Введение
1. Местные налоги как составляющая налоговой системы РФ
1.1 Виды местных налогов
2. Анализ структуры региональных налогов РФ на примере Белгородской области
2.1 Особенности региональной налоговой политики
2.2 Анализ налогообложения Белгородской области
3. Проблемы местного налогообложения и его эффективность на примере Белгородской области
3.1 Проблемы регионального налогообложения
3.2 Оценка эффективности региональной налоговой политики
Заключение
Список литературы
Развитие местного самоуправления в Российской Федерации и, как следствие, наличие самостоятельной финансовой компетенции муниципальных образований обусловили интерес к этим вопросам со стороны исследователей финансового права. Существенное влияние на развитие этой научной области оказали труды и публикации таких ученых, как М.В. Карасева, Ю.А. Крохина, Н.И. Химичева. Отдельные аспекты проблемы формирования эффективной системы местного налогообложения рассматривались в работах представителей экономической школы налогообложения и финансов: М.Ю. Березина, А.Г. Гладышевой, Л.А. Дробозиной, А.Г. Игудина, В.И. Матеюка, B.C. Мокрого, А.Ф. Панайотова, В.Г. Панскова, Г.Б. Поляка, Л.И. Прониной, В.М. Родионовой, Д.Г. Черника. Однако, несмотря на широкий спектр проведенных вышеуказанными, а также другими авторами исследований их предметом выступала либо целиком налоговая система Российской Федерации, либо вообще все финансы органов местного самоуправления, включая налоги и сборы как их составную часть. На сегодняшний день практически нет комплексных научных работ, посвященных юридической разработке правовых основ местного налогообложения, что оставляет место для специального комплексного анализа местных налогов и сборов и их системы, налоговой компетенции органов государственной власти и местного самоуправления.
Объектом исследования работы Особенности структуры налогов Белгородской области.
Предмет исследования. Особенности налоговой политики региона.
Цель курсовой работы – провести комплексный анализ структуры региональных налогов на примере Белгородской области. Для достижения этой цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:
- проанализировать особенности действующей системы нормативно-правовых актов, регулирующих систему местного налогообложения;
- выделить основополагающие организационно-правовые принципы построения системы местных налогов и сборов;
-проанализировать структуру региональный налогов Белгородской области.
1. Местные налоги как составляющая налоговой системы РФ
1.1 Виды местных налогов
Местные налоги и сборы – это неотъемлемая часть отечественной налоговой системы. Их назначением является наполнение региональных и муниципальных бюджетов средствами, которые затем будут израсходованы на общезначимые нужды, такие как ремонт дорог, здравоохранение, образование, работу правоохранительных органов и многие другие.
В обязанность граждан и организаций входит и уплата установленных в законном порядке налогов. Об этом сказано в Конституции – основном законе РФ, имеющем высшую юридическую силу. За нарушение предусмотрены различные наказания.
Законы РФ допускают наличие земельных участков в частной собственности, как у юридических лиц, так и у граждан. Порядок взимания налога за это право подробно изложен в гл. 31 НК. Уплачивается он в виде авансовых платежей, в том муниципальном образовании, где находится земля.
Этот местный налог представляет собой один из видов платы за землю. Целью введения платности землепользования являлось, по мысли законодателей, стимулирование у граждан и юридических лиц бережного отношения к данному ресурсу и рациональному его использованию.
Помимо Налогового кодекса, все нормы, касающиеся установления, прекращения и размеров этого налога, устанавливаются представительным органом муниципалитета, а также столицы, Санкт-Петербурга и Севастополя, имеющих особый статус.
Платить земельный налог обязаны организации и граждане. Но для того, чтобы эта обязанность у них возникла, земля должна быть или в собственности, или в постоянном бессрочном пользовании. К полученным в аренду или временное бесплатное пользование участкам это не относится. За них налог будет вносить собственник.
Объектом, в отношении которого устанавливается налог, будет только участок, находящийся в пределах определенного муниципального образования. Не подпадают под действие Налогового кодекса земли в госсобственности. Из частного имущества – земля под многоквартирными домами.
Налоговый кодекс устанавливает только верхний предел ставки земельного налога. Его размер зависит от категории, под которую подпадает конкретный участок земной поверхности. Минимальным, равным 0,3% он будет для земель:
- сельхозназначения;
- жилого фонда;
- предназначенных для ИЖС;
- предоставленных для садоводства, огородничества или личного хозяйства;
- ограниченных в обороте.
Для всех прочих категорий ставка может достигать 1,5%. При этом у органов местного самоуправления есть право подойти к каждой категории отдельно, установив дифференцированные ставки. Они могут зависеть как от назначения конкретных участков, так и их местоположения, качества и т.д.
Расчет налога производится налогоплательщиками самостоятельно. Для этого требуются сведения из соответствующего кадастра – ГКН. В выписке из него содержится вся необходимая для произведения расчета информация: кадастровая стоимость и назначение участка.
Рис. 1. Земельный налог
Граждане, имеющие в собственности недвижимость, также платят за это право налог. Но не земельный, а на имущество. В 2015 году именно по этому налогу вступили в действие поправки. Налоговый кодекс был дополнен главой 32. Соответственно утратил силу действующий до этого момента федеральный закон.
Объект налогообложения
К объектам по данному платежу относятся следующие виды недвижимости:
дома, квартиры и комнаты;
гаражи, машино-места;
единые недвижимые комплексы;
недостроенные жилые и нежилые объекты;
иные здания, сооружения или помещения.
Ставки по налогу на имущество
Максимальный размер ставки устанавливается в ст. 406 Налогового кодекса. Он может составлять от 0,1 до 2% в зависимости от объекта. Местные власти могут увеличить ее, но не более чем в три раза.
Рассмотрим, как рассчитывается налог по новой системе. Для этого нам потребуется информация о кадастровой стоимости объекта. Узнать ее можно, получив выписку из ГКН. Там же будет указана и общая площадь жилья. А если жилплощадь находится в общей собственности, то и размер доли.