ВВЕДЕНИЕ
1. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
1.1Общая характеристика монополии: возникновение, сущность, цели
2.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ ДЛЯ РОССИИ
2.1 Отраслевое распределение субъектов естественных монополий в экономике России
2.2 Влияние естественных монополий на основные макроэкономические и социальные показатели развития России
2.3 Перспективы развития и трансформации субъектов естественных монополий в экономике России
3.МОНОПОЛИЯ В РОССИИ, ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы курсовой работы
Одной из важнейших предпосылок экономического, социального и политического развития является наличие свободной конкуренции в обществе. Необходимость конкуренции доказана всем ходом исторического развития мирового сообщества, но особенно явно проявилась в XX веке. Противоположностью свободной конкуренции является монополизация экономической жизни, ведущая к застою в хозяйственном развитии, деградации в социальной сфере, тоталитаризму в политике. Все попытки создать эффективную монополистическую систему (как правило, носящую государственно-монополистический характер) в рамках одной страны имели исторически ограниченный характер и в сравнительно короткие сроки показали свою несостоятельность.
Отечественный и зарубежный опыт общественного развития продемонстрировали необходимость воздействия государства на экономические процессы для согласования интересов всех участников с целью поиска наиболее оптимальных путей прогресса общества. В части ограничения монополистической деятельности и обеспечения конкуренции это воздействие выражается в антимонопольной политике.
Под антимонопольной политикой в современной научной литературе понимается комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке. Это понятие включает также адвокатирование конкуренции - то есть пропаганду и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.
Для понимания антимонопольной политики современного Российского государства и перспектив ее дальнейшего развития важно исследовать процессы, происходившие в антимонопольной политике в 1990-х годах - в период ее возникновения, становления и развития.
Масштабность трансформации российской политической системы привела к смене политического режима, правящих элит, формированию многопартийной системы и определению новых направлений и приоритетов государственной политики. Одним из таких направлений стала политика содействия конкуренции и антимонопольное регулирование хозяйственных процессов вошли в число приоритетных направлений экономической политики страны.
В трех последних посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации отмечалась важность развития конкуренции. В частности, в Послании 2006 года В.В.Путин подчеркнул: «... если мы не устраним некоторые проблемы, должного уровня экономической свободы, если не создадим равные условия конкуренции и не укрепим право собственности, то поставленные в сфере экономики задачи вряд ли удастся решить в заявленные сроки».
В настоящее время в развитых странах создана разветвленная законодательная и институциональная база регулирования конкурентных отношений. Законы о конкуренции приняты почти в ста странах мира, постоянно проводится работа по совершенствованию правил конкуренции, гармонизации законодательной базы и повышению эффективности реализации конкурентной политики. 21 июля 2006 г. Президентом РФ подписан Федеральный Закон «О защите конкуренции», который явился правовой формой выражения политики государства в этом направлении, обобщил сложившуюся практику антимонопольного регулирования в Российской Федерации и зарубежный опыт.
Цель курсовой работы - исследование эффективности антимонопольной политики государства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
-дать понятие сущности монополии и необходимости регулирования монопольного рынка;
-рассмотреть причины возникновения и формы монополии;
-изучить возникновение антимонопольной политики;
-изучить сущность антимонопольной политики в РФ;
-дать понятие содержания антимонопольной политики;
-изучить регулирование монополий в России;
Объектом исследования является антимонопольная политика.
Предмет исследования - деятельность, направленная на антимонопольное регулирование.
Структура работы: Работа состоит из введения из трех глав, заключения и списка литературы.
1. Антимонопольная политика в России и ее особенности
1.1Общая характеристика монополии: возникновение, сущность, цели
Ситуация монополий достигает основательной древности. Монополистические направленности в различных формах и в неодинаковой ступени появляются на всех шагах становления рыночных действий и сопровождают их. Хотя их новая история наступает с последней трети XIX столетия (особо в период финансового упадка 1873 г.). Взаимосвязанность явлений - упадка и монополий - предписывает на 1 из обстоятельств монополизации, а непосредственно: попытку почти всех компаний сыскать спасение от кризисных колебаний в монополистической практике. Ненароком монополии в старой экономической литературе возымели заглавие «детей кризиса». На процесс усиления монополизации экономики первыми направили внимание представители германской исторической школы, но даже это не случайно, потому что конкретно они в собственных изысканиях устроили упор на описание отдельных финансовых действий, собирание практического материала. Данную стадию становления капитализма они именовали империализмом (imperium - лат. - власть) сообразно с действием формирования государств прошлого - римской, персидской и других. Есть 2 метода образования монополий: средством капитализации выгоды или же методом слияний и поглощений. За последний месяц отмечается значительное преобладание заключительного приема. Способы сосредоточения и централизации капитала, применявшиеся в XIX веке, не гарантировали необходимого концентрации капитала для успешного глобального производства. Сосредоточение производства, существо свежих основных заводов и фабрик настоятельно просили внезапного расширения рамок капиталистической принадлежности. Прием этого стремительного расширения объемов капиталистической принадлежности, оказавшейся под единичным контролированием, существовал издавна, хотя только под воздействием стремительного подъема производительных сил они возымели обширное распространение и главное значение. Данное, для начала, акционерная форма организации капиталистических фирм. Монополии были замечены и в Рф, хотя их становление было своего рода.1-ые монополии возникли в 80 - х годах XIX века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). [5;78
]Своеобразие становления содержалось в конкретном вмешательстве муниципальных органов в творение и работа монополий в секторах экономики, обеспечивающих дела казенного хозяйства, или же имевших отличительное значение в его системе (металлургия, автотранспорт, машиностроение, нефтяная и сладкая индустрию). Такое положение вещей способствовало раннему происхождению государственно-монополистических веяний. В 80 - 90-х годах XIX века работало не ниже 50 разных союзов и согласований в индустрии и на аква транспорте. Монополистическая сосредоточение происходила и в банковском деле. Ускоряющее действие на процесс монополизации сделал заграничный капитал. До начала XX века роль монополии в экономике была не слишком большая. Главное действие на их становление сделал экономически упадок 1900 - 1903 гг. Монополии помаленьку охватили главнейшие сектору экономики индустрии и наиболее часто образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Появлялись и соединения трестовского вида (товарищество «Бр Нобель», неточный трест и др.). Недоступность законодательных и административных общепризнанных мерок, регулирующих порядок работы монополий делало вероятным применение против их государством законодательства, де-юре воспрещавшего работа монополий. Такое положение вещей способствовало распространению официально не зарегистрированных монополий, часть которых, но, работала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаровоз», военно-промышленные монополии). Незаконное положение делало неудобства (лимитирование платной и юридической работы) и в следствии этого они рвались к правовой легализации, используя допустимые формы промышленных соединений. Почти все большие синдикаты - «Продмед», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Лседь», «Проволка», «РОСТ» и другие. - по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и работа которых определялись специальными, внегласным контрагентскими уговорами. Во время промышленного роста «1910 - 1914 годов " происходил дальнейший рост монополий.Количество торговых и промышленных картелей и синдикатов равняется 150-200. Немного 10-ов их было на транспорте. В банковские монополии перевоплотился почти все наикрупнейшие банки, вторжение которых в индустрию вместе с действиями и комбинирование производства, содействовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.д. Монополии были ликвидированы в следствии Октябрьской революции, в процессе национализации индустрии и банков. Советское правительство отчасти употребляло учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы, связанные с ними.[9;42]
Сущность монополии
Монополия (от моно - один и греч. poleo - реализация) исключительное право в конкретной области, страны, организации, компании. Монополия - большие хозяйственные соединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и пр.), оказавшиеся в приватной принадлежности (личной, массовый или же акционерной) и контролирующие над секторами экономики, базарами и экономикой на базе высочайшей ступени сосредоточения производства и денег имея цель установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Первенство в экономике служит основой того воздействия, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны. В случае если мы направили внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то данное отдельные солидные компании, соединения фирм, домашние товарищества, которые изготавливают существенное число продукции конкретного вида, в связи с чем занимают доминирующее положение на базаре; получают вероятность влиять на процесс ценообразования, добиваясь более интересныхдля себя цен; получают наиболее высочайшие (монопольные) выгоды. А значит, основным показателем монопольного образования (монополии) считается занятие монопольного положения. Заключительнее ориентируется, как доминирующее положение коммерсанта, которое выделяет ему вероятность без помощи других или же совместно с иными коммерсантами ограничивать конкурентную борьбу на базаре особого продукта. Отличительными чертами монополии считаются последующие:[6]
- Отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги.
- Из первого признака вытекает, что покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него. То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет большое значение для рекламы. Впрочем, монополисту часто нет нужды использовать рекламу.
- В условиях монополизированного производства производитель диктует цену и имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта.
- Существование монополии предполагает наличие барьеров для появления в отрасли аналогичных производств, создаваемых другими производителями. Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими. При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» - один, «полио» - продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма-производитель товаров, не имеющих субститутов.
Значит, применение термина «монополия», а тем паче «незапятнанная монополия» считается абстракцией. В том числе и абсолютное неимение соперников снутри державы не отметает их присутствие за границей. В следствии этого возможно предположить чистую, безоговорочную монополию быстрее теоретически. Для незапятнанной монополии отличительно присутствие не более чем одной компании, производящей продукт, ближайших заменителей коему нет, то есть оригинальный продукт. Компания воплотит в жизнь веский контроль над стоимостью собственного продукта. Регулируя стоимость изменением предложения продукта, фирма делает всё, чтобы не допустить новую фирму в отрасль своей деятельности, т.е. блокирует свою отрасль.[7;89]
Коммерческая реклама продукта практически не исполняется. Не стоит отождествлять чистую монополию и монопольную (рыночную) власть. Заключительное значит вероятность для компании влиять на стоимость и увеличивать финансовую прибыль, сдерживая размер производства и сбыта. Как скоро заявляют о ступенях монополии базара, обыкновенно подразумевают мощь рыночной власти отдельных компаний, находящихся там на данном базаре. Как проявляет себя монополист на рыке? Он всецело осуществляет контроль весь размер выпуска продукта; в случае если он берет на себя решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции.
Потому что фирма-монополист, аналогично как и каждая иная компания, рвется к получению высочайшей выгоды, в процессе принятия решения о стоимости реализации она принимает во внимание рыночный спрос и собственные потери. Т.к. монополист считается единственным изготовителем этой продукции, кривая спроса на его продукцию станет быть схожим с кривой рыночного спроса, а кривая максимального заработка лежит ниже её. Данное случается, по следующим причинам монополист - единый изготовитель продукции на базаре и адепт всему сектору экономики, он,снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать её на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую.
Стоимость и максимальный достаток фирмы-монополиста: D - спрос; MR - максимальный достаток. Разница меж стоимостью и максимальным заработком находится в зависимости от гибкости спроса на продукцию компании: нежели наиболее гибок спрос, тем менее вероятностей получения добавочной выгоды, менее рыночная власть компании. Текстура базара, ступень его монополизации обязаны предусматриваться компанией в момент выбора стратегии работы. Для формирующегося базара Рф отличительна высокомонополизированная текстура, поддерживаемая созданиемв последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение себе «спокойного существования».[10;27]