Юридическое лицо по российскому законодательству - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.Понятие юридического лица во всех государствах мира, включая РФ, обычно раскрывается путем перечисления признаков юридического лица, которые в сумме позволяют выступать ему в качестве самостоятельного субъекта права в гражданских правоотношениях. Перечень данных признаков в различных странах мира примерно один и тот же. Это независимое существование юридического лица от членов, входящих в состав организации, называемой юридическим лицом, право собственности или иное вещное право на имущество, внесенное его членами или учредителями при его образовании, а также созданное и приобретенное в процессе его деятельности право на заключение сделок и совершение других юридических действий, не запрещенных законом, самостоятельная имущественная ответственность по сделкам и деликтам, выступление от своего собственного имени перед третьими лицами при защите своих прав в правоохранительных органах. Различие состоит лишь в том, что в одних государствах указанные признаки формируют легальное определение понятия юридического лица, даваемое в законе. По этому пути, например, развивается законодательство РФ.
Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают и прекращаются одновременно в момент государственной регистрации при его создании или ликвидации.
Юридические лица подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Актуальность данной темы заключается в том, что юридическое лицо - субъект права, специально создаваемый для участия в гражданском обороте. Поскольку основными характеристиками участников гражданских правоотношений являются их имущественная независимость организационная самостоятельность и выступление в обороте от собственного имени, именно эти цели достигаются при создании юридического лица.
Предмет работы - понятие, признаки и сущность юридического лица.
Цель работы - рассмотрение и раскрытие вопроса о понятии, признаках и сущности юридического лица.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• дать понятие и признаки юридического лица:
• рассмотреть правоспособность и дееспособность юридического лица;
• раскрыть сущность и конституционно-правовое положение юридического лица.
Методологическую основу работы составляют общенаучные методы (сравнительный, системный) и частнонаучные методы (исторический).Нормативная основа работы представлена важнейшими нормативно-правовыми актами по рассматриваемой проблеме: Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г.; Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ и др.
Теоретическую основу курсовой работы составляют работы таких авторов как Суханов Е. А., Абова Т.Е., Кузьмн А.Г., Лихачев Г.Д., Сумской Д.А., Ершова И.В., Иванова Г.М., Т.А. Гусева, Н.В. Ларина, Е.П. Губина, П.Г. Лахно, Беляева О.А., Зенин И.А., Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. и др.
Данная работа состоит из введения, основной части из двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты юридических лиц
1.1. Понятие и сущность юридического лица
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных
документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде[1].
юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно, в момент его государственной регистрации У граждан же дееспособность, как известно, возникает лишь с достижением определенного возраста, а иногда зависит и от состояния здоровья человека. Прекращаются они также одновременно - в момент завершения ликвидации юридического лица путем внесения соответствующий записи об этом в государственный реестр юридических лиц.
Правоспособность юридических лиц может быть как универсальной (общей), дающей им возможность участвовать в любых гражданских правоотношениях, так и специальной (ограниченной – например, унитарные предприятия - несобственники (поскольку они создаются собственниками для строго определенных целей), предполагающей их участие лишь в определенном, ограниченном круге таких правоотношений. Правоспособность граждан всегда является общей, ибо гражданин обладает признанной законом возможностью иметь любые имущественные и личные неимущественные права. Правоспособность юридических лиц предполагается ограниченной (целевой), ибо юридическое лицо по общему правилу может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют определенным законом и (или) учредительными документами целям его деятельности, и соответственно может нести лишь связанные с этой деятельностью обязанности.
учредители коммерческой организации вправе установить перечень видов деятельности, которыми только и может заниматься создаваемое ими юридическое лицо, или прямо исключить для него возможность осуществления отдельных видов деятельности. Такое «самоограничение» правоспособности будет иметь силу и для третьих лиц - других участников оборота, но лишь в том случае, когда они знали или должны были знать о нем[2].
К числу таких признаков относятся (п. 1 ст. 48 ГК РФ): организационное единство; имущественная обособленность;
самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам;
выступление в гражданском обороте и при разрешении споров в судах от собственного имени. Обычно называются такие признаки, как:
1) независимость существования юридического лица от существования входящих в его состав участников;
2) самостоятельность воли юридического лица, не совпадающей с волей его участников;
3) наличие собственного имущества, обособленного от имущества его участников;
4) самостоятельная ответственность по долгам;
5) совершение от своего имени гражданско-правовых сделок;
6) возможность искать и отвечать в суде от собственного имени
Нельзя игнорировать и положения гражданского закона: законодатель совершенно четко и недвусмысленно в качестве одного из признаков юридической самостоятельности организации называет способность быть истцом и ответчиком в суде. На наш взгляд, способность юридического лица быть истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции, арбитражном или третейском судах действительно является необходимым элементом конструкции организации, поскольку имеет немаловажное значение для определения ее юридической самостоятельности.
Установление юридической личности организации иногда вызывает затруднение. Так, достаточно сложно определение юридической самостоятельности войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации. Связано это с тем, что статус этих воинских образований на законодательном уровне не определен до настоящего времени. Именно поэтому практика арбитражных судов достаточно противоречива: так, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа привлекает войсковые части в качестве стороны по делу только при наличии у них всей совокупности обязательных признаков юридического лица, установленных соответствующей статьей ГК РФ; в отдельных случаях по делам с участием войсковых частей в качестве надлежащих ответчиков арбитражный суд Хабаровского края привлекает Минобороны России, в других ситуациях тот же суд, рассматривая дела с участием войсковых частей, признает их надлежащими сторонами. Противоречия в практике арбитражных судов сложно объяснить. Вместе с тем можно предположить, что в тех делах, где войсковая часть отвечает по своим обязательствам, вытекающим из гражданских, природоохранных и тому подобных отношений, суд, как правило, привлекает Министерство обороны, исходя из того, что войсковая часть, по общему правилу, государственное учреждение, которое финансируется из федерального бюджета, имеет свои специфические цели, далекие от предпринимательства. В то же время войсковая часть не может быть исключена из гражданского оборота.
Кроме того, к сожалению, деятельность любой войсковой части порой связана с тем, что она причиняет вред окружающей среде, а это влечет установленную законом ответственность. Именно в таких случаях арбитражный суд в качестве ответчика привлекает не только войсковую часть, но и Министерство обороны РФ, хотя первый ответчик — войсковая часть. Так, прокурор Хабаровского края обратился с иском в защиту государственных и общественных интересов к войсковой части 50233 о взыскании 561215 рублей в возмещение вреда, причиненного войсковой частью окружающей среде в результате ненадлежащего хранения горюче-смазочных материалов. Войсковая часть 50233 располагалась недалеко от акватории реки Амур. Принадлежащие ей емкости для хранения горюче-смазочных материалов были сооружены в 30-40 годах и пришли в негодность, поэтому хранящиеся в них материалы протекали в почву, а также растекались по акватории реки Амур. Этим был причинен вред окружающей природе на сумму 561215 рублей. Надлежащим ответчиком по этому иску суд определил Министерство обороны РФ[3].
Представляется, что суд необоснованно при разрешении данного иска в качестве надлежащего ответчика привлек Министерство обороны Российской Федерации. Конечно, войсковая часть, не имея определенного правового статуса, а также необходимых денежных средств, не смогла бы возместить причиненный ею вред, но и Министерство обороны РФ — это юридическое лицо-учреждение, являющееся государственным органом, который в соответствии со ст. 125 ГК РФ действует от имени Российской Федерации, может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Надлежащий ответчик по таким делам - Российская Федерация (публично-правовое образование, субъект гражданского права). В других случаях арбитражный суд не производит замену войсковых частей (ответчиков по делу) ни Министерством обороны РФ, ни другим государственным органом. Примером этому могут служить дела, возникающие из налоговых правоотношений. Войсковая часть в качестве налогоплательщика состоит на учете в налоговом органе. Налоговый кодекс устанавливает, что участниками налоговых правоотношений, то есть налогоплательщиками или налоговыми агентами, являются в том числе организации, на которые законом возложены обязанности уплачивать налоги и сборы или исчислять, удерживать и перечислять их в бюджет.
При рассмотрении дел, возникающих из налоговых правоотношений, с участием войсковых частей и арбитражный суд должен установить, является ли конкретная войсковая часть налогоплательщиком или налоговым агентом. От этого обстоятельства зависит разрешение вопроса о том, кто будет ответчиком по такому делу. Если войсковая часть должна уплачивать или перечислять налоги и сборы, то как налогоплательщик или налоговый агент она должна быть юридическим лицом, соответственно являться ответчиком
[1] Гуреев С.А. К вопросу о субъектах международного права // Российский ежегодник международного права, 2011. - СПб.: Россия-Нева, 2001. С. 320-325.
[2] Бурьянов В.В. Личный закон юридического лица в российском законодательстве // Журнал российского права. 2014. № 5. С. 143-146.
[3] Бурьянов В.В. Личный закон юридического лица в российском законодательстве // Журнал российского права. 2014. № 5. С. 143-146.