно, без применения насилия" [30, c.35]. Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы.
Ян Амос Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. Все рождающиеся существа таковы, что усваивают все легче и лучше в раннем возрасте [30,c.48]. Ян Амос Коменский говорил о том, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как "природа не делает скачков, а идет вперед постепенно"[30, с.56]. В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется с годами так как "всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным". То есть Коменский вывел дидактические принципы, обосновывая их примерами природы. Например, здесь обосновывается принципы постепенности и обучение от общего к частному.
Как видим, Ян Амос Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, об их неотделимости друг от друга.
Ян Амос Коменский ¹ - (1592- 1670 гг.) чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.
Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие философы и педагоги как Ж.-Ж.Руссо (1762 год), Г.Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф.Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог - демократ А.Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж.Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека.
Ж.-Ж.Руссо в книге "Эмиль, или о воспитании" предлагал воспитывать детей вдали от испорченной цивилизации на "лоне природы". Воспитание должно происходить естественно, сообразно с природой. Руссо считал природу ребенка совершенной и поэтому не надо портить ее цивилизацией.
Г.Песталоцци в работе "Лингард и Гертруда" считал главной целью воспитания - развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания - согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил.
Против узкого практицизма и утилитаризма, а также формального изучения и бездушного отношения к ней выступали русские просветители: В.Г.Белинский (1842 г.), А.И.Герцен (1844 г.), Н.А.Добролюбов (1858 г.), Д.И.Писарев (1861 г.), Н.Г.Чернышевский (1863 г.). Они призывали к введению в школу полноценных знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе.
Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д.Ушинский (1861,1864 гг.). Следует отметить, что познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. Их изучение, столь важное в наши дни, надо рассматривать как необходимое условие формирование у школьников основ диалектико-материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. Ушинский заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное для учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе. К.Д.Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что воспитательное влияние природы ...так мало оценено в педагогике"[55, с.56].
1.2. Экологическая культура как результат современного экологического образования
За последнее десятилетие в Российской Федерации были предприняты активные усилия по развитию системы экологического образования, направленного на воспитание экологической культуры человека. В свете концепции устойчивого развития экологическое образование становится ведущим условием решения проблемы выживания человечества. Экологическое воспитание становится одной из важнейших задач формирования у учащихся чувства экологической ответственности.
В Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» в ст. 73 «Всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования» сказано, что в целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования. А в ст. 74 данного Закона сказано, что овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний.
Обязательность преподавания экологических знаний относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России. Таким образом, учащиеся уже со школьного возраста, в определенной степени, становятся носителями прав и обязанностей в области экологической политики нашего государства.
Экологическое воспитание, в основе которого – формирование экологической ответственности, должно быть этической нормой, пронизывающей все области знаний и деятельности человека. Поэтому экологическое образование и воспитание приобретает сегодня исключительную практическую значимость.
В первом десятилетии XXI века в образовании сложились предпосылки новой модели экологического образования. Требовался нормативный документ, который обеспечил бы социальный инструментарий реализации. Эту роль сегодня выполняет новый Федеральный государственный общеобразовательный стандарт общего образования. Современная Концепция современного общего экологического образования для устойчивого развития (РАО, 2010 г.) образования составлена в соответствии с Концепцией Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения и опирается на системно-деятельностный подход, на основные положения программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного воспитания, социализации воспитания, формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Соблюдается преемственность с концепциями общего экологического образования, разработанными в РАО в 1984, 1991 гг.; примерными программами общего образования нового поколения, разработанными на основе ФГОС; учитывает международные обязательства РФ по реализации идей образования для устойчивого развития. [ 22 с.1]
Идеология, на которой строится новый стандарт, не противоречит не только новой, социально-проблемной, модели экологического образования, но и задачам образования в интересах устойчивого развития, как политической стратегии образования на XXI век, обозначенной в ряде документов ООН (конференции в Рио-де-Жанейро, 1992; Йоханнесбурге, 2002; Декада ООН образования для устойчивого развития, 2005-2014 гг). Согласно этой стратегии, задача образования молодежи – научить ее учиться, общаться, сотрудничать и работать в команде, понимать себя, социализироваться.
Предусмотренный стандартом образовательный механизм позволил включить в его документы ряд задач экологического образования, которые становятся реально достижимыми, а именно: формирование «основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях, необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде», «основ экологической ... грамотности»; «экологического мышления, ценностного отношения к природе и жизни»; «целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем...»; «умений анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды»; «осознания главных особенностей и проблем взаимодействия природы и общества ..., подходов к устойчивому развитию территорий» (из задач примерных программ по базовым учебным предметам). Важно, что стандартом не только предусматривается механизм достижения этих задач, но и технологичные способы измерения их решения.
Модель современного экологического образования школьников и возможности нового ФГОС по ее практической реализации системно представлены в Концепции современного общего экологического образования для устойчивого развития (РАО, 2010 г.), а педагогические технологии ее реализации – в теоретических основаниях развивающего образования. Каждый педагог, приступающий к планированию реализации экологического образования в соответствии с требованиями ФГОС, должен изучить этот документ и овладеть технологией проектирования учебных задач. [ 22 с.3] Рассмотрим, как в новом Стандарте представлено экологическое образование, приоритетность которого неоднократно подчеркивалась в документах международного уровня. Согласно Концепции общего среднего экологического образования «Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде и здоровью».
Под экологическим образованием мы понимаем единство трех составляющих образовательного процесса:
- экологическое обучение (формирование экологических знаний, умений)
- экологическое воспитание (формирование и развитие положительных эмоционально-ценностных отношений к природе)
- экологическое развитие (развитие заложенных в человеке задатков, необходимых для оптимальных экологических отношений, в первую очередь речь идет о развитии экологического мышления). [ 35 с.3]
Результаты школьного экологического образования. Это:
- знания, умения, навыки;
- способность и готовность (к решению экологических проблем, снижению экологического риска и т.д.);
- характеристики поведения /действий/ деятельности (участие в улучшении окружающей среды, просветительской работе и т.д.); их опыт;
- мотивация (напр., заботы о сохранении качества окружающей среды);
- экологические ценности;
- экологическая ответственность;
- отношение к природе (субъект-субъектное);
- активная жизненная позиция;
- экологическая грамотность;
- экологическое мышление;
- экологическое сознание;
- экологическая компетентность;
- экологическая культура.