ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1Понятие, значение, виды и методы расчета себестоимости продукции (товаров или услуг)
1.2 Нормативная база по учету и анализу себестоимости продукции
1.3 Информационная база и методы анализа себестоимости продукции
- АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И УРОВНЯ СТАТЕЙ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ СПК «КРЕМНИЦКИЙ»
2.1 Общая характеристика деятельности СПК «КРЕМНИЦКИЙ»
2.2 Анализ себестоимости продукции по экономическим элементам и статьям калькуляции
- Направленные на оптимизацию себестоимости продукции СПК «КРЕМНИЦКИЙ»
3.1 Мероприятия, направленные на оптимизацию себестоимости продукции СПК «КРЕМНИЦКИЙ»
3.2. Анализ экономической эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В условиях рыночной экономики предприятия, как и покупатели, влияют на ценообразование на рынке. Одним из существенных факторов образования цены является себестоимость продукции.
Себестоимость - затраты на производство определенного продукта, выраженные в денежной форме.
Данный показатель необходим для определения рентабельности производства; контроля и управления расходами предприятия; для внутреннего управления; расчета эффективности инновационной деятельности на предприятии.
Также показатель предприятия, но и в масштабах всей страны. Так себестоимость продукции влияет на ВВП и ВНП страны, а также на ценообразование.
Калькулирование себестоимости необходимо для финансового планирования и внедрения новой продукции, поэтому расчет и анализ себестоимости продукции предприятия актуален в современных условиях.
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов анализа показателя себестоимости продукции на примере СПК «Кремницкий», с целью выявления резервов ее оптимизации и разработки мероприятий, направленных на повышение эффективности использования ресурсов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие, значение, виды и методы расчета себестоимости продукции (товаров или услуг);
- изучить нормативную базу по учету и анализу себестоимости продукции;
- рассмотреть информационную базу и методы анализа себестоимости продукции;
-провести анализ динамики уровня статей себестоимости продукции СПК «КРЕМНИЦКИЙ»;
- определить направления оптимизации себестоимости продукции с целью повышения прибыльности бизнеса.
Объектом исследования является деятельность СПК «КРЕМНИЦКИЙ». Предметом исследования являются затраты, осуществляемые на предприятии и формирование себестоимости производимой продукции.
Теоретической и методологической основой для написания данной работы послужили законодательные акты, нормативно-правовые документы, использованы источники учебной и периодической литературы, данные бухгалтерской отчетности СПК «КРЕМНИЦКИЙ».
При написании курсовой работы были использованы горизонтальный, а также вертикальный анализ в качестве приемов и методов исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1Понятие, значение, виды и методы расчета себестоимости продукции (товаров или услуг)
Понятие «себестоимость продукции (товаров или услуг)» используется в таких экономических дисциплинах, как микроэкономика, бухгалтерский и управленческий учет. Существует множество определений себестоимости, однако данное понятие в любой интерпретации означает величину затрат на производство и реализацию продукции.
Финансово-кредитный энциклопедический словарь дает следующее понятие себестоимости: себестоимость продукции - стоимостная оценка используемых в процессе производства единицы продукции (работ, услуг природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, эл.энергии, осн. средств, а также других затрат на ее производство и продажу (сбыт).
Прежде, чем начинать расчет себестоимости, стоит узнать, на какие типы и виды она делится. Существует 2 типа себестоимости:
- Полная — состоит из абсолютно всех расходов предприятия. В нее входят все издержки, включая закупку оборудования и инструментов, перевозку готовых товаров и т.д. Стоит отметить, что показатель при расчетах получается усредненный.
- Предельная: в основе ее расчетов — количество произведенных товаров. Такая себестоимость отражает стоимость производства всех единиц товара сверх нормы. Полученные в ходе расчета данные позволяют просчитать возможности для расширения производства.
Теперь о видах себестоимости. Она бывает:
- Цеховой — включает издержки всех структурных подразделений, изготавливающих новую продукцию.
- Производственная — это общецеховая себестоимость и общие издержки.
- Полная — состоит из затрат на производство и продажу товаров.
- Общехозяйственная — включает издержки, которые прямо не связаны с процессом производства. Состоит из управленческих расходов.
Также различают фактическую и нормативную себестоимость. При расчете первой во внимание принимаются издержки, из которых складывается цена товара. Это не самый удобный для расчета показатель: трудности связаны с тем, что данные по себестоимости изделия предстоит получить раньше, чем его будут продавать. Это влияет на рентабельности бизнеса.
Расчет нормативной себестоимости основан на данных производственных норм. Это позволяет контролировать расход материалов и не допускать лишнего расхода средств.
Роль себестоимости для предприятия неоценима. Себестоимость продукции является ключевой при определении цены товара, определении рентабельности и прибыли, размера производимой партии товара. При правильном расчете и анализе себестоимости продукции можно выявить резервы снижения себестоимости для каждого продукта, а снижая затраты руководитель повышает прибыль.
Для того чтобы себестоимость выполняла все функции необходимо регулярно ее рассчитывать. Регулярность подсчета себестоимости определяется самим предприятием. Срок может быть любой - месяц, квартал, полгода, год.
В финансовом учете различают следующие виды себестоимости:
- Цеховая себестоимость - затраты цеха на выпуск продукции, товаров или услуг.
- Производственная себестоимость - затраты предприятия на выпуск продукции, то есть эта сумма цеховой себестоимости и общих затрат.
- Полная себестоимость продукции - затраты предприятия на выпуск и реализацию продукции. То есть к производственной себестоимости добавляются затраты на реализацию продукции.
- Общехозяйственная или непрямая себестоимость включает издержки, которые напрямую не относятся к производственному процессу и процессу реализации, то есть данный вид себестоимости включает в себя управленческие расходы.
Себестоимость всегда выражается в денежно^ эквиваленте и отражает затраты на производство и реализацию продукции, при этом формирование себестоимости в каждой отрасли существенно отличается.
Основная цель калькулирования себестоимости продукции на предприятии заключается в отражении фактических данных в финансовой отчетности и принятии на их основе грамотных и взвешенных управленческих решений.
В зависимости от размеров предприятия и специфики его деятельности методы учета себестоимости могут отличаться. При этом отличаются и объекты калькулирования себестоимости.
Объектом калькулирования себестоимости являются отдельные виды продукции, услуг, работ, а также иногда вся продукция предприятия или конкретного подразделения.
Объекты учета отличаются не только по виду, но и по форме измерения. Они могут измеряться:
- в натуральной форме (килограммах, граммах, штуках, тоннах);
- в условно-натуральных единицах (содержание полезных веществ);
- в условных единицах;
- в укрупненных натуральных единицах (100 килограммов муки);
- в стоимостных единицах;
- в трудовых единицах.
В бухгалтерском и управленческом учете выделяют пять основных методов расчета себестоимости продукции: партионный метод, позаказный метод, попередельный метод, попроцесный метод и метод условных единиц.
Выбор метода расчета себестоимости зависит от размеров предприятия, номенклатуры производимых товаров. Объект учета меняется в зависимости от способа калькулирования.
При расчете себестоимости важнейшую роль играют издержки, так как по сути себестоимость состоит из них.
Чаще всего под издержками понимается стоимость отвлеченных от альтернативного использования ресурсов, притом определяемая по наилучшему варианту их альтернативного применения. То есть по сути издержки - стоимость использованных ресурсов.
Экономисты и бухгалтера обычно делят расходы на разные категории. Это необходимо для дальнейшего учета. Необходимо заметить, что в плане счетов издержки предприятия также делятся и относятся к разным счетам.
Вспомогательное транспортное производство ведется по субсчетам по видам затрат, не имеет сальдо на конец месяца. Распределяется пропорционально сумме сырья и материалов на произведенную готовую продукцию по прямым затратам на доставку сырья, муки, материалов на дебет счетов Затрат – 20 «Основное производство» и на дебет счета 44 «Расходы по продаже» по видам производств и их прямым затратам, а также на дебет счета 26 «Общехозяйственные затраты». Общехозяйственные (управленческие) расходы собираются на счете 26 и списываются в дебет счетов 90 «Продажи».
Коммерческие расходы учитываются по фактическим затратам по объектам продаж на счете 44 «Расходы по продажам».
Существуют разные классификации издержек, объединяющие издержки в некоторые группы. Моисеенко Д. Д. подразделяет издержки на:
а) бухгалтерские(явные)-денежные платежи поставщикам факторов производства, используемых для производства товаров или услуг;
б) имплицитные(неявные)-отражают использование в производстве ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы, за которые фирма формально не платит[2].
Для расчета себестоимости используются только явные (бухгалтерские издержки), поэтому в данной работе будут рассматриваться только они.
Бухгалтерские издержки делятся на постоянные и переменные, что находит отражение при расчете себестоимости.