Введение
Глава 1. История становления и развития законодательства об амнистии и помиловании
Глава 2. Правовая природа амнистии
2.1. Понятие и сущность амнистии
2.2. Особенности применения амнистии
Глава 3. Правовая природа помилования
3.1. Понятие и сущность помилования
3.2. Условия и особенности применения помилования
Глава 4. Проблемы применения амнистии и помилования в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования обусловливается тем, что в настоящее время институты амнистии и помилования представляют собой одну из самых противоречивых областей теории уголовного права. Они вызывают особой интерес из-за того, что по своему характеру представляют уникальное законодательное закрепление возможности освобождения от наказания лиц, которые были осуждены за совершение уголовно наказуемых преступлений, с одной стороны, а с другой стороны определяют правоспособность лиц, которые совершили данные преступления, все связанные с этим ограничения и способы их аннулирования. Также интерес к вышеуказанным институтам вызван тем, что в них содержатся своеобразные элементы проявления гуманизации права и власти, в связи с этим эти институты открываются для осмысления помимо юридической, но и с моральной точки зрения. У институтов амнистии и помилования есть своя немалая история развития в законодательстве России, результатом которой их значимость в уголовно-правовом регулировании все больше усиливалась, что в итоге послужило выделению норм, которые касаются амнистии и помилования в отдельную главу Уголовного кодекса РФ 1996 г[1].
Также актуальность вышеуказанных институтов в настоящее время обусловливается тем, что они являются неотъемлемой частью законодательства России, которое строится согласно международным и конституционным принципам демократизма, гуманности и справедливости. Согласно статье 1 Конституции РФ[2] Россия - это правовое государство. Это означает, что должны максимально обеспечиваться права и свободы человека, в первую очередь при помощи разработанной системы законодательства. Этой характеристике функциональной роли законодательства в обеспечении прав и свобод человека в определенной мере отвечают нормы об амнистии и помиловании. Данные нормы дают возможность усовершенствовать уголовное законодательство, делают его менее репрессивным и дают больше шансов на реабилитацию лиц, которое совершило преступление, учитывая само преступление, обстоятельства его совершения, личность виновного и его стремление реабилитироваться.
Являясь составной частью законодательства правового государства, институты амнистии и помилования оказывают на него обратное воздействие посредством стимулирования его становления на практике, а не только на бумаге.
Полагаю, что комплексное исследование, посвященное изучению влияния институтов амнистии и помилования, является своевременным и актуальным.
В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, связанные с амнистией и помилованием. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты Российской Федерации, правоприменительная практика, научные публикации по исследуемым вопросам.
Цель данной работы – всесторонне исследовать институты амнистии и помилования в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить историю становления и развития законодательства об амнистии и помиловании в Российской Федерации;
- рассмотреть правовую природу амнистии;
- рассмотреть правовую природу помилования;
- проанализировать проблемы применения амнистии и помилования в Российской Федерации;
- сделать выводы по проделанной работе.
Структура работы обусловливается целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. История становления и развития законодательства об амнистии и помиловании
Корни амнистии и помилования уходят еще во времена Киевской Руси. Точной даты появления этих институтов не известны, однако в истории известно огромное количество примеров, когда общество и правители проявляли милосердие к преступникам. Российское законодательство больше знает понятие помилования, чем амнистии, появившееся гораздо позже.
Правом миловать в Киевской Руси обладали великие князья. По мере централизации государственной власти и укрепления самодержавия данное право закрепляется за самодержавцем, по своему усмотрению отправляющем милости.[3]
По предложению Стоглавого собора в 1551 г. было введено правило, в соответствии с которым к Пасхе следовало освобождать «тюремных сидельцев», осужденных за нетяжкие преступления. С тех пор на Руси манифесты издавались русскими царями по самым разным поводам, в качестве которых выступали могли выступать: болезнь царя или его членов семьи, окончание войны, восшествие на престол, годовщина царствования и т.д.
Во время царствования Ивана Грозного помилование также широко применялось. К примеру, в своем завещании от 10 марта 1584 года Иван VI велел Федору после своей смерти освободить всех узников.
Соборное уложение 1649 года законодательно закрепило за государем право помилования. Это видно из статьи 2, в которой было сказано, что при возвращении из-за рубежа изменник теряет право на возращение конфискованных у него земель при помиловании государем («и государь пожалует его»).[4]
Манифест Петра Великого по поводу заключения мира со Швецией сыграл большую роль в развитии институтов амнистии и помилования. Данный манифест от 4 ноября 1721 года носил название «О прощении всем каторжным и колодникам, кроме смертоубийц и разбойников, вследствие милости Всевышнего в войне». По факту он стал амнистией, в нем предусматривалось и полное освобождение от наказания, и смягчение наказания.
Екатерина II также издала несколько манифестов о помилованиях, в которых в основном милости подлежали политические преступники.
Предусматривался институт помилования и в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Амнистия в данном уложении рассматривалась как одна из форм помилования. Согласно его статьям 170 и 171 помилование было выражено в устранении карательных последствий для совершившего преступление и исходило от Верховной Самодержавной власти и Монаршего милосердия. Помилование могло быть выражено в виде устранения или прекращения уголовного преследования, смягчения наказания и возможного восстановления в правах виновного, а также отмены наказания, которое было определено приговором суда.
С взошедшим на престол Николаем II институты амнистии и помилования получили новый виток развития. Это связано с Уголовным Уложением, вышедшим в 1903 году. В данном Уложении предусматривался институт помилования. В нем практически дословно повторялись формулировки Уложения 1845 г. Право на помилование было закреплено за самодержавцем. Несмотря на то, что помилование исходило от императора, в исключительных случаях оно могло возбуждаться в дореволюционной России судом. В таком случае, в соответствии с именным Указом от 25 ноября 1865 г., ходатайства суда о помиловании через Министра юстиции докладывались Николаю II. Осужденные также могли обратиться с ходатайством о помиловании самостоятельно. Однако их просьбы о помиловании принимались только в случае, если находились уважительные причины для данного ходатайства.[5]
В 1905 году помилование стало актом верховного управления, которое имело форму Указа.
Анализируя вышесказанное, полагаю, что помилование в прошлом было принято рассматривать в качестве видового понятия, включавшего в себя и помилование, и амнистию. Общим для них было «прощение» частичное или полное виновного лица.
Термин «амнистия» впервые появился в Указе об амнистии от 7 марта 1917 года, который издало Временное правительство после Октябрьской революции. Первые строки данного Указа гласили, что была объявлена общая политическая амнистия.[6] После этого вместо термина «помилование» в официальных документах стал использоваться термин «амнистия». К примеру, в соответствии с пунктом «е» статьи 49 Конституции РСФСР 1918 г. правом общей или частичной амнистии обладают Всероссийский съезд Советов и Всероссийский Центральный исполнительный комитет Советов.[7]
В первые годы Советской власти помилование применялось наряду с актами амнистии. Оно применялось к раскаявшимся и исправившимся осужденным вне зависимости от того, за преступления какой общественной опасности они отбывают наказание. Правом на помилование и восстановление в правах осужденных было возложено на судебную власть в соответствии с Декретом СНК «О суде» от 24 ноября 1917 г.
Постановление «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям»[8], изданное 4 марта 1929 г. Пленумом Верховного Суда СССР разъясняло, что амнистию можно применять к продолжаемым преступлениям только в случае, если преступные действия были закончены до издания амнистии.
Во время Великой войны 1941-1945 гг. также издавались Указы Президиума Верховного Совета СССР об амнистии. В качестве примера стоит привести Указ от 7 июля 1945 г. «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией», в результате которого по амнистии 391 450 человек было освобождено из мест лишения свободы.
Самым широким актом амнистии за весь период существования Советского государства считается Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 г. «Об амнистии»[9], в результате которого многие категории осужденных были освобождены по амнистии. Данная амнистия применялась даже к особо опасным рецидивистам.
С принятием в начале 60-годов Уголовного и Уголовно- процессуального кодексов РСФСР помилование получило полное юридическое обособление. Ему стал присущ индивидуально- определенный характер. Объем трактовки помилования позволял освободить преступника от уголовной ответственности на досудебной стадии.
Конституции СССР 1977 года и РСФСР 1978 решали вопросы, связанные с помилованием, по аналогии с предыдущими им основными законами.
Во время перестройки институт помилования претерпел серьезные структурные преобразования. Правом на помилование осужденных стал обладать глава страны – Президент. С этого момента впервые Конституция предоставила каждому осужденному в России право ходатайствовать о помиловании. Помилование было выражено в прекращении уголовного дела, снятии судимости, в полном или частичном освобождении от наказания. Оно могло применятся к осужденным за любые преступления вне зависимости от их характера и тяжести.
Долгое время к институту помилования было неоднозначное отношение. Некоторые юристы относились к нему отрицательно, считая, что нарушается принцип справедливости, из-за нее увеличивается преступность (рецидивы освобожденных по амнистии). Но большинство юристов рассматривают амнистию как гуманную и необходимую меру.
На сегодняшний день институты амнистии и помилования регулируют Конституция РФ от 12 июня 1993 г.[10], Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г.[11], Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г.[12], Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г.[13], Указ Президента от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»[14], Постановления Правительства РФ об объявлении амнистии.
Конституция РФ в части 3 статьи 50 закрепила право каждого осужденного на помилование. Также в ней закреплено право помилования за Президентом РФ.
Уголовный кодекс РФ содержит самостоятельную главу «Амнистия. Помилование. Судимость», посвященную нормам об амнистии и помиловании. Амнистию, в соответствии со статьей 84 УК РФ, объявляет Государственная Дума РФ по отношению индивидуально неопределенного круга лиц. На сегодняшний день Госдумой было издано уже значительное число постановлений об амнистии. Среди последних было Постановление от 24 апреля 2015 г. N 6576-6 ГД "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".[15] На данный момент обсуждается проект постановления №266546-7 «Об объявлении амнистии в связи со 100-летием Октябрьской революции 1917 года», в результате которого по амнистии могут освободится от заключения тысячи осужденных.