Курсовая работа|Микроэкономика

Экономические и социологические подходы к изучению потребления

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 28

Введение

Глава 1. Различия экономического и социологического подходов к изучению потребления

Характеристики процесса потребления

Подходы к изучению потребления и различие моделей поведения потребителя в экономике и социологии

Основные социологические и экономические подходы к изучению потребления домохозяйства

Глава 2. Использование социологических концепций и предпосылок в экономических моделях потребления

2.1. Эффект присоединения к большинству,

2.2. Технологии потребления Ланкастера

2.3. Потребление общественных и бесплатных благ

Заключение

 

Завершающим актом хозяйственной деятельности является потребление. Чтобы дать полное определение понятию потребления можно сказать, что это использование товаров и услуг для удовлетворения текущих и перспективных потребностей пользователя. Если кто-то в своём разговоре заводит тему о потреблении, то, прежде всего, здесь сразу представляется потребительская функция домашних хозяйств.

Вместе с тем, потребляться могут не только потребительские (продукты питания, одежда) товары, но и инвестиционные (станки, оборудование, стройматериалы). Потребительские товары составляют примерно 2/3 из всех товаров, остальная 1/3 — инвестиционные. Их предназначение – это восполнять выбывающие реального капитала, то есть расходовать на производственное потребление.

Главным потребителем производимых благ являются домашние хозяйства, а инвестиционных товаров — предприятия, фирмы или организации.

Необходимо сказать, что определение потребления домашних хозяйств можно определяют достаточно точно. Но здесь возникают некоторые задачи трудного решения. Одна группа товаров, например продукты питания, напитки, различные услуги потребляются сразу. Другая группа, в которую входят товары длительного пользования — автомобили, мебель, жилища, — потребляются постепенно, в течение ряда лет. Другими словами эта группа потребляется по частям. Потребление такой группы товаров исчисляют не по полной их стоимости. Их исчисляют по стоимости того количества услуг, который предоставляют товары длительного пользования за тот или иной отрезок времени, например за год. Каждое хозяйство постоянно принимает решение о том, какую часть дохода израсходовать (потребить) сегодня, какую отложить на будущее — на случай непредвиденной ситуации, заболевания, инфляции, с целью накопить средства для приобретения дорогостоящей вещи.

Как мы выяснили, в основном потребляются ресурсы домашнего хозяйства. Они и будут рассматриваться в данной работе.

Цель курсовой работы – рассмотреть экономические и социологические подходы к изучению потребления.

Для достижения цели этой работы нужно поставить такие задачи как различия экономического и социологического подходов к изучению потребления, рассмотрение потребительского поведения как деятельности, характеристики процесса потребления, подходы к изучению потребления и различие моделей поведения потребителя в экономике и социологии, использование социологических концепций и предпосылок в экономических моделях потребления, эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса. Также необходимо рассмотреть технологии потребления и неполноту информации и проблемы оппортунистического поведения покупателей и продавцов.

В работе две главы, в каждой из них три подпункта, которые очень чётко раскрывают проблему данной курсовой. 

 

Глава 1. Различия экономического и социологического подходов к потреблению

  • Характеристики процесса потребления

Как было сказано выше, потребление – это использование полезных свойств того или иного блага или ресурса, сопряженное с удовлетворением личных потребностей человека и расходованием (уничтожением) стоимости данного блага.

Как у любого другого понятия, у потребления есть свои характеристики.

 Первое, что характеризует потребление это мотивированная деятельность, которая строго направлена на удовлетворение каких-либо потребностей или желаний.

Процесс потребления является объектом (вещь или услуга, т.е. то, что именно потребляется), который обладает определенным набором свойств (овеществление).

Так же потребление является субъектом, т.е. тот, кто именно потребляет со своими характеристиками. Более того, сам процесс имеет характеристики. Они отвечают запросам как, каким образом на основе каких механизмов сначала происходит выбор, а затем собственно потребление.

Изучением «потребления» занимается множество наук, в том числе и социология.

Можно смело заявить, что потребление является одним из социальных действий, так как именно объект потребления представляет собой результат труда самого человека или других людей, таким образом, отражая их отношения. Субъекту потребления, т.е. человеку необходимо вступать в отношения с другими людьми для того, чтобы иметь возможность что-то потребить.[1, c. 426]

  • Подходы к изучению потребления и различие моделей поведения потребителя в экономике и социологии.

Очень часто изучая потребление нужно анализировать субъект потребления, объект потребление и каковы его свойства, в каких количествах потребляется благо и каким образом и т.д.

Но у каждой науки свой подход к анализу изучения потребления. Экономисты  на вопрос « почему потребительский выбор различается?»  отвечают, что потребление – это достижение определенной цели при ограниченных ресурсах, у индивидов различаются цели и ресурсы.

 Асоциологи – желания и вкусы являются результатом группового взаимодействия.

В число ограничений входят социальные нормы. Здесь потребление представляет собой особую систему знаков.

 Отличается также подход к модели человека, а также вопросы, на которые пытается ответить наука или понятия, которые она использует. Между экономистами и социологами разница заключается вот в чём. Экономисты всегда будут оперировать понятиями «рынок», «предпочтение», «цена», «ресурс», «ставка процента», а социологи – «мотив», «норма», «социальный статус», «санкция», «роль» и т.д.

С точки зрения экономического подхода, потребление будет рассматриваться на двух уровнях.

Первым уровнем является микроуровень. Здесь задаётся вопрос: какой из двух наборов товаров и услуг выберет человек при данных вкусах, доходе, ценах?

Макроуровень является вторым уровнем. Для него характерен вопрос: как изменится объем потребления населения при росте банковской ставки процента?

При рамках социологического подхода будут уже использованы другие два вопроса.

Первый вопрос задается на уровне социальных групп: как влияет на потребление человека его социальный статус?

Второй вопрос на уровне общества в целом: что такое «общество массового потребления»?

Рассмотренные выше примеры показывают, что может быть несколько принципов классификации процесса потребления.

  1. По протяженности процесса во времени различают:
  • одномоментное;
  • растянутое во времени потребления.
  1. По числу пользователей потребление может быть:
  • индивидуальным;
  • групповым, поскольку есть блага, которые потребляются коллективно – например, такие, как театр, автобус, образование. Но смотреть спектакль или ехать в автобусе может и один человек, в то время как ряд благ немыслим, если ими не пользуются все люди - например, организация дорожного движения, принятие законов, охрана границ государства.
  1. По стоимости потребляемого блага выделяют:
  • платные блага, то есть потребление товаров (вещей и услуг, приобретенных за деньги),
  • бесплатные блага, то есть потребление не купленных товаров и услуг, а тех благ, которые или произведены самими людьми (например, выращенных на собственном огороде овощей), или предоставляются им бесплатно (например, образование или медицинские услуги, хотя фактически они оплачиваются средствами бюджета, а значит, налогов самих потребителей), или общедоступны (например, воздух, лес, река). Абсолютно бесплатных и общедоступных благ очень мало, как правило, это такие природные ресурсы, как воздух, солнечный свет и т.д.
  1. По субъекту потребления можно выделить:
  • личное потребление (индивидов, домохозяйств);
  • производственное потребление (предприятий, организаций).

Естественно, на предприятиях тоже работают люди. Но использование, например, металла, для производства труб не удовлетворяет никаких личных потребностей работников.[2, 570c.]

  • Основные социологические и экономические подходы к изучению потребления домохозяйства

Изучение домохозяйства в России в последнее время очень актуально. Это видно из появления многочисленных исследований как теоретических, так и эмпирических на эту тему. Главным основанием подобной заинтересованности является трансформация РФ к рыночным отношениям, с одной стороны, и большое число исследования по вопросам домохозяйства в государствах с образовавшейся рыночной экономикой, с иной стороны.

Можно понять пристальное внимание западных ученых к изучению домохозяйства. Маркетинговый подход к сбыту продукции предполагает, прежде всего, производить то, что продается, но также иметь возможность формировать заранее потребности потребителя в товаре. Обычный покупатель, невзирая на угрожающие для семьи прогрессивные направленности, это все-таки потребитель семейный, заключенный в хозяйство, где создаются некие модификации действия, применение которых уместно при построении рекламных стратегий.

В работах западных учёных часто встречается мнение, что методологические корни изучения хозяйства необходимо искать в России. Первыми, кто стал анализировать семейное хозяйство и выделять закономерности его жизнедеятельности, был русский ученый А.В. Чаянов, который исследовал крестьянские семьи с точки зрения ведения ими домашнего хозяйства. Его исследования показали, что внутри семьи экономическая деятельность имеет свою специфику и отличается от экономической деятельности в организации.

 

1.Микроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей  вузов/ под ред. М.И. Плотницкого. Мн. : Новое знание,2002., 600c.

 2.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов по экономическим специальностям. 2-ое изд. М.: НОРМА-ИНФА-М,2001, 800с.

3.Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: учебник/ под общ. Ред. А.В.Сидоровича; МГУ имени М.В. Ломоносова. М. : Дело и Сервис, 200, 700с.

4.Экономическая теория / под ред. В.Л. Клюни, И.В. Новиковой. Мн.: Тетрасистемс, 2003.650c.

5.Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика: учебник для вузов. М.: Юрайт-Издат, 2003.374с.

6.Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика/ Под ред. В.М. Гальперина. В 2 т. СПб., 2000, 480c.

7.Долан Э.Дж., Линдсей Д.Э. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992, 340c.

3.Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. 2-е изд. М., 1999, 450c.

8.Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ: Учебно-практическое пособие. 2-е изд. М.,2000, 760c.

9Лемешевский И.М. Микроэкономическая теория национальной экономомики. Учеб. пособие. В 3-х частях. Ч.2. Мн., 1994, 600c.

10.Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., 1992, 300c.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Микроэкономика
2015 год 31 стр.
Курсовая работа на тему: «Общественные блага»
Telesammit
Курсовая работа Микроэкономика
2017 год 32 стр.
Курсовая Предложение и цена. Функция предложения
Telesammit
Курсовая работа Микроэкономика
2014 год 29 стр.
Курсовая Экономический кризис: причины, виды, пути преодоления
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское