Актуальность темы исследования. Проблемы свободной торговли и протекционизма - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. В основе глобализации современной международной торговли внешне лежит международный обмен товарами и услугами. В последние десятилетия темпы расширения внешней торговли значительно обгоняют рост производства и валового внутреннего продукта (ВВП) как отдельных стран, так и мира в целом.
Удешевление транспортировки товаров, издержек по сбору и распространению информации, уменьшение торговых, финансовых и иных барьеров и связанные с этим возможности расширения коммерческой деятельности до глобальных масштабов стали ключевыми движущими силами интернационализации бизнеса, которая, в свою очередь, привела к изменениям в географической и товарной структуре внешней торговли.
Объект исследования - Проблемы свободной торговли и протекционизма.
Предметом настоящего исследования, является протекционизм и свободная торговля, ее определение, основы политики, преимущества и недостатки регулирования международной торговли.
Цель данного исследования - рассмотрение общей характеристики протекционизма и свободной торговли, экономические преимущества, и недостатки регулирования международной торговли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать понятие определению международной торговли и ее свободы;
- основы политики протекционизма;
- описать свободную торговлю ее развитие и проблемы;
- рассмотреть преимущества и недостатки протекционизма.
Методы исследования - В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования.
Структура исследования. Состоит из введения, двух глав, четырех подглав, заключения и списка литературы.
- Общая характеристика протекционизма и свободной торговли
1.1 Определение международной торговли и ее свобода
Государство всегда проводит либо протекционистскую политику, либо политику свободной торговли (фритредерство). Протекционизм - это политика государства, имеющая своей целью защиту национальной промышленности от конкуренции.
В защиту протекционизма выдвигаются следующие аргументы:
- аргумент о молодости отрасли. Страна прибегает к протекционизму, когда она рассчитывает на появление потенциального сравнительного преимущества в промышленности, еще не установившегося из-за молодости данной отрасли, нехватки опыта, ограниченности объема производства и отсутствия экономии на масштабе;
- аргумент о стареющей отрасли. Обратный предыдущему аргумент выдвигается для временной защиты старых отраслей или товаров, по которым страна утрачивает сравнительное преимущество. Чтобы облегчить перераспределение факторов производства в другие конкурентоспособные сектора, чего невозможно добиться мгновенно, государство временно защищает старые отрасли от иностранной конкуренции (обычно это производство стали, текстиля, судостроение);
-аргумент о налоговых сборах. Поскольку пошлина является налогом, она порождает доход (за исключением запретительных пошлин, которые не дают никаких поступлений, так как прекращают всякий импорт). Страна должна обеспечить, чтобы общественные издержки взимания пошлин не превышали издержек внутренних налогов;
- аргумент о перераспределении доходов. Таможенные пошлины защищают доходы от фактора производства, относительно редкого в данной стране, и снижают доход от избыточного фактора. Или же они защищают стоимость специфического фактора данного сектора, который больше не является сравнительным преимуществом (например, аграрный доход);
- аргумент занятости. Иногда введение таможенных пошлин оправдывается тем фактом, что они защищают отечественную рабочую силу от иностранной конкуренции.
Такое стремление защищать отрасль иногда равнозначно попытке специализироваться на выпуске товара, по которому страна абсолютно неконкурентоспособна. Теория и практика показывают, что число сохраненных рабочих мест крайне ограниченно и каждое сохраненное рабочее место очень дорого обходится обществу;
- аргумент о торговом балансе. Повышая цены на импортируемые товары, пошлина, в принципе, должна сокращать их ввоз, и потребление импортных товаров уменьшается в пользу национальных.
Замена первых на вторые зависит от эластичности спроса на импортные товары, реакции спроса на изменение цен на импорт, которая будет тем слабее, чем меньше существует заменителей импортной продукции. Если предположение о сокращении импорта оправданно, то пошлина улучшает торговый баланс;
- аргумент независимости от других стран выдвигается в области энергетики или в области импорта технологий;
- аргумент национальной обороны. В. настоящее время действуют также различные запреты на импорт или экспорт товаров, связанных с национальной обороной;
- аргумент о стратегическом преимуществе учитывает возможность изменения сравнительных преимуществ и получения стратегических преимуществ. Современный анализ несовершенной конкуренции показывает, что субсидии, дающие первоначальное преимущество неконкурентоспособным фирмам, могут привести к изменению соотношения сил на мировом рынке и обеспечить стране получение сравнительных преимуществ. Страна, первой применившая субсидирование, может получить стратегическое преимущество для своих компаний.
Такое явление характерно для отраслей высоких технологий, где поддержка исследовательской деятельности играет важную роль в обретении доминирующего положения на международном рынке;
- аргумент условий обмена. Как было показано выше, пошлина улучшает условия обмена для крупной страны-импортера или страны, входящей в мощные экономические объединения или зоны (например, ЕС), которая способна влиять на мировые цены. При этих условиях введение пошлин может быть выгоднее, чем свободная торговля.
В качестве отрицательного воздействия протекционизма на национальную промышленность приводятся следующие аргументы:
- отрасли, находящиеся под защитой протекционистской политики, никогда не смогут стать конкурентоспособными на мировом рынке именно из-за такой защиты;
- внешнеторговая политика может послужить началом торговой войны и тогда регулирующее воздействие внешнеторговых ограничений сводится к нулю;
- иногда протекционистская политика проводится с целью защиты рабочих мест. Но, если отрасль стала неконкурентоспособной, то в этом случае выгодно уволить работников и предоставить им материальную помощь из государственного бюджета;
- протекционизм вреден с точки зрения потребителя, которого он заставляет переплачивать за необходимые ему товары и услуги, причем не только импортные, облагаемые таможенной пошлиной, но и за изделия национального производства, выпуск и продажа которых связаны с неконкурентной системой ценообразования;
- протекционизм порождает риск цепной реакции, поскольку после защиты одних отраслей рано иди поздно потребуется защита других;
- политика протекционизма усиливает межгосударственное соперничество и несет потенциальную угрозу международной стабильности и безопасности.