Об основных аспектах гонений на церковь
Эссе|История
Авторство: bugalter
Год: 2016 | Страниц: 7
Об основных аспектах гонений на церковь
Анализируя советскую историографию, заново переосмысляешь прежние идеи и выводы о взаимоотношении власти и церкви.
В настоящее время в связи с открытием и введением в научный оборот ранее недоступных источников, есть возможности более полного изучения истории государственно-церковных отношений в СССР. Документы ГПУ-ОГПУ, материалы Политбюро ЦК РКП(б), письма, стенограммы речей, публикации по интересующим нас вопросам лидеров партии, - с одной стороны, официальные документы, воззвания, обращения, эпистолярные документы православных иерархов, священников, простых верующих, - с другой стороны, - должны быть должным образом исследованы, так как они являются богатейшим источником для исследования ситуации, сложившейся в первые годы советской власти, в период гонений на Церковь. Несмотря на то, что в последнее время интерес к данной теме огромен, но в то же время изучение научной литературы, всевозможных источников, предпринятое нами в период написания работы, говорит о том, что проблема государственно-церковных отношений ещё ждёт глубокого всестороннего изучения.
Без учета конкретного исторического момента невозможно дать правильную оценку сложившихся отношений государства и Церкви. Нельзя, на наш взгляд забывать тот факт, что РПЦ один на один осталась с богоборческой властью в первом мире государстве, основополагающей, официальной идеологией которого был атеизм. А.Н. Бердяев в своей работе «Истоки и смысл русского коммунизма» отмечал тот факт, что советская власть была сакрализирована и видела в церкви опасного конкурента.
Церковь была загнана на задворки российской общественной жизни, вытеснена из таких важнейших сфер деятельности, как воспитание детей и то, что общество имеет на современном этапе – сиротский дома, дети-беспризорники, асоциальное материнство, инфантильность подрастающего поколения, не говоря уже о статистике детской и подростковой преступности, ориентиры многих наших сограждан на протестантские ценности, базисом которых является культ успеха любой ценой – выглядит как исполнение страшных пророчеств о судьбе русского (и не только, русского) народа в связи с отлучением от христианских нравственных ценностей.
Основу идеологических и политических воззрений большевиков составляло то положение, что, по их мнению, Церковь «сросшаяся» с государством, ставшая всего лишь одной из составных частей государственного аппарата и должна была либо поддержать новую власть, либо кануть в Лету вместе с разрушаемым революцией аппаратом. Конечно, большевики разделяли Церковь как государственный церковно-бюрократический аппарат и как Церковь – объединение верующих людей, удовлетворяющих свои религиозные потребности. Церковная собственность рассматривалась большевиками как материальное выражение государственных субсидий, пожертвований и как обобществление труда и собственности рядовых верующих. И то, и другое, по их мнению, было узурпировано церковной верхушкой, поэтому, национализация церковной собственности рассматривалась как возвращение народу того, что у него в течение столетий было отнято. Многое объяснялось и той политической обстановкой, которая сложилась в стране к тому времени. Власть не желала, чтобы Церковь, занявшая откровенно антибольшевистские позиции и включившаяся в политическую борьбу, использовала в этой борьбе материальные ресурсы, унаследованные ею от прошлого строя. Начавшаяся гражданская война способствовала тому, чтобы сила оттеснила право. Значимость происходящего заключалась в том, что подводилась черта под целой эпохой синодальной жизни Русской Православной Церкви и одновременно Церковь лишалась государственной поддержки, ей предстояло жить в новом государстве, в неведомом до этого строе.
нет
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!