Введение
Глава 1. Общая характеристика республики в составе субъекта Российской Федерации
1.1. Понятие республики как субъект Российской Федерации
1.2. Особенности правового статуса города федерального значения Севастополь в Российской Федерации
Глава 2. Правовое регулирование принятия нового субъекта в состав Росийской Федерации
2.1. Порядок принятия нового субъекта в состав Российской Федерации
2.2. Проблемы процедуры принятия в состав РФ нового субъекта
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность выбранной темы состоит в том, что Конституция Российской Федерации 1993 г. заложила современную правовую основу развития федеративного государства и федеративных отношений в России.
Проблемы федеративного устройства Российского государства занимают одно из центральных мест в новой Конституции РФ. Это обусловлено как необходимостью укрепления территориальной целостности и единства России как многонационального государства, решающего задачи устранения дезинтеграционных процессов и стабилизации своей внутренней структуры, так и реального обеспечения самоопределения народов как носителей и источников власти применительно ко всем субъектам Федерации при сохранении многообразия объединяемых каждым из них этнических, религиозных и языковых сообществ.
Однако нормы Конституции РФ, устанавливающие основу конституционного статуса субъектов РФ, по ряду причин являются неоднозначными и внутренне противоречивыми, что вызывает определенные сложности для федерального и региональных законодателей при их развитии в текущем законодательстве, а также для всех правоприменителей при их практической реализации.
Установление конституционно-правового статуса субъекта федерации имеет существенное значение для любого федеративного государства, так как статус субъекта во многом определяет характер федеративных отношений, которые складываются внутри федерации и положение субъектов федерации в системе этих отношений
Объект исследования – общественные отношения, возникающие связи с конституционно-правовым статусом республик в составе Российской Федерации.
Предмет – нормы права, регулирующие конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации.
Цель исследования – провести комплексный анализ конституционно-правового статуса республик в составе Российской Федерации.
Для достижения этой цели предлагается решить следующие задачи:
- Рассмотреть понятие республики как субъект Российской Федерации;
- Выяснить особенности правового статуса города федерального значения Севастопольв Российской Федерации;
- Определить порядок принятия нового субъекта в состав Российской Федерации
- Проанализировать проблемы процедуры принятия в состав РФ нового субъекта.
Методологическую основу курсовой работы составляют общенаучные и частнонаучные методы. К общенаучным методам исследования можно отнести методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-логический метод. К частнонаучным методам исследования относится, прежде всего, формально-юридический метод, историко-правового анализа, сравнительного правоведения, метод системного анализа и некоторые другие.
Нормативно-правовую базу составляют Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ), Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ (ред. от 31.12.2014) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015), Федеральный конституционный закон от 27.05.2014 № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и другие нормативные правовые акты.
Теоретическую основу курсовой работы составляют труды российских авторов, таких как Бурмакина Н. И., Муратова М. Н., Виноградов В. А., Мазаев В. Д., Масленникова С. В., Евдокимов В.Б., Тухватуллин Т.А., Мигачев Ю. И., Попов Л. Л., Тихомиров С. В., Прудников А. С., Малахов В. П., Стахов А. И., Кононов П. И., Гвоздева Е. В. и других авторов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика республики в составе субъекта Российской Федерации
1.1. Понятие республики как субъект Российской Федерации
В отличие от других субъектов Федерации республики признаются государствами. Однако власть в этих государствах не является суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией. Республики не вправе нарушать государственную целостность России, единство системы государственной власти. Их народы свободно реализовали свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а затем преобразовав ее в государство, являющееся частью РФ. Изменить этот статус можно только с согласия РФ, путем изменения Конституции РФ или в соответствии с федеральным конституционным законом.
Конституция РФ не закрепляет право выхода республик из состава Федерации, чего не делает ни одна другая федерация мира. Основания для этого носят не только юридический, но и этический характер. Экономика республик была создана на средства всего многонационального народа России, она может успешно функционировать только как составная часть всей экономики страны. С национальной точки зрения население республик давно носит смешанный характер, вследствие чего выделение той или иной республики в самостоятельное государство неизбежно породило бы дискриминацию и межнациональные конфликты. Сепаратизм, следовательно, противоречит коренным интересам как народов республик, гак и их титульной нации.
Республики, как и другие субъекты Федерации, равноправны только между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, но они не равноправны с самой Федерацией. В договорах, которые республики, как края и области, заключают с Федерацией, речь идет о разграничении предметов ведения и полномочий, а не о разделе суверенитета или территории РФ. Конституции республик должны соответствовать Конституции РФ, составлять единое конституционное пространство, основанное на общих принципах. Отступления от федеральной Конституции особенно недопустимы, когда они ведут к вторжению в предметы ведения и полномочия федеральных органов, нарушают принцип равноправия граждан России независимо от национальности и места проживания, принцип разделения властей.
С пониманием государственной природы республик тесно связан вопрос о правовом статусе их территорий. Каждая республика обеспечивает свою территориальную целостность, а границы республики, находящиеся в режиме не государственных, а административных границ, не могут быть изменены без ее согласия. Гарантией территориального статус является сама Российская Федерация, что, однако, не всегда обеспечивает быстрое и эффективное разрешение территориальных споров. Такой спор, например, несколько лет не затихает в отношениях между Республикой Северная Осетия – Алания и Республикой Ингушетия.
Происходившая частая перекройка границ имела чисто административное значение, в результате чего, например, в территорию нынешней Чеченской Республики были включены районы из соседнего Ставропольского края. Территорию республик, следовательно, можно рассматривать только во взаимосвязи с их пребыванием в составе РФ. Вместе с тем должно быть, безусловно, признано, что закрепленная за ними территория является пространственным пределом их власти, на эту территорию не может распространяться власть других субъектов Федерации.
Неправомерны и претензии многих республик на приоритет (верховенство) своих законов над федеральными. Закрепление в конституционных актах республик такого рода положений противоречит основам конституционного строя РФ и ведет к ослаблению конституционной законности и охраны прав человека.
Республики самостоятельны в определении своих государственных языков. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик эти языки употребляются наряду с государственным языком РФ, т. е. русским языком. В республиках, в которых титульная нация составляет большинство населения, законодательно закреплено двуязычие. Многоязычие закреплено в многонациональном Дагестане. Двуязычие принято и в некоторых республиках, где титульная нация не составляет большинства (например, Калмыкия. Но в ряде республик законы о языках пока не приняты. Практически все республики признают и гарантируют права всех наций на пользование своим языком и на его развитие.
Конституции республик обычно предусматривают свое гражданство, не учитывая, что гражданство в РФ относится к ведению Федерации. Это гражданство одновременно означает и гражданство РФ, но правом принятия в гражданство обладает только Российская Федерация.