Введение
Глава I. Понятие и правовая природа амнистии
1.1 История развития института амнистии
1.2 Уголовно-правовое понятие и сущность амнистии
1.3 Сравнительный анализ правовых институтов помилования и амнистии в РФ
Глава 2. Применение амнистии
2.1 Понятие, условия и правовые вопросы применения актов об амнистии
2.2 Проблемы применения акта амнистии
Заключение
Библиографический список
В Российской Федерации такие категории, как амнистия и помилование являются правовыми и закреплены в положениях Конституции РФ и статьях общей части Уголовного Кодекса РФ.
Амнистия представляет собой акт высшего органа государственной власти и носит нормативный характер. Ее предписания обязательны для всех органов и должностных лиц, имеющих отношение к реализации уголовной ответственности, и распространяются данные предписания на индивидуально неопределенный круг лиц. Помилование, в свою очередь, представляет собой решение Президента Российской Федерации, улучшающее правовое положение индивидуально определенного лица, осужденного за совершение преступления, отбывающего наказание или имеющего судимость.
Таким образом, следует отметить, что амнистия находится в ведении Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а помилование – в исключительном ведении Президента РФ.
Следующей особенностью амнистии является то, что она применяется в отношении неопределенного круга лиц, подпадающих под действие данной амнистии, а помилование распространяется только на определенное лицо, отбывающее наказание или имеющего не снятую судимость, на основании соответствующего ходатайства этого лица.
Акт амнистии может установить: освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; освобождение от наказания или его отбывания лиц, осужденных за преступление; сокращение срока наказания; замену наказания более мягким наказанием; освобождение от дополнительного наказания; снятие судимости; условное освобождение от наказания; освобождение от административной ответственности. Утверждение амнистии – сложный процесс, который проходит максимум один раз в год.
Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании особенностей актов об амнистии.
Задачами данного исследования являются: рассмотрение истории становления, понятия и применения актов об амнистии; анализ проблемных аспектов актов об амнистии.
Объектом данного исследования является комплекс правоотношений, складывающихся в процессе рассмотрения актов об амнистии.
Предметом исследования выступают закономерности актов об амнистии.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, касающиеся актов об амнистии, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава I. Понятие и правовая природа амнистии
1.1 История развития института амнистии
Специальные правовые нормы, направленные на приостановление действия закона ради высших соображений гуманности предусматривались еще в древнерусском законодательстве. При этом до советского периода в законодательстве термин «амнистия» не применялся, его заменяли «прощение» или «помилование». В рамках данного вопроса рассмотрим историю развития института амнистии в сравнении с помилованием, так как они были взаимосвязаны между собой. Так, в правовых памятниках Киевской Руси имеются свидетельства того, что в древнейшем русском обществе применялось полное или частичное прощение лиц, совершивших преступление. На основе проведенного анализа дореволюционного законодательства можно выделить особенности помилования древнего периода. Во-первых, инициатива прощения исходила от духовенства. Во-вторых, прощение лиц, совершивших преступления, широко практиковалось по поводу церковных праздников (Пасхи, Масленицы, накануне Светлого воскресенья и т. д.). Например, на Стоглавом соборе было постановлено выпустить из темниц ко дню Светлого воскресенья всех «тюремных сидельцев», кроме убийц, разбойников и поджигателей. В-третьих, прощение (помилование) рассматривалось как промысел Божий. В-четвертых, право миловать имел каждый удельный князь в пределах своего княжества. Известен, например, исторический факт, когда Даниил Галицкий отбил принадлежавший ему ранее город Галич, захваченный Ростиславом с помощью местных бояр, и, несмотря на их предательство, помиловал их, так как надеялся великодушием обезоружить мятежников.