ВВЕДЕ1НИЕ
Глава 1 Теоретические основы системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем
1.1 Становление и развитие системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем
1.2 Национальная система противодействия легализации преступных доходов
1.3 Роль банковского сектора в механизме противодействия легализации доходов, полученных преступным путем
Глава 2 Анализ деятельности системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем на примере Центрального Банка РФ и ПАО «Росбанк»
2.1 Анализ деятельности Центрального Банка РФ в системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем
2.2 Анализ деятельности ПАО «Росбанк» по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем
Глава 3 Проблемы в системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и меры, направленные на их решение
3.1 Основные проблемы в системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем
3.2 Меры по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем в России
3.1 Меры по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем в ПАО «Росбанк»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложения
Легализация преступных доходов и финансирование терроризма являются финансовыми преступлениями с негативными эффектами, которые скрываются за обычными финансовыми операциями. Эти преступления обладают способностью дестабилизировать положение экономических субъектов, общество или целиком национальную экономику, создавая угрозу экономической безопасности страны. Так как объемы легализации незаконных доходов имеют тенденцию к росту, создание эффективной системы противодействия данному явлению выступает одной из актуальных проблем современности.
Изучение понятия процесса легализации доходов, полученных преступным путем, основывалось на трудах таких авторов, как П.В. Ревенкова, А.Б. Дудка, А.Н. Воронина, М.В. Каратаева, К.Н. Алешкина, О.Ю. Якимова, В.М. Шумилов, Х.Х. Кернер, М.Е. Беар и др.
Риск вовлечения банка в процессы легализации преступных доходов является новой категорией для российской банковской системы, в которой отсутствует опыт регулирования и управления подобными процессами, что придает вопросам разработки механизмов выявления, оценки и управления данным риском особую актуальность.
К настоящему моменту банковская практика выработала относительно эффективные механизмы управления кредитным, рыночным, операционным риском и риском ликвидности. В то же время банки продолжают недооценивать риск вовлечения в процессы легализации преступных доходов или пытаются управлять им традиционными методами.
Актуальность темы исследования обуславливается необходимостью разработки эффективных мер по управлению риском вовлечения банков в процессы легализации доходов, полученных преступным путем.
Цель выпускной квалификационной работы – на основе анализа роли деятельности банковской сферы в процессе легализации доходов, полученных преступным путем выявить основные проблемы в системе ПОД/ФТ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить процесс становления и развития системы ПОД/ФТ.
Проанализировать национальную структуру системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.
Обозначить возможность участия банков в современных западных и классических моделях отмывания доходов.
Проанализировать деятельность Центрального Банка РФ и ПАО «Росбанк» по противодействию легализации доходов.
Провести анализ взаимодействия России и США в рамках системы ПОД/ФТ.
Выявить основные проблемы в борьбе с легализацией преступных доходов.
Предложить меры, направленные на решения проблем в системе ПОД/ФТ.
Объект выпускной квалификационной работы - деятельность Центрального Банка РФ, как одного из основных звеньев в системе ПОД/ФТ, и ПАО «Росбанк» по противолегализации доходов, полученных преступным путем.
Предмет – роль банковской системы в борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем, как один из гарантов экономической безопасности страны.
Теоретическую основу исследования составили работы российских ученых и экспертов в области ПОД/ФТ, научные статьи и монографии, посвященные данной проблеме.
Методологической основой исследования являются диалектические методы и подходы, обусловившие изучение рассматриваемых явлений и процессов в развитии и взаимосвязи. Обоснование теоретических положений работы базируется на принципах исторического, логического, системного и сравнительного анализа.
При проведении исследования и систематизации полученных данных применялись общенаучные методы и приемы сравнения, анализа и синтеза, также статистические методы.
Информационную базу исследования составляют законодательные акты Российской Федерации, нормативные документы, регулирующие деятельность банков в системе ПОД/ФТ, статистические и аналитические материалы Банка России, обзоры публикаций в специализированных изданиях, так же использовались данные, предоставляемые отделом по борьбе с легализацией преступных доходов ПАО «Росбанк».
Практическая значимость работы заключается в том, что основные положения, выводы и меры ориентированы на широкое применение в банковской сфере.
Глава 1 Теоретические основы системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем
1.1 Становление и развитие системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем
Есть разные точки зрения относительно того, когда и как возник термин «отмывание денег», то есть та самая легализация доходов, полученных преступным путем. И возник ли он в 1920-е годы в Америке или в начале 1970-х годов там же, остается открытым вопрос, что же скрывает за собой этот термин. За ним может стоять как банальная попытка легализовать преступный капитал, так и террористические акты, убийства, успешное функционирование разного рода организованных преступных группировок, наркоторговля, работорговля и многое другое. Как правило, отмывание денег – по сути, преступление, носящее больше финансовый характер – не ассоциируется с такими тяжелыми уголовными преступлениями. И это отношение играет на руку преступному миру. Любая кредитная организация, любое предприятие и даже любой человек может стать невольным пособником террористической или иной преступной организации, легкомысленно считая отмывание денег несерьезным преступлением или не преступлением вовсе.
Выражение «отмывание денег» («money laundering») получило широкое распространение в США в 1973 г. в связи с освещением в прессе материалов слушаний по Уотергейтскому скандалу, включая эпизод с отправкой в Мексику 200 тыс. долл. 16 пожертвований, использованных затем для финансирования незаконных операций в рамках предвыборной кампании Никсона.
Термин «отмывание» денег («money laundering») впервые был использован в 80-х гг. в США применительно к доходам от наркобизнеса и обозначал процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги.
В 20 веке не было единой формулировки понятия легализации доходов.
В 1984 году Президентская комиссия США по организованной преступности использовала следующую формулировку: «Отмывание денег – процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение».
Венская Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 года признала в качестве преступления «отмывание» денег, полученных от незаконного оборота наркотиков.
В то же время развитие организованной преступности привело к росту доходов преступных организаций, получаемых из других сфер преступной деятельности. Часть этих доходов также стала подвергаться «отмыванию» и инвестироваться в легальную экономику. Конвенция Совета Европы № 141 «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» от 8 ноября 1990 года признала преступлением действия, связанные с «отмыванием» денег, полученных не только от наркобизнеса, но и от других видов преступной деятельности.
8 ноября 1990 года в Страсбурге была принята Страсбургская конвенция “Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности” заключенная между государствами-членами Совета Европы и открытая для присоединения для других государств.
В ней отмывание денежных средств и иного имущества – это процесс, в ходе которого средства, полученные в результате незаконной деятельности, то есть различных правонарушений, помещаются, переводятся или иным образом пропускаются через финансово-кредитную систему (банки, иные финансовые институты), либо на них (вместо них) приобретается иное имущество, либо они иным образом используются в экономической деятельности и в результате возвращаются владельцу в ином «воспроизведенном» виде для создания видимости законности полученных доходов, сокрытия лица, инициировавшего данные действия и (или) получившего доходы, а также противозаконности источников этих средств.
Данные формулировки носят довольно общий характер и в принципе охватывают многие сферы, предусмотренные соответствующими нормами международных конвенций.
Легализация доходов набрала обороты еще в 1920-1930-е годы в США, но специальные, направленные на её противодействие нормативно-правовые акты появились гораздо позднее.
Следует начать с принятия конвенции от 20 декабря 1988 года организации объединенных наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года является типичной многосторонней конвенцией о борьбе с отдельным видом преступления международного характера. На сегодняшний день она является основополагающим документом, на базе которого страны-участники Конвенции строят свое национальное законодательство в этой сфере. Конвенция внесла несколько принципиально новых составов преступлений, в том числе организацию, руководство или финансирование наркопреступлений.
В соответствии с Конвенцией 1988 года государства-участники согласились модернизировать свои национальные законы, чтобы облегчить конфискацию доходов от незаконного оборота наркотиков. Предусмотрено разрешить судам раскрывать тайну банковских вкладов в ходе расследования дел, связанных с наркотическими средствами; облегчать выдачу и судебное преследование обвиняемых торговцев наркотиками; предотвращать незаконные пересылки по почте; установить систему наблюдения за международной торговлей прекурсорами.
Следующим шагом в 1989 г. было создание Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, или ФАТФ. Она была создана в Париже по инициативе президента Франции при участии США, Японии, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Канады. Ее основными направлениями деятельности стали: создание рекомендаций, стандартов по борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма, развитие системы региональных органов и обеспечение сотрудничества государств и международных организаций в области борьбы с отмыванием денег.
Одним из результатов деятельности ФАТФ стали как раз стандарты в области ПОД/ФТ, или в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В феврале 1990 г. были разработаны основные финансовые меры борьбы, получившие название «Сорок рекомендаций по действиям против отмывания денег», которые впоследствии, через шесть лет, были пересмотрены и требуют регулярного пересмотра, так как появляются новые технологии и способов легализации доходов благодаря этому становится все больше.
В октябре 2001 г. ФАТФ издал восемь специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма, которые содержали ряд специальных мер по борьбе с финансированием террористических актов и террористических организаций, дополненные впоследствии девятой в 2004 году, касающейся контроля за перевозками наличных денежных средств. Это послужило дополнением к изданным ранее «Сорока рекомендациям».
Международный валютный фонд и Мировой банк, подавляющее большинство западных стран и США приняли эти «Сорок рекомендаций» и девять специальных рекомендаций как единые международные стандарты по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В 1991 г. Совет Европы принимает Директиву Совета европейского сообщества «О предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания денег» № 91/308 ЕЕС от 10 июня 1991 г., которая стала основой создания системы финансового мониторинга во всех кредитных организациях.
Следующей ступенью в развитии системы ПОД/ФТ стало принятие ООН проекта типового закона «Об отмывании денег, полученных от наркотиков»5 в 1993 г. В данной модели был использован опыт предыдущих лет законотворчества в исследуемой сфере, что позволило обогатить теорию и практику борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и внести существенные коррективы в национальное законодательство.
Типовой закон содержит рекомендации по предотвращению отмывания денег, выявлению подобных действий и установлению за них санкций. В нем, как и в Венской конвенции 1988 г., содержатся формулировки двух основных составов правонарушений, связанных с отмыванием денег, полученных от незаконного оборота наркотиков.
В целях создания международной системы противодействия легализации доходов и финансированию терроризма недостаточно было только принятия нормативных актов. Требовалось создание и специальных организаций, каковой стала созданная в июне 1995 г. группа ЭГМОНТ - объединение подразделений финансовой разведки, - имевшая неформальный характер. В нее вошли представители 24 подразделений финансовых разведок со всего мира, сотрудничество в рамках этой организации способствовало обмену информацией и опытом, что, безусловно, способствовало усилению системы ПОД/ФТ.
9 декабря 1999 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН была принята Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма. 27 декабря 2002 г. данная Конвенция стала обязательной для исполнения Россией.
Вольфсбергская группа, образованная в 2000 г., приняла ряд методических рекомендаций для финансовых институтов, среди которых следует особо отметить принятые 30 октября 2000 г. Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (The Wolfsberg Anti-Money Laundering Principles for Private Banking). Базельский же комитет в декабре 1998 г. выпустил Рекомендации по предотвращению использования банковской системы в целях отмывания преступных доходов (Prevention of criminal use of the banking system for the purpose of money-laundering). Также в 2001 г. им принимаются Методические рекомендации по идентификации клиентов банков (Customer due diligence for banks), ставшие стандартами деятельности для кредитных организаций.
Что касается США, то в октябре 1986 г. принимается закон «О контроле за отмыванием преступных доходов» (US Money Laundering Control Act). В 1992 г. принимается закон Германии об отмывании преступных доходов (German Money Laundering Act), в 1998 г. соответствующие акты принимаются в Швейцарии и Бразилии, в 2000-2001 гг. - в России и Японии. В дальнейшем аналогичные законы были приняты в большинстве стран мира.
В 2004 г. была учреждена Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), которая и сейчас является членом ФАТФ.
Впервые инициатива по созданию ЕАГ была озвучена Российской Федерацией на пленарном заседании ФАТФ в октябре 2003 г. В феврале 2004 г. этот вопрос был рассмотрен на международном совещании «Сотрудничество государств - участников СНГ в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма» с участием представителей стран СНГ и Китая, а также ряда международных организаций13. Учредительная конференция прошла в Москве 6 октября 2004 г. с участием шести государств, а именно: Беларуси, Казахстана, Китая, Кыргызстана, России и Таджикистана. В 2005 и 2010 гг. в число государств - членов ЕАГ вошли Узбекистан, Туркменистан, Индия. Сейчас членами ЕАГ являются 9 государств; 14 стран и 18 международных и региональных организаций имеют статус наблюдателей.