Курсовая работа|Административное право

Юридический состав административного правонарушения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 29

Введение

Глава 1. Понятие и признаки административного правонарушения

1.1. Понятие административного правонарушения

Глава 2. Юридический состав административного правонарушения

2.1. Объект административного правонарушения

2.2. Объективная сторона административного правонарушения 

2.3. Субъект административного правонарушения

2.4. Субъективная сторона административного правонарушения 

Заключение

Список использованной литературы

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – Кодекс) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из вышеуказанного, административное правонарушение характеризует ряд правовых признаков.

Во-первых, это деяние, т. е. объективно выраженное действие или бездействие (а не какие-либо желания, умозаключения и т.д.).

Во-вторых, это деяние, посягающее на любой из пяти общих родовых объектов (государственный порядок; общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления).

В-третьих, это виновное деяние. Ч. 1 ст. 1.2 КоАП РФ непосредственно указывает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а ч. 3 ст. 26.1. - что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

В-четвертых, это противоправное деяние, т.е. противоречащее каким-либо правовым предписаниям.

В-пятых, это деяние, за совершение которого действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.

Наличие состава правонарушения является необходимым основанием для всех видов юридической ответственности. При этом признаки состава правонарушения, прежде всего в публично-правовой сфере, как и содержание конкретных составов правонарушений должны согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами юридической ответственности. Под составом административного правонарушения понимается установленная законом совокупность признаков, при наличии которых соответствующее деяние считается административным правонарушением.

Исходя из общетеоретических положений административное правонарушение с точки зрения его состава включает в себя объект правонарушения (общественные отношения в той или иной области, на нормальное развитие которых посягает правонарушение), объективную сторону (конкретные деяния, выразившиеся в нарушении установленных правил), субъект правонарушения (лицо) и субъективную сторону (отношение лица к совершенному им деянию, т.е. вину в форме умысла или неосторожности). Соответственно, отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, т. е. согласно п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

       

  Глава 1. Понятие и признаки административного правонарушения

1.1.      Понятие административного правонарушения

  Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность[1].

При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и другими нормативными актами, наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Понятие административного правонарушения охватывает ряд признаков. Во-первых, это деяние, то есть действие или бездействие, во-вторых, противоправное, в-третьих, виновное, в-четвертых, наказуемое деяние.

Административное правонарушение как деяние представляет собой единство физического и психического, то есть это осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП РФ. Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному.

Бездействие - это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей (например, уклонение от подачи декларации о доходах, неисполнение предписаний федерального антимонопольного органа, невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей).

Административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права общественные отношения. Противоправность деяния заключается в нарушении или невыполнении юридическим лицом, должностным лицом или гражданином установленных правил, норм, стандартов и требований. При этом противоправное деяние не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности обычно достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований, предписанных правовой нормой, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний, то есть создания угрозы тем или иным общественным отношениям.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы не только административного, но и ряда других отраслей права, например конституционного, гражданского, финансового, налогового, таможенного, земельного, экологического, трудового. Главное здесь состоит в том, что соблюдение этих норм права охраняется мерами административной ответственности.[2]

Таким образом, меры административного наказания могут быть применены лишь в том случае, если конкретное деяние предусмотрено нормой права. Иными словами, деяние, не являющееся противоправным (направленным против права), нельзя квалифицировать как административное правонарушение, и оно не может повлечь административную ответственность.

Административным правонарушением является виновное действие либо бездействие, то есть деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего (или бездействующего) лица.

При совершении административного проступка вина может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности. Вина - это психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному действию или бездействию, его последствиям в форме умысла либо неосторожности. Наличие вины правонарушителя (физического или юридического лица) в той или иной форме является необходимым признаком административного правонарушения.

Важный признак административного правонарушения - его административная наказуемость. Конкретное действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признак административной наказуемости тесно связан с юридическими последствиями применения мер административной ответственности. Их суть состоит в том, что применение к правонарушителю административного наказания влечет для него состояние административной наказанности; в его правовой статус включается элемент, характеризующий новое правовое положение личности.

Статьей 4.6 КоАП РФ[3] установлено, что состояние административной наказанности, как правило, если иное не установлено законом, продолжается в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания и аннулируется по его истечении автоматически, то есть без особого решения или санкционирования какого-либо государственного органа или должностного лица. Лицо после истечения этого срока считается не подвергнутым административному наказанию.

Повторное совершение административного правонарушения в состоянии административной наказанности до истечения сроков давности привлечения к ответственности, установленных действующим законодательством, может повлечь назначение более сурового административного наказания, как правило, крупных штрафных санкций и даже административного ареста.

Административное правонарушение имеет определенные общие черты с преступлением, поскольку нередко объекты посягательства у них совпадают и по сути дела различаются по тяжести последствий для здоровья и жизни человека и размерам причиненного противоправным деянием ущерба. Сравнение многих составов уголовных преступлений и административных правонарушений подтверждает этот вывод. Законодатель в качестве основного признака уголовного преступления ввел критерий его общественной опасности (ст. 14 УК РФ) и разделил все преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности на четыре категории (ст. 15 УК РФ). В связи с этим представляется, что сам критерий "общественная опасность" может быть отнесен только к преступным деяниям. Видимо, поэтому в комментируемой статье при определении понятия "административное правонарушение" (как и в КоАП РСФСР) не указывается на общественную опасность действия (бездействия), признаваемых административными правонарушениями.

[1] Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.: ЗЕРЦАЛО, 2004. С. 240.

[2] Борисов А. Н. Административные правонарушения. - Система ГАРАНТ, 2005 г. C. 48.

[3] Кодекс РФ об административных правонарушениях. ФЗ от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ // «Российская газета». №256. 31.12.2001г.

  1. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.: ЗЕРЦАЛО, 2004. С. 240.
  2. Борисов А. Н. Административные правонарушения. - Система ГАРАНТ, 2005 г. C. 48.
  3. Кодекс РФ об административных правонарушениях. ФЗ от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ // «Российская газета». №256. 31.12.2001г.
  4. Черкаев Д. И. Административная ответственность юридических лиц // Законодательство. 2001. № 11. C.13.
  5. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Под ред. Ю. М. Козлова. – «Юристъ», 2008 г. C. 34.
  6.  Борисов А. Н. Административные правонарушения. - Система ГАРАНТ, 2005 г. C. 56.
  7. Четвериков В. С. Административное право: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. С. 114.
  8. Пархачева М. А., Каминская Н. Л., Шеленков С. Н. Контрольно-кассовая техника: новый порядок применения. - Система ГАРАНТ, 2003 г. С. 56.
  9. Кизилов В. В. Административная ответственность организаций-налогоплательщиков за налоговые правонарушения: теория и судебная практика. - "Издательство Саратовского университета", 2005 г. С. 32.
  10. Черкаев Д. И. Административная ответственность юридических лиц // Законодательство. 2001. № 11. C.14.
  11. Кизилов В. В. Административная ответственность организаций-налогоплательщиков за налоговые правонарушения: теория и судебная практика. - "Издательство Саратовского университета", 2005 г. С. 32.
  12. Борисов А.Н. Административные правонарушения. - Система ГАРАНТ, 2005 г.
  13. Черкаев Д. И. Административная ответственность юридических лиц // Законодательство. 2001. № 11. C.16.
  14. Четвериков В. С. Административное право: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. С. 112.
  15. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2008. – 640 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Административное право
2016 год 32 стр.
Курсовая Нормы административного права: понятие, особенности реализации
Telesammit
Курсовая работа Административное право
2014 год 25 стр.
Курсовая Производство по делам об административных правонарушениях
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское