Введение
1.Формы социальной защиты детей,
1.1. Усыновление
1.2 Опека
1.3. Приемная семья
1.4. Учреждения для
1.5. Патронатное воспитание
2 . Основные гарантии социальной защиты
Заключение
Список использованных источников
Курсовая работа|Социальная работа
Авторство: gotovoe
Год: 2016 | Страниц: 30
Введение
1.Формы социальной защиты детей,
1.1. Усыновление
1.2 Опека
1.3. Приемная семья
1.4. Учреждения для
1.5. Патронатное воспитание
2 . Основные гарантии социальной защиты
Заключение
Список использованных источников
Актуальность исследования. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются родительского попечения в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности.
С середины XIX в. социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост «отказничества» наблюдается во многих странах мира, в том числе и в развитых (Франция, Италия и др.) В Российской Федерации социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), причем в 60% случаев они были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.1
Падение уровня жизни, увеличение числа неблагополучных семей, падение нравственных устоев привело к тому, что дети зачастую «вытесняются» на улицу, следствием чего является невиданный с послевоенного времени рост беспризорности. По некоторым подсчетам количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нашей стране составляет от 500 до 700 тыс., что по численности равно населению среднего города.2
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предметом исследования является нормативно-регламентированный процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель исследования - анализ основных направлений социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Задачами данной работы выступали:
рассмотреть усыновление (удочерение) ребенка;
изучить опеку (попечительство);
проанализировать институт приемной семьи;
рассмотреть учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей;
установить институт патронатного воспитания;
рассмотреть основные гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
изучить основные гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Методология исследования. Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический.
Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы регулирования опеки и попечительства, социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей.
Структура работы обусловлена целью и логикой исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список использованной литературы.
Усыновление (удочерение) ребенка – это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми.
Усыновление является одним из самых древних правовых институтов и существует во всех современных правовых системах, как наиболее оптимальная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В России в разные исторические периоды отношение к институту усыновления было неоднозначным, что выражалось в законодательном установлении ограничений и препятствий различного характера. В 1918 году он был отменен вообще, что объяснялось существовавшим тогда отрицательным отношением к семейным формам воспитания детей-сирот в целом. Однако спустя восемь лет Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926г.[1] институт усыновления был восстановлен. Сегодня усыновление является оптимальной формой воспитания и устройства ребенка, зафиксированной в Семейном Кодексе Российской Федерации[2], принятом в 1996 году (ст.124-144 гл. 19).
Основной социальной целью усыновления является создание детям, лишившимся попечения родителей, наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи. На первое место при усыновлении ставятся интересы ребенка. Поскольку при усыновлении ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям усыновителя, приобретает в лице усыновителей родителей и родную семью, следует исходить из общей посылки, что усыновление соответствует интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Под интересами детей при усыновлении следует понимать создание для них благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для воспитания и всестороннего развития (в физическом, психическом, духовном и ином отношении), максимально приближенных, если это необходимо и возможно, к обстановке, привычной для ребенка в утраченной им семье. Поэтому при усыновлении ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также возможность обеспечить усыновляемым детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
К интересам ребенка, которые обязательно должны быть соблюдены при усыновлении, могут быть отнесены самые разнообразные обстоятельства, влияющие на соблюдение его законных прав и интересов. В частности, при подаче заявления об усыновлении ребенка одинокой женщиной (одиноким мужчиной) целесообразно установить, соответствует ли интересам ребенка передача его в неполную семью, сможет ли заявительница (заявитель) по своему возрасту, состоянию здоровья, материальному положению осуществлять должное содержание и воспитание ребенка до достижения им совершеннолетия.
Именно в интересах детей не допускается усыновление разными лицами братьев и сестер.
Не вызывает сомнения, что легче процесс взаимной адаптации усыновленного и усыновителя происходит при усыновлении малолетнего ребенка. Иное дело, когда речь идет об усыновлении подростка, в воспитании и становлении личности которого возможны дополнительные трудности. По этой причине следует особенно внимательно рассматривать просьбы об усыновлении юношей и девушек четырнадцати-семнадцати лет лицами, ранее не участвовавшим в их воспитании или содержании, не проявлявшим о них заботы и внимания, выяснить истинные мотивы усыновления, соответствие его интересам усыновляемого юноши (девушки). Усыновление детей такого возраста не всегда может рассматриваться как «соответствующее интересам усыновляемого», поскольку усыновление налагает обязанности не только на усыновителей, но и в будущем на усыновленных детей, достигших совершеннолетия. Усыновленные четырнадцати-семнадцатилетние юноши и девушки, находящиеся на воспитании и содержании усыновителей непродолжительное время (один-три года), в дальнейшем будут обязаны осуществлять содержание и уход за нетрудоспособными, нуждающимися в помощи усыновителями и проявлять заботу о них. Усыновление подростков такого возраста может производится в тех случаях, когда усыновлению предшествовало их воспитание и содержание лицами, желающими быть усыновителями, или когда наличие между ними контактов и отношений свидетельствует о проявляемой заботе, взаимной привязанности, желании юридически оформить сложившиеся взаимоотношения.
Тщательное выяснение обстоятельств дела при решении вопроса о допустимости усыновления подростка – залог предотвращения усыновления его недобросовестными лицами в целях возложения на него спустя непродолжительное время обязательств по собственному содержанию или получению тех или иных льгот, предусмотренных законом. Необходимо установить, с какой целью производится усыновление подростка: заменить ему родную семью или получить, например, право пользоваться жилым помещением усыновленного, право получит пособие, пенсию, наследство, причитающееся усыновленному, и т.п.
Закон не содержит ограничений по усыновлению детей, страдающих каким-либо заболеванием. Усыновлены могут быть как здоровые, так и больные дети.
Предпочтение отдается усыновителям, являющимся гражданами РФ, а также родственникам ребенка (независимо от их гражданства и места жительства) перед усыновителями – иностранными гражданами
Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к своим родителям (родственникам). Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые согласно ст. 127 СК РФ, не имеют право на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоровья и т.д.) Разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должна быть не менее 16 лет, однако по причинам, признанным судом уважительными, она может сокращена. Для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, требуется его согласие, за исключением случаев, специально оговоренных законом.
Практика показывает, что, как правило, усыновляют детей в возрасте до 12 лет. Дети более старших возрастов остаются в интернатных учреждениях до выпуска.
Приступая к работе по усыновлению социальный работник должен получить полную информацию по следующим вопросам: готов ли ребенок психологически и социально к усыновлению; усыновляется ли он законным путем; дали ли кровные родители (когда это необходимо и когда это возможно) и сам ребенок согласие на усыновление сознательно и без нажима с чьей-либо стороны; если стоит вопрос о международном усыновлении, то дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка; существует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью.
Кроме того, необходимо уделить внимание и подготовке усыновителей, т.е. тщательно изучить психологическое, социальное, физическое и экономическое состояние, а также культурный уровень желающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения; следует определенно знать, отвечает ли план усыновления их желаниям и способствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию; помогать усыновителям сосредоточиться преимущественно на нуждах ребенка, нежели на своих собственных. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что передача осиротевшего ребенка в новую семью предполагает адаптационный период, длительность которого зависит от индивидуальных свойств ребенка и усыновителей (возраст, состояние здоровья, характерологические особенности); от подготовленности ребенка к изменениям в жизни, а родителей к особенностям детей (особенно тогда, когда усыновляют бездетные граждане). Важную роль играют семейный уклад, отношения, экономические возможности. И, наконец, необходимо заранее продумать решение судьбы ребенка в случае возможного неудачного усыновления.
Российская статистика фиксирует, что в последние годы практически отсутствует очередь желающих усыновить ребенка. В абсолютных цифрах количество усыновленных детей практически не растет. Так, если в 2012 году было усыновлено 14333 детей, то в 2013 году – 13187, а в 2014 году эта цифра составила 15183.[3]
Эта форма не особенно популярна среди россиян. На это есть множество причин: у значительной части воспитанников интернатных учреждений родители находятся в местах заключения и не лишены родительских прав, у многих пропали без вести, но судом этот факт не установлен, достаточно большой процент воспитанников – дети, имеющие братьев и сестер.
1 Социальная работа: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.С.217.
2 Работа с асоциальной семьей: сборник ст./ отв. редактор И.Осипова. – Владивосток, 2012. С. 8.
[1] Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 01.03.1926 "Об изменении Кодекса Законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве"//СУ РСФСР, 1926, N 13, ст. 101.
[2] Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)//Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
[3] Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности / Под ред. Г.М. Иващенко. - М.: «Мир», 2015. С.102.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!